Предприятие как экономическая система. Целевая функция бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:22, реферат

Краткое описание

Объектом бюджетирования является предприятие, представляющее собой сложную экономическую систему. Соответственно, и процесс бюджетирования, как моделирования (при составлении сводного бюджета) и отражения (при проведении план-факт анализа исполнения сводного бюджета) хозяйственной деятельности предприятия, должен основываться на применении системного подхода.

Оглавление

Предприятие как экономическая система. Целевая функция бюджета. 3
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 70.97 Кб (Скачать)

  Применение  функций, описывающих взаимосвязи  ключевых бюджетных параметров, является основой основ моделирования  хозяйственной деятельности предприятия  на бюджетный период. При этом, как  уже отмечалось, критерием выбора оптимальной величины и структуры  комплекса взаимосвязанных бюджетных параметров, собственно и составляющих понятие «хозяйственная деятельность предприятия», является максимизация конечных финансовых результатов (чистой прибыли за бюджетный период) при условии поддержания коэффициентов финансового состояния (ликвидности, финансовой маневренности, общей платежеспособности и др.) на уровне установленных нормативных значений;

  в) разработка на основе пункта «б» перечня  управленческих мер (контролируемых внешних  воздействий) для достижения установленных  оптимальных значений бюджетных  параметров. Управленческие меры разрабатываются  в разрезе отдельных подразделений  предприятия (центров ответственности), что и позволяет обеспечить директивный (обязательный) характер принимаемого бюджета. Так, к управленческим мерам  относится установление для производственных подразделений задания по плановому  объему выпуска, для службы снабжения  — по закупкам материальных оборотных  средств, для отдела сбыта — плана  по выручке и пр.

  Следует отметить, что методологически единственно  правильный функциональный подход к  составлению сводного бюджета промышленной компании (бюджетирование как моделирование) на практике вступает в определенное противоречие с существующей организационной  структурой и системой управления компанией. В «чистом виде» функциональный подход означает, что все параметры  сводного бюджета предприятия рассчитываются и утверждаются одновременно. Иначе  говоря, руководители или полномочные  представители основных планово-экономических  служб компании (планово-экономический  отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, отдел капитального строительства), а также начальники подразделений, которым утверждаются бюджетные  задания (цеха основного производства, отдел материально-технического снабжения, отдел сбыта (коммерческая дирекция) и пр.), подобно рыцарям круглого стола при короле Артуре, должны собраться вместе и сообща принять  сводный бюджет.

  На  стадии утверждения проекта сводного бюджета так и бывает — бюджет обычно утверждается на заседании Правления предприятия, в которое входят основные руководители высшего звена. Однако на стадии разработки проекта сводного бюджета, требующей рутинной работы большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, такой подход просто физически нереален, особенно на средних и крупных предприятиях.

  Разработка  проекта сводного бюджета всегда предполагает определенный регламент: взаимодействие служб аппарата управления по формированию бюджетных показателей, передачу информации (внутреннего документооборота), расчет бюджетных показателей ответственными за это службами, а регламент обязательно  означает определенную последовательность, несовместимую с принципом функциональности. Поэтому в практической деятельности предприятия процедура принятия сводного бюджета представляет собой своеобразный симбиоз содержания, основанного на методологии функционального подхода, и формы — последовательного регламента расчета бюджетных показателей в рамках существующей организационной структуры. При этом соблюдение принципа функциональности в рамках последовательного регламента обеспечивается за счет двух основных инструментов планово-аналитической работы:

  • использование предварительных (ориентировочных) значений бюджетных параметров на отдельных  стадиях процесса разработки проекта  сводного бюджета и формирования бюджетных показателей. Так, при  проведении анализа «издержки-объем-прибыль» для определения целевого объема продаж уже требуется знать значения удельных производственных и коммерческих расходов по видам продукции и, соответственно, величину себестоимости при различных  объемах реализации и выпуска, уровень  целевых товарных остатков и т.д. Одновременно перечисленные бюджетные  параметры в рамках классического  регламента бюджетного процесса калькулируются на последующих стадиях на базе уже  определенного целевого объема продаж. Поэтому при расчете целевого объема продаж экономические службы предприятия, как правило, используют предварительные (оценочные) данные по удельным затратам и, на основе этого, составляют функцию затрат, являющуюся составной частью функции маржинального  дохода.

  Предварительные данные могут основываться на фактических  значениях удельных затрат за прошедшие  бюджетные периоды, оценочной «прикидке» калькуляции удельных затрат по видам  продукции, которая, как правило, относится  к прерогативе планово-экономического отдела и т.д.;

  • использование механизма пересчета (корректировки) установленных на предшествующих стадиях разработки проекта сводного бюджета значений бюджетных параметров при «введении» на последующих стадиях  в процедуру моделирования новых  существенных факторов хозяйственной деятельности. Инструмент пересчета, главным образом, относится к стадии расчета финансового бюджета и определения уровня финансового дефицита и прогнозного изменения коэффициентов финансового состояния за бюджетный период. В случае, когда первичный уровень финансового дефицита является недопустимо высоким с точки зрения поддержания финансовой устойчивости компании, для его снижения подвергаются корректировке уже установленные бюджетные параметры, в первую очередь такие, как целевой объем продаж, плановый объем выпуска, уровень общехозяйственных расходов, расходы на инвестиционные цели и др. с целью увеличения плановой величины финансовых поступлений и/или сокращения плановой величины финансовых расходов.

  В следующих параграфах данной главы  нами будет рассмотрена технология составления сводного бюджета промышленного  предприятия в рамках типичной для  российских компаний организационной  структуры и системы управления на основе сочетания принципов функциональности и последовательности при формировании бюджетных показателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
  1. Щиборщ  К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001 г.
  2. В. Е. Хруцких В.В.Гамаюнов Внутрифирмернное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования. – 2-ое изд. перераб. и доп. –М; Финансы и статистика, 2006г.
  3. Красова, О. С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии: практ. пособие. – М. : Москва-Л, 2007.

Информация о работе Предприятие как экономическая система. Целевая функция бюджета