Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:28, курсовая работа
Правовая система — понятие более широкое и объемное, чем просто понятие «право». В современном мире существует множество правовых систем. Правовая картина мира состоит из ряда существующих и действующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они определенным образом взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают влияние друг на друга. Степень взаимосвязи и взаимодействия национальных правовых систем определяется тем, что одни из них имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, а другие, напротив, обладают большим количеством специфических черт и особенностей относительно друг друга и имеют очень мало общего.
Введение……………………………………………………………….
3
1.Понятие правовых систем в современном мире………………….
5
2.Виды правовых систем в современном мире…………………….
10
3. Романо-германская и англосаксонская правовые системы в современном мире………………………………………………………….
18
Заключение…………………………………………………………….
23
Список литературы…………………………………………………..
Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.7
В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего англо-американского права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую.
В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Вследствие наличия большого многообразия видов правовых систем. в современном мире их принято классифицировать по различным критериям. При этом существуют разные подходы к вопросу об их классификации.
В основе сравнительно-правового анализа национально-правовых систем, их особенностей лежат определенные признаки, к которым чаще всего относят:
- происхождение правовых систем (их генезис), включая исторические предпосылки;
- источники права;
- роль судов и судебной системы в целом;
- правосознание и правовую культуру; и др.
В современном мире не существует
идеальной правовой модели, которая
одинаково подходила бы для всех
стран. Это связано с тем, что
на протяжении многих лет появлялись
и появляются многочисленные точки
зрения, и подходы к определению
критериев классификации
Особенно важно подчеркнуть, что существует множество оснований классификации правовых систем, поскольку каждый исследователь принимает за основу разные критерии классификации.
Таблица 1 Классификация правовых систем8
Автор, основания классификации |
Виды правовых семей |
Рене Давид Идеологический критерий: Философская, религиозная, культурная база, концепция правосудия, докрина. Юридико-технический критерий: Источники права, структура права, роль систематизации. |
Романо-германская семья, Англо-саксонская семья, Семья социалистического права, Другие правовые системы (мусульманское право, право Индии, правовые системы Дальнего Востока, правовые системы Африки и Мадагаскара) |
К. Цвайгерт, Х. Кетц Правовой стиль:
|
Романская семья, Германская семья, Скандинавская семья, Семья общего права Право стран Дальнего Востока, Семья исламского права, Семья индусского права. |
А.Х. Саидов Формационный, исторический и нормативный критерий: Исторические особенности, Система источников права, Структура правовой системы, Способ производства. |
Буржуазный тип права: Романо-германская семья, Скандинавская семья, Латиноамериканская семья, Семья общего права, Дальневосточная правовая семья. Социалистический тип права: Советская правовая система, Правовая система Правовая система Правовая система Республики Куба. |
Правовые системы, имеющие сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем, объединяются в группы, или, как их принято называть, в правовые семьи. Понятие "правовая семья" отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития.
Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.9
Рассмотрим основные правовые
семьи современности в
Предпосылки возникновения. Мусульманское право возникло как часть шариата (системы предписаний верующим в Аллаха). Начало положено пророком Мухаммедом (Мухаммада), жившем в 570-632 гг. н.э. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила, нормы поведения верующим мусульманам. Эти положения формировались им в публичных проповедях, другие складывались в результате его жизнедеятельности. После смерти Мухаммеда его созидательную деятельность в сфере нормотворчества продолжили ближайшие сподвижники - "праведные" халифы - Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и Сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда.
В VIII-X вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали судьи (кади).
XIX в. знаменует принципиально
новую ступень развития
Мусульманское право относиться
к числу догматических
Норма права. Континентальное право под нормой права подразумевает предписание законодательного органа, ислам считает нормой правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Такое правило основано не на логических выводах, а на иррациональных религиозных догмах, на вере. По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских, они, как правило, не являются ни управомочивающими (предоставляющим право на совершение отдельных действий), ни запрещающими. В их основе лежит долг, обязанность совершить те или иные поступки, что говорит об их религиозной природе.
Источники мусульманского права. Первым по значению источником мусульманского права признается Коран - священная книга мусульман. Это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тысяч коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, - речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и собранные впоследствии в одно произведение. Серьезное воздействие на этот источник религиозно-правовой мысли оказали более древние доктрины - христианство и иудаизм, главным образом Пятикнижие (Тору), Талмуд.
Близок к Корану и тесно связан с ним другой правовой источник - Сунна. Это сборник хадисов, преданий о жизни Мухаммеда, его поступках, образе мыслей. Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX); среди хадисов немало таких, достоверность которых не вызывает сомнений. Сунна собственно юридических норм содержит мало, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юридических предписаний нет обобщающих принципов, а представлены, прежде всего, конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда.
Следующий источник мусульманского права - иджма - общее решение авторитетных исламских правоведов.
Еще один источник мусульманского права - кийяс. Обычное решение по аналогии, которое в западных правовых системах не считается самостоятельным источником права, а лишь гарантирует правовое регулирование.10
К числу правовых источников,
возникших в более поздний
период развития исламских государств,
можно отнести закон (нормативный
правовой акт), который сегодня в
большинстве мусульманских
Структура права. Ему не свойственно известное деление на общее и частное право, как романо-германскому или на общее право и право справедливости как англосаксонской семье. Здесь выделяют комплексы юридических норм в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) - сунитскими и другими. Наличие различных ветвей в исламской доктрине обусловливает аналогичную дифференциацию и в праве. Другими словами, это объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Вместе с тем существует и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями, в частности указывают на такую отрасль, как "право личного статуса", регулирующую семейные отношения, наследственные и другие; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющий гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм - сфера государственного и административного права; международное право (сийар).
Роль судов. Мусульманские судьи (кади) сыграли важную роль в процессе формирования правовой системы, особенно на этапах ее становления. Однако сейчас значение традиционных судов (кади) уходит в прошлое. Это объясняется развитием светской системы правосудия, заимствованной из континентальной Европы и США.
Вывод. Мусульманское право
- это система норм, выраженных в
религиозной форме и основанных
на мусульманской религии - исламе.
Ислам исходит из того, что существующее
право произошло от Аллаха, который
в определенный момент истории открыл
его человеку через пророка Мухаммеда.
Оно охватывает все сферы социальной
жизни, а не только те, которые подлежат
правовому регулированию. Право
Аллаха дано человеку раз и навсегда,
но божественные открытия нуждаются
в разъяснениях и толкованиях. Ислам
- самая молодая религия из трех
мировых религий, но имеет очень
широкое распространение. Эта религия
содержит, во-первых, теологию, которая
устанавливает догмы и
Источником мусульманского
права являются: 1) Коран - священная
книга ислама и основа мусульманского
права; 2) сунна - совокупность предписаний
о высказываниях и делах
К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источники. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными.12
Романо-германская правовая семья
сформировалась в континентальной
Европе. Первым периодом формирования
этой семьи считается период до XIII
века, когда только собирались материалы,
но еще не было попыток провести
их синтез, когда не было еще какой-либо
системы. Второй период начался с
возвращения изучения в университетах
римского права. Третий период начинается
с распространения романо-
Романо-германская правовая семья
сложилась на основе изучения римского
права в итальянских, французских
и германских университетах, создавших
в XII – XVI веках на базе Свода законов
Юстиниана общую для многих европейских
стран юридическую науку. Однако
многие компаративисты переоценивают
степень влияния римского права
на всю систему романо-
Труды ученых-юристов наряду с другими
источниками права имеют
Информация о работе Понятие правовых систем в современном мире