Понятие правовых систем в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Правовая система — понятие более широкое и объемное, чем просто понятие «право». В современном мире существует множество правовых систем. Правовая картина мира состоит из ряда существующих и действующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они определенным образом взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают влияние друг на друга. Степень взаимосвязи и взаимодействия национальных правовых систем определяется тем, что одни из них имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, а другие, напротив, обладают большим количеством специфических черт и особенностей относительно друг друга и имеют очень мало общего.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….
3
1.Понятие правовых систем в современном мире………………….
5
2.Виды правовых систем в современном мире…………………….
10
3. Романо-германская и англосаксонская правовые системы в современном мире………………………………………………………….

18
Заключение…………………………………………………………….
23
Список литературы…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Основные правовые системы в современном мире.docx

— 62.35 Кб (Скачать)

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры  права и исторического пути его  формирования.7

В соответствии с этими  критериями можно выделить следующие  правовые семьи: общего англо-американского права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Вследствие наличия большого многообразия видов правовых систем. в современном мире их принято классифицировать по различным критериям. При этом существуют разные подходы к вопросу об их классификации.

В основе сравнительно-правового  анализа национально-правовых систем, их особенностей лежат определенные признаки, к которым чаще всего  относят:

- происхождение правовых  систем (их генезис), включая исторические  предпосылки;

- источники права;

- роль судов и судебной  системы в целом;

- правосознание и правовую  культуру; и др.

В современном мире не существует идеальной правовой модели, которая  одинаково подходила бы для всех стран. Это связано с тем, что  на протяжении многих лет появлялись и появляются многочисленные точки  зрения, и подходы к определению  критериев классификации правовых систем, и, следовательно, выделению  различных видов правовых семей. Следовательно, в реальной жизни  нет, и не может быть законченной  правовой или любой иной классификации, любая выделяющая при этом правовая семья с неизбежностью будет  иметь относительный характер. Это  объясняется тем, что каждая из правовых семей принадлежит к особому, своеобразному типу правовой цивилизации. У каждой из них специфическая  система правовой идентификации. Каждая из систем стремится вложить в  явление права собственный социально-этический  смысл, стихийно-практический поиск справедливости вне строгой позитивистской юридической формы. Даже принадлежность стран к одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран.

Особенно важно подчеркнуть, что существует множество оснований  классификации правовых систем, поскольку  каждый исследователь принимает  за основу разные критерии классификации.

Таблица 1 Классификация правовых систем8

Автор, основания классификации

Виды правовых семей

Рене Давид

Идеологический критерий:

Философская, религиозная, культурная база, концепция правосудия, докрина.

Юридико-технический критерий:

Источники права, структура  права, роль систематизации.

Романо-германская семья,

Англо-саксонская семья,

Семья социалистического  права,

Другие правовые системы (мусульманское право, право Индии, правовые системы Дальнего Востока, правовые системы Африки и Мадагаскара)

К. Цвайгерт, Х. Кетц

Правовой стиль:

  1. Историческое происхлждение и развитие правовой системы
  2. Господствующая доктрина юридической мысли и ее специфика
  3. Специфические правовые институты
  4. Правовые источники и методы их толкования
  5. Идеологические факторы

Романская семья,

Германская семья,

Скандинавская семья,

Семья общего права

Право стран Дальнего Востока,

Семья исламского права,

Семья индусского права.

А.Х. Саидов

Формационный, исторический и нормативный критерий:

Исторические особенности,

Система источников права,

Структура правовой системы,

Способ производства.

Буржуазный тип права:

Романо-германская семья,

Скандинавская семья,

Латиноамериканская семья,

Семья общего права,

Дальневосточная правовая семья.

Социалистический тип  права:

Советская правовая система,

Правовая система социалистических государств Европы,

Правовая система социалистических государств Азии,

Правовая система Республики Куба.


 

Правовые системы, имеющие  сходные юридические признаки, позволяющие  говорить об относительном единстве этих систем, объединяются в группы, или, как их принято называть, в  правовые семьи. Понятие "правовая семья" отражает те особенности некоторых  правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического  развития.

Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее  широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью  исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.9

Рассмотрим основные правовые семьи современности в зависимости  от особенностей способов правообразования:

  • романо-германская правовая семья, или система статутного права;
  • англосаксонская правовая семья, или система общего права;
  • религиозная правовая семья.

Мусульманское право

Предпосылки возникновения. Мусульманское право возникло как  часть шариата (системы предписаний  верующим в Аллаха). Начало положено пророком Мухаммедом (Мухаммада), жившем в 570-632 гг. н.э. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила, нормы поведения верующим мусульманам. Эти положения формировались им в публичных проповедях, другие складывались в результате его жизнедеятельности. После смерти Мухаммеда его созидательную деятельность в сфере нормотворчества продолжили ближайшие сподвижники - "праведные" халифы - Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и Сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда.

В VIII-X вв. существенное влияние  на развитие мусульманского права оказали  судьи (кади).

XIX в. знаменует принципиально  новую ступень развития мусульманского  права, которое было связано  со становлением законодательства  как самостоятельного источника  нормативного регулирования и  привело к постепенному вытеснению  юридической доктрины, снижению  ее роли (только в содержательном  плане она продолжала оказывать  определенное воздействие на  правовую систему). Активное заимствование  европейского права, в том числе  романо-германского, в настоящее  время привело к практическому  вытеснению мусульманских правовых  норм в некоторых арабских  странах, например в Турции. В  других государствах (Алжир, Египет, Сирия) мусульманское право сохранилось  в отдельных сферах социальных  отношений, в том числе в  сфере "личного статуса"  мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистические позиции (Иран, Пакистан, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широкие, они включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права и др.

Мусульманское право относиться к числу догматических юридических  систем, в основе развития которых  лежит определенная социальная сверхзадача, идея, цель, достижению которой подчинены  интересы всего общества. В качестве самостоятельной ценности в исламском  мире право не рассматривалось. В  этой связи неизбежно доминирует инструментальный подход к правовому  регулированию, к закону. Индивид  не признается свободным по отношению  к государству и официально исповедует идеологию.

Норма права. Континентальное  право под нормой права подразумевает  предписание законодательного органа, ислам считает нормой правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Такое  правило основано не на логических выводах, а на иррациональных религиозных догмах, на вере. По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских, они, как правило, не являются ни управомочивающими (предоставляющим право на совершение отдельных действий), ни запрещающими. В их основе лежит долг, обязанность совершить те или иные поступки, что говорит об их религиозной природе.

Источники мусульманского права. Первым по значению источником мусульманского права признается Коран - священная  книга мусульман. Это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тысяч  коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, - речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам  и собранные впоследствии в одно произведение. Серьезное воздействие  на этот источник религиозно-правовой мысли оказали более древние  доктрины - христианство и иудаизм, главным образом Пятикнижие (Тору), Талмуд.

Близок к Корану и тесно  связан с ним другой правовой источник - Сунна. Это сборник хадисов, преданий о жизни Мухаммеда, его поступках, образе мыслей. Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX); среди хадисов немало таких, достоверность  которых не вызывает сомнений. Сунна  собственно юридических норм содержит мало, в ней доминируют нравственно-религиозные  положения. Среди юридических предписаний  нет обобщающих принципов, а представлены, прежде всего, конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда.

Следующий источник мусульманского права - иджма - общее решение авторитетных исламских правоведов.

Еще один источник мусульманского права - кийяс. Обычное решение по аналогии, которое в западных правовых системах не считается самостоятельным источником права, а лишь гарантирует правовое регулирование.10

К числу правовых источников, возникших в более поздний  период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативный  правовой акт), который сегодня в  большинстве мусульманских стран  играет весьма значительную роль в  правовом регулировании. В законодательных  актах содержатся правовые нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положение первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез  Корану, сунне, иджме (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о недопущении спекуляции, ссудно-кредитных операций в банках).11

Структура права. Ему не свойственно  известное деление на общее и  частное право, как романо-германскому  или на общее право и право  справедливости как англосаксонской  семье. Здесь выделяют комплексы  юридических норм в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) - сунитскими и другими. Наличие различных ветвей в исламской доктрине обусловливает аналогичную дифференциацию и в праве. Другими словами, это объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Вместе с тем существует и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями, в частности указывают на такую отрасль, как "право личного статуса", регулирующую семейные отношения, наследственные и другие; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющий гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм - сфера государственного и административного права; международное право (сийар).

Роль судов. Мусульманские  судьи (кади) сыграли важную роль в  процессе формирования правовой системы, особенно на этапах ее становления. Однако сейчас значение традиционных судов (кади) уходит в прошлое. Это объясняется развитием светской системы правосудия, заимствованной из континентальной Европы и США.

Вывод. Мусульманское право - это система норм, выраженных в  религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который  в определенный момент истории открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право  Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются  в разъяснениях и толкованиях. Ислам - самая молодая религия из трех мировых религий, но имеет очень  широкое распространение. Эта религия  содержит, во-первых, теологию, которая  устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во- вторых, шар или шариат, т.е. предписания  верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат (“путь следования”) - это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т.е. совокупность предписаний о том, что они  должны делать и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами.

Источником мусульманского права являются: 1) Коран - священная  книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна - совокупность предписаний  о высказываниях и делах пророка  Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма - общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс - суждение по аналогии в вопросах права.

К чертам мусульманского права  относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источники. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Романо-германская и англосаксонская правовые системы в современном мире

 

Романо-германская правовая семья  сформировалась в континентальной  Европе. Первым периодом формирования этой семьи считается период до XIII века, когда только собирались материалы, но еще не было попыток провести их синтез, когда не было еще какой-либо системы. Второй период начался с  возвращения изучения в университетах  римского права. Третий период начинается с распространения романо-германской правовой системы за пределами Европы. К семье романо-германского права  относятся правовые системы государств континентальной Европы, Латинская  Америка, значительная часть Африки, страны ближнего Востока.13

Романо-германская правовая семья  сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских  и германских университетах, создавших  в XII – XVI веках на базе Свода законов  Юстиниана общую для многих европейских  стран юридическую науку. Однако многие компаративисты переоценивают  степень влияния римского права  на всю систему романо-германского  права. Римское право оказывало  разное воздействие на процесс формирования и эволюции правовых систем романо-германской семьи. В Германию римское право  пришло гораздо позднее, чем во Францию  и Англию, - в XV веке. В Германии оно  почти подавило национальную правовую систему, в отличие от других стран  этой семьи, из-за феодальной раздробленности, слабой централизации власти и влияния  римско-католической церкви.

Труды ученых-юристов наряду с другими  источниками права имеют большое  значение в романо-германском праве. Согласно сложившейся в этой семье  концепции, право не должно быть лишь профессиональным достоянием юристов и служить лишь основанием для существования их как класса. Право не стоит особняком от всего, что прямо не касается юриспруденции, оно связано с любой сферой общественной жизни. В процессе формирования  и развития права исходят не из конкретных судебных решений , а из определения общих принципов и правовых доктрин.

Информация о работе Понятие правовых систем в современном мире