Перспективы развития бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:16, контрольная работа

Краткое описание

Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.

Оглавление

Введение

1.Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы.
2.Бюджетный процесс в Российской Федерации.
3.Исполнение бюджета
4.Основные направления бюджетной политики на перспективу.
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

бюджетная система.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Драматическое падение нефтегазовых доходов бюджета  будет сопровождаться противоречивыми  изменениями в управлении ими.

Преобразование  стабилизационного фонда в резервный  фонд и фонд будущих поколений  в 2008 г. означает переход к значительно более жестким бюджетным правилам. В особом режиме теперь будут управляться не два основных нефтяных налога (НДПИ и экспортные пошлины на сырую нефть), а все пять основных нефтегазовых налогов, кроме налога на прибыль. Кроме того, изменится принцип разделения нефтегазовых доходов на расходуемые и сберегаемые. До сих пор сберегались дополнительные (по сравнению с базовой ценой на нефть) поступления двух основных налогов. Величина расходуемых средств менялась при этом в зависимости от цен на нефть и газ. По новым правилам величина расходуемых средств, называемая «нефтегазовым трансфертом», фиксируется в размере 3,7% от ВВП и не будет зависеть от цен на углеводороды. В целом реформа стабилизационного фонда представляет собой переход от краткосрочного частичного сглаживания использования нефтегазовых доходов к их полному долгосрочному сглаживанию. Вместе с тем на переходный период в 2008—2010 гг. нефтегазовый трансферт будет превосходить как установленные стандартные размеры, так и расчетную величину за предыдущие годы.

Если  в 2007 г. сбережение нефтегазовых поступлений  достигало 7,5% ВВП, то в 2008—2010 гг. оно  составит менее 1% ВВП. Сочетание роста  расходов федерального бюджета со снижением  доходов приведет к быстрому —  всего за три года — переходу от значительного профицита (7,4% ВВП) к практически сбалансированному бюджету.

Основное  увеличение расходов связано с увеличением  госинвестиций, формированием государственных  корпораций, капитализацией институтов развития и пр. За этим стоит намерение  стимулировать развитие несырьевых секторов через расширение базы роста экономики и пополнение бюджета. Имея в виду низкую результативность госинвестиций в прошлом, сейчас взят курс на их реализацию в рамках частно-государственного партнерства (ЧГП). Тем не менее, остаются опасения, что дополнительные расходы, ослабив долгосрочную макроэкономическую стабильность, не решат поставленных задач. Ряд международных исследований выявил, что государственные инвестиции и другие меры поддержки ускоряют рост экономики, если качество государственных институтов сравнительно высокое, но не дают эффекта при их низком качестве, что характерно в настоящее время для России.

Международный опыт также свидетельствует, что  ЧГП могут внести существенный вклад  в развитие инфраструктуры, однако в ряде случаев ослабляют стабильность, создавая значительные скрытые бюджетные обязательства.

Расчеты показывают, что и после 2010 г. тенденция  сокращения бюджетных доходов сохранится. Если взять за основу прогноз средней  цены на нефть Агентства энергетической информации США — примерно 45 дол./бар. в 2011—2020 гг. (в пересчете на марку «Юралс»), то доходы федерального бюджета могут снизиться к 2020 г. до 16,5% ВВП, в том числе не-нефтегазовых доходов — до 13,4% ВВП. На величину нефтегазового дефицита с 2008 г. установлено жесткое ограничение — он не может превышать 4,7% ВВП, то есть чистые заимствования не должны превосходить 1% ВВП. Прогнозируемая предельная величина расходов стабилизируется тогда на уровне около 18% ВВП. Таким образом, после 2010 г. предстоит перейти от этапа быстрого наращивания бюджетных расходов к этапу их постепенного сокращения. При этом следует учитывать растущие потребности финансовой поддержки пенсионной системы. Хотя ей не грозит формальная невозможность выполнить свои обязательства, однако с социальной точки зрения слишком большой разрыв между уровнем трудовых пенсий и зарплаты неприемлем.

Это соотношение  в последние годы падало: с 32,0% в 2002 г. до 25,8% в 2007 г. Для предотвращения чрезмерного дальнейшего падения  федеральный бюджет предусматривает увеличение трансфертов на трудовые пенсии на 0,7 п.п. к 2010 г.

Расчеты показывают, что для поддержания  данного соотношения хотя бы на уровне 2007 г. в 2020 г. потребуется дальнейшее увеличение трансфертов Пенсионному  фонду еще на 2,2% ВВП.

Приведенные оценки ясно говорят об острой необходимости  перехода от «экстенсивной» к «интенсивной»  политике госрасходов. На экстенсивный характер последних тенденций указывает  не только быстрое наращивание расходов, но и, например, содержание национальных проектов в здравоохранении и образовании, где выделение дополнительных ресурсов не сопровождалось заметным прогрессом в проведении реформ. Между тем дополнительные ресурсы без улучшения институциональной среды не обеспечивают повышения качества общественных услуг, тогда как реформирование механизмов работы госсектора позволяет решить эту задачу без увеличения расходов.

Задача-максимум состоит в том, чтобы не просто сдержать дальнейшее увеличение бюджетных  расходов, но и довести накопления фонда будущих поколений до размеров, позволяющих решать проблемы пенсионной системы за счет инвестиционного дохода от размещения фонда.

Если  не будет решена задача повышения  эффективности госсектора, то останутся  два равно непривлекательных  варианта. Ограничения на суммарные расходы будут вести к постепенной деградации социальной сферы. Чтобы этого не допустить, власти могут отказаться от установленных жестких бюджетных правил, увеличив заимствования и используя больше нефтегазовых накоплений. Однако такая политика лишь отсрочит на некоторое время необходимость выбора — проведение серьезных реформ или сдерживание расходов. Кроме того, поддержание высоких расходов создает серьезные макроэкономические риски: в случае неожиданного ухудшения внешней конъюнктуры либо изменения готовности инвесторов кредитовать правительство, оно не сможет в полном объеме выполнять свои обязательства.

Таким образом, правительство стоит перед  серьезным вызовом. В случае успеха макроэкономические и социальные условия  для развития будут оставаться благоприятными, неспособность же привести качество работы госсектора в соответствие с повышенными требованиями поставит под сомнение перспективы дальнейшего развития экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Бюджетная политика – это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации.

Бюджетная политика на очередной финансовый год  определяется Бюджетным посланием  Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего  года.

На протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой в Российской Федерации значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

В нынешнем году, как и в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной  политики, которые рассчитаны также  и на среднесрочную перспективу  в числе которых является:

  • повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;
  • ориентация бюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней;
  • создание стабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени;
  • повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;
  • более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
  • финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном уровне;
  • модернизация системы обязательного медицинского страхования населения;
  • комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;
  • принятие мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России;
  • создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий, что является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения;

При планировании бюджетной политики государство  должно исходить из необходимости обеспечения  финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Бюджетный кодекс РФ (Принят Государственной Думой РФ 17 июля 1998).

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Дис, 2002г.

3. Вавилов Ю.Н. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2005г.

4. Врублевский О.В., Романовский М.В. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов. М.: Юрайт, 2000г.

5. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики, 2004г., №4.

6. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. 2006г., №5.

7. Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1.

8. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2006 году //Вопросы экономики. 2006. №4.

9. Ковалева А., Баранникова Н., Богачева В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006г.

10. Лавров А.Н, Климанов В.В. Перспективы реформирования бюджетной системы. //Экономист, 2005г., №23, С.77.

11. Поляк Г.А. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.

12. Романовский В.А. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2006г.

13. Сидорович О.А. Бюджетное устройство в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005г.

14. Суник Б.Е. Государственная политика и бюджетный кодекс //Встреча. 2003г., №2.

15. Хурсевич С., Сибиряков С. Бюджетная политика. //Финансы. 2005г., №1.

16. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/

Содержание

Введение

  1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы.
  2. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
  3. Исполнение бюджета
  4. Основные направления бюджетной политики на перспективу.

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Региональный  и открытый социальный институт» 
 
 
 
 
 

Малахова  Наталья Юрьевна 

Контрольная работа по дисциплине

«Бюджетная  система»

на  тему: «Перспективы развития бюджетной  системы» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента 4 курса (СПО)

Заочного отделения

Экономического  факультета

Специальности

«финансы и  кредит»

Проверил: 
 

Курск 2010

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 «Региональный и открытый социальный институт» 
 
 
 
 
 

Малахова  Наталья Юрьевна 

Контрольная работа по дисциплине

«экономический  анализ»

Вариант № 5 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента 4 курса (СПО)

Заочного отделения

Экономического  факультета

Специальности

«финансы и  кредит»

Проверил:

Гребнева М.Е. 
 

Курск 2010

Информация о работе Перспективы развития бюджетной системы