Особенности планирования неналоговых доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение роли и особенностей неналоговых доходов РФ
Задачами данной работы являются:
1. рассмотрение видов неналоговых доходов бюджета;

Оглавление

Введение
Глава 1 Сущность и содержание доходов бюджета
1.1 Содержание доходов бюджета
Глава 2 Основы планирования неналоговых доходов
2.1 Характеристика неналоговых доходов
2.2 Стратегические направления развития менеджмента неналоговых доходов российского бюджета
Глава 3 Совершенствования планирования неналоговых доходов
3.1 Повышения качества планирования неналоговых доходов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 29.02 Кб (Скачать)

 

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы кредит»

Контрольная работа

По  дисциплине: Доходы бюджета

На  тему: Особенности  планирования неналоговых  доходов

Выполнил

Студент __4__ курса

_____8______ семестр

Тюмень, 2009

 

Содержание

Введение

Глава 1 Сущность и содержание доходов бюджета

1.1 Содержание доходов  бюджета

Глава 2 Основы планирования неналоговых доходов

2.1 Характеристика неналоговых  доходов

2.2 Стратегические направления  развития менеджмента  неналоговых доходов  российского бюджета

Глава 3 Совершенствования  планирования неналоговых  доходов

3.1 Повышения качества  планирования неналоговых  доходов

Заключение

Список  литературы

 

Введение

Существование бюджета как особой категории правового  акта позволяет сравнивать общую сумму доходов  с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям  и определять их относительную  важность и срочность.

То  есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и  всех финансовых ресурсов, необходимых для  обеспечения этих потребностей. Кроме  того, в настоящее  время необходимо больше уделять внимание неналоговым доходам  и обязательным платежам бюджета.

Неналоговые доходы и обязательные платежи - платежи  и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления  в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и  продажи товаров (доходы от государственной  собственности и  предпринимательской  деятельности, поступления  от некоммерческих и  сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль  или проценты, получаемые от Национального  банка и органов  денежно-кредитного регулирования в  виде эмиссионного дохода), а также некоторые  безвозмездные платежи  в виде штрафов  или иных санкций  за нарушение законодательства, конфискации и  все добровольные невозвратные текущие  поступления из негосударственных  источников, от продажи  бывших в употреблении товаров, отходов  и лома.

Объектом  исследования контрольной  работы являются неналоговые  доходы бюджетов РФ.

Целью контрольной работы является рассмотрение роли и особенностей неналоговых доходов  РФ

Задачами  данной работы являются:

1. рассмотрение видов  неналоговых доходов  бюджета; 

2. характеристика неналоговых  доходов бюджета; 

3. изучить состав  и содержание неналоговых  доходов; 

4. оценить качества  планирования неналоговых  доходов.

 

Глава 1 Сущность и содержание доходов бюджета 

1.1 Содержание  доходов бюджета

Доходы  бюджета - поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с  БК источниками финансирования дефицита бюджета.

Согласно  положениям БК РФ (п. 1 ст. 39) доходы бюджетов формируются в  соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством  Российской Федерации. В п. 1 ст. 41 БК РФ дается классификация доходов  бюджетов по юридической  форме на налоговые  и неналоговые  виды доходов, а также  безвозмездные и  безвозвратные перечисления

В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств  на конец предыдущего  года.

К налоговым  доходам относятся  предусмотренные  налоговым законодательством  Российской Федерации  федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также  пени и штрафы.

Размер  предоставленных  налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов  и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается  в доходах соответствующего бюджета.

Перечень  неналоговых доходов  един для бюджетов всех уровней и  устанавливается  законом о бюджетной  классификации. Виды неналоговых доходов  определяются Бюджетным  кодексом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым  доходам относятся:

· доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной  собственности;

· доходы от продажи или  иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося в государственной  и муниципальной  собственности;

· доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а  также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации, а также  средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам  Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного  изъятия;

· доходы в виде финансовой помощи и бюджетных  ссуд, полученных от бюджетов других уровней  бюджетной системы  Российской Федерации;

· иные неналоговые доходы.

Структура доходной части бюджета  не постоянна, она  подвержена изменениям в зависимости  от условий развития страны, конкретной социально-экономической  ситуации и направлений  государственной  политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при  росте экономической  активности в стране, доходы от продажи  государственной  собственности - при  проведении приватизации.

 

Глава 2 Основы планирования неналоговых доходов 

2.1 Характеристика  неналоговых доходов

Все налоговые  доходы носят систематический  характер и, следовательно, четко планируются  в доходной части  бюджета. Некоторые  неналоговые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в  доходной части бюджета. Поэтому в доходной части федерального закона о бюджете  на соответствующий  год несколько  видов неналоговых  доходов могут  группироваться с  указанием единой планируемой суммы.

В целом  неналоговые доходы отличаются от налоговых  «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в  связи с уплатой  и перечислением  в бюджет неналоговых  доходов».

Неналоговые доходы по порядку  зачисления в бюджет (по функциональной принадлежности) относятся к собственным  доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ), т.е. законодательно закрепляются на постоянной основе полностью  или частично за соответствующими бюджетами.

В доходах  бюджетов первостепенную роль в настоящее  время играют налоги, а неналоговые  доходы отступили  на второй план, поскольку  связаны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство  неналоговых доходов  существуют по иным соображениям, кроме  финансовых, - по экономическим  и политическим соображениям.

Неналоговые доходы чрезвычайно  разнообразны и по своей природе  имеют между собой  мало общего, за исключением  того отрицающего  признака, что они  не могут быть отнесены к налогам. Аппараты извлечения неналоговых  доходов различны и по своему техническому совершенству уступают налоговому аппарату.

Неналоговые доходы служат не только целям привлечения  дополнительных доходов  в бюджетную систему. Например, доходы от предоставления платных  услуг являются свидетельством существующего спроса или потребности  населения в определенном виде услуг. Плата  за услуги способствует «рационализации» потребления, экономии финансовых ресурсов, и, в конечном счете, осознанию  зависимости размера  платы за услуги от объема и качества предоставляемых  услуг.

Сопоставление данных по России с  аналогичными показателями зарубежных стран  не совсем корректно. Связано это, прежде всего, с существующей у нас системой учета неналоговых  доходов и, в частности, составления отчетности по формированию и  использованию внебюджетных средств организаций, принадлежащих или  финансирующихся  государственными и  местными органами власти - внебюджетные доходы этих организаций  должны составлять основную часть неналоговых  доходов различных  уровней бюджетной  системы. Официальные  сводные статистические данные по внебюджетным доходам предприятий  и организаций, принадлежащих  региональным и местным  органам власти, отсутствуют, поэтому определение  их объема и структуры  может быть сделано  лишь на основе экспертных оценок и косвенных  расчетов.

В настоящее  время учет операций органов государственной  власти и местного самоуправления, структура  бюджетной классификации, а также отчетность об исполнении бюджетов всех уровней и бюджетных организаций, принятые в России, по целому ряду параметров не соответствуют международным стандартам.

Существующая  практика планирования, учета и отчетности не учитывает многих деталей, необходимых  для четкого и  последовательного  разграничения всех доходов, получаемых бюджетными организациями  из внебюджетных источников. Например, одному и  тому же виду внебюджетных доходов в различных  нормативных правовых документах дается несколько  определений: средства от использования  государственного и  муниципального имущества, средства от использования  государственной  собственности, доходы от оказания платных  услуг, платежи населения, доходы от компенсации  затрат государства, средства от предпринимательской  деятельности и т.д.

2.2 Стратегические  направления развития  менеджмента неналоговых  доходов российского  бюджета

Менеджмент  неналоговых доходов  представляет собой  систему управления потоками неналоговых  доходов бюджетов публично-правовых образований  путем использования  научно обоснованных рыночных форм и методов  принятия решений  в области управления неналоговыми активами, пассивами и рисками.

Для эффективного управления неналоговыми доходами российского  бюджета предлагаем выделить две группы (причем это свойство российской бюджетной системы  и классификации):

1. условные  неналоговые доходы (доходы  от внешнеэкономической  деятельности в  виде таможенных  пошлин и платежи  при пользовании  природными ресурсами);

2. чистые  неналоговые доходы (доходы  от использования  имущества, доходы  от платных услуг,  оказываемых бюджетными  учреждениями, средства, полученные в результате  применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  а также доходы  от внешнеэкономической  деятельности за  исключением таможенных  пошлин).

Основными принципами управления неналоговыми доходами являются:

- принцип  оценки результатов  управления на  основе критериев  социальной (затраты  соотносятся с  благами, получаемыми  обществом) и экономической  (затраты соотносятся  с экономическими  показателями) эффективности;

- принцип  целеполагания предполагает  наличие четко  сформулированной  цели управления  неналоговыми активами  и пассивами государства,  а также применительно  к конкретным объектам;

- принцип  результативности  означает разработку  научно обоснованной  дивидендной политики  и других конкретно  выраженных эффектов  от управления  неналоговыми активами;

- принцип  ответственности  субъектов управления  за устойчивость  расширенного воспроизводства  собственности и  эффективность использования  ее объектов.

В ходе исследования разработана  и предложена к  практическому применению методология расчета  показателей эффективности  управления неналоговыми доходами государства с целью проведения мониторинга и повышения значимости неналоговых доходов в российском бюджете.

Система показателей эффективности  менеджмента неналоговых  доходов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели эффективности менеджмента неналоговых доходов и их оценка

 

Показатель

Формула расчета

Обозначения

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Нормативное значение

 

Коэффициент неналоговых  доходов бюджета Кннд

Кннд = ННДотч / ВВП

ННДотч - неналоговые поступления в бюджет отчетного периода ВВП - валовой внутренний продукт

0,102

0,106

0,107

0,25-0,3

 

Коэффициент роста неналоговых  доходов бюджета Кннд

Кннд = ННДотч / ННДпред

ННДотч - неналоговые поступления в бюджет отчетного периода ННДпред - неналоговые поступления в бюджет предыдущего периода

5,2

1,29

1,23

? 1

 

Коэффициент качества планирования неналоговых доходов бюджета  Кннд(планир)

Кннд(планир) = ННДфакт / ННДплан

ННДфакт - фактические неналоговые поступления в бюджет ННДплан - плановые неналоговые поступления в бюджет

1,047

1,356

1,131

1

 

Структурный коэффициент  неналоговых доходов Кстр

Кстр = ННДч / ННДобщ

ННДч - чистые неналоговые  доходы бюджета ННДобщ - совокупные неналоговые доходы бюджета

0,232

0,184

0,316

1

 

Коэффициент качества планирования чистых неналоговых доходов бюджета  К ННДч

К ННДч = ННДч (факт) ННДч (план)

ННДч (факт) - фактические поступления чистых неналоговых доходов в бюджет ННДч (план) - плановые поступления чистых неналоговых доходов в бюджет

1,094

1,141

1,449

1

 

Коэффициент чистых неналоговых  доходов государства К ННДч(г)

К ННДч (г) = ННДч / ВВП

ННДч - чистые неналоговые  доходы бюджета

0,023

0,019

0,034

0,05

 

Коэффициент чистых неналоговых  доходов бюджета К ННДч(б)

К ННДч (б)= ННДч / Дб

ННДч - чистые неналоговые  доходы бюджета Дб - доходы бюджета

0,059

0,049

0,084

0,1

 
               

Информация о работе Особенности планирования неналоговых доходов