Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:34, доклад

Краткое описание

Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.
В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2009 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2010 ГОДА.docx

— 18.07 Кб (Скачать)

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ В 2009 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2010 ГОДА

Экономическая ситуация в  стране за время, прошедшее со времени  подготовки Бюджетного послания о бюджетной  политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.

В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует  признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом  последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

И что очень важно, удалось  сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических  условиях реальный рост объемов государственной  поддержки наименее защищенных категорий  граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность  сформировать необходимое для осуществления  таких мер финансовое обеспечение.

 Кризис высветил главную  проблему, делающую российскую экономику   уязвимой к  колебаниям на  мировых рынках, вообще к изменениям  мировой экономической конъюнктуры.  Экономика страны по-прежнему  зависима от конъюнктуры сырьевых  рынков. Пока не созданы достаточные  условия и стимулы для внедрения  и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической   эффективности экономики и производительности  труда, для развития отраслей  экономики и производств, выпускающих  продукцию с высокой долей  добавленной стоимости, для реализации  инновационных проектов, и в целом  – для  модернизации социально-экономической системы страны.

Эти особенности российской экономики обусловливают широкий  спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.

Важнейшие из них связаны  с опасностью, что ставшее привычным  непродолжительное улучшение ситуации в экономике в результате действия  преимущественно экстенсивных и  временных факторов (рост цены на нефть  и т.п.)  приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны.

Сегодня, когда российской экономике в определенной степени  удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011–2013 ГОДЫ  И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.

Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.  Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

Второе. Координация долгосрочного  стратегического и бюджетного планирования

Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Четвертое. Разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций.

Пятое. Повышение качества человеческого капитала.

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

При формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам.

Первое. Повышение эффективности  социальной защиты населения.

Второе.  Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.

Третье. Развитие образования,  здравоохранения и социального  обслуживания.

Четвертое. Обеспечение обороноспособности страны.

Пятое. Реформа органов  внутренних дел.

Шестое. Развитие транспортной инфраструктуры.

Седьмое. Оптимизация масштабов  и форм поддержки экономики.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Необходимо искать возможности  и для повышения доходов бюджетной  системы. При этом надо понимать, что  рост доходов должен быть обеспечен прежде всего за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.

Налоговая политика государства  в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий  инновационного развития экономики: мотивирование  производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.

В связи с этим необходимы действия по следующим ключевым направлениям.

Во-первых, следует поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным.

Во-вторых, необходимо создать  дополнительные условия для активизации  инновационной деятельности.

В-третьих, в целях стимулирования осуществления инновационной деятельности в инновационном центре «Сколково» следует предусмотреть для участников проекта следующие льготы: обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14 процентов, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог – по ставке 0 процентов. Что касается налога на добавленную стоимость, то освобождение от его уплаты должно осуществляться в зависимости от выбора налогоплательщика.

В-четвертых, требуется стимулирование энергосбережения и рационального  использования природных ресурсов.

В-пятых, для развития социальной сферы необходимо привлекать частные  инвестиции в системы здравоохранения  и образования. Предлагаю в этих целях освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 года) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности. При этом  соответствующие льготы должны распространяться только на те виды деятельности, которые носят социально значимый характер.

В-шестых, в среднесрочной  перспективе необходимо дальнейшее расширение и укрепление налоговой  базы бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения  новых активных хозяйствующих субъектов.

В-седьмых, актуальными остаются вопросы совершенствования налогового администрирования. Необходимо проинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов.

В-восьмых, особое внимание в  этот период следует уделить бесперебойной  и эффективной работе по реализации договоренностей, достигнутых в  рамках таможенного союза, по вопросам администрирования косвенных налогов  и распределения между странами – членами таможенного союза  ввозных таможенных пошлин.


Информация о работе Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года