Оптимизация доходов федерального бюджета в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Федеральный бюджет Российской Федерации является основным финансовым планом государства, утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеет статус федерального закона.
Федеральный бюджет – форма образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.
Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Оглавление

1. Доходы федерального бюджета и их экономическая сущность………….3

2. Структура доходов федерального бюджета……………………………..7

3. Оптимизация доходов федерального бюджета в современных условиях…………………………………………………………………………20

Список используемой литературы………….……………...………………..27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 178.06 Кб (Скачать)

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты и указанной  в статьях 56, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов.

В соответствии с Законом  РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» от 27.12.91 г. с последующими изменениями и  дополнениями налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно  налогоплательщик и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг, поскольку  они входят в цену этих товаров  и услуг.

Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные  налоги, к которым относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, также  большое значение стал иметь налог  на добычу полезных ископаемых. В составе  доходов бюджета они занимают определяющее место (рис.2).

 

 

 

Рис.24

 

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 1604,7 млрд. руб., что на 42,9% больше сравнению с 2010 годом.

Единый налог  на добычу полезных ископаемых введен с 2002 г. взамен действовавших до этого трех налогов: акциза на сырье, налога на право пользования недрами, и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). Сейчас этот налог играет очень важную роль – 40% в общем объеме налоговых поступлений.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) также занимает важнейшее место среди налоговых поступлений в федеральный бюджет. НДС введен в 1991 г. Это косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. В 2011 г. Поступления ДНС составили 998,4 млрд. руб. и по сравнению с 2010 г. снизились на 28,2%.

С фискальной точки зрения это исключительно эффективный  налог. Принципиальное отличие НДС  от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в  том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций. Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2011 г. составили 761,1 млрд.руб. По сравнению с 2010 г. поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2011 году составили 506,8 млрд. руб. и выросли по сравнению с 2010 годом на 25,1%.

ЕСН был введен с 1 января 2001 г., носит целевой характер, поскольку  предназначен для мобилизации средств  на реализацию права граждан на государственное  пенсионное и социальное обеспечение  и медицинскую помощь. На данный момент обеспечивает 12% налоговых поступлений  в федеральный бюджет.

Акцизы взимаются через цены товаров и услуг. Объектом обложения выступают как объём, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, бензин, минеральное сырьё) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок. По сводной группе акцизов поступления в федеральный бюджет составили в 2011 г. 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2010 г. на 15,1%.

И только 2% поступлений в  общем объеме налоговых доходов  в Федеральный бюджет приходятся на такие налоги, как налог на доходы физических лиц, водный налог, государственная  пошлина, сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических ресурсов5.

2. Неналоговые доходы 

Являются составной частью доходов федерального бюджета, устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления РФ.

Неналоговые формы мобилизации  финансовых ресурсов имеют характерные  черты, отличающие их от налоговых поступлений:

-  порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;

-  для неналоговых доходов не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;

- для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа, чем по налоговым платежам;

-  неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

В группу неналоговых доходов  включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет  самые различные основания. Всех их объединяет тот факт, что все  они не являются налогами (рис 3).

В настоящее время состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым к неналоговым доходам  бюджета отнесены6:

-  доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

-  средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

-  иные неналоговые доходы.

Помимо различных видов  доходов в федеральных бюджет зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые  согласно ст. 94 Бюджетного кодекса РФ подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджет.

 

Рис.37

 

К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в валюте РФ, и кредитов кредитных  организаций в валюте РФ; бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ; поступления от реализации государственных запасов; поступления  за счет изменения остатков средств  на счетах по учету средств федерального бюджета; поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета8.

Поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета являются: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в иностранной валюте путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов правительств иностранных  государств, иностранных банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте; поступления из прочих внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В федеральный бюджет могут  зачисляться безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ, от различных организаций (резидентов и нерезидентов РФ), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездные перечисления.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе  за счет:

доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности Российской Федерации, доходов от платных услуг, оказываемых  федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  государственной власти Российской Федерации;

доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия  в капитале, государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней), находящегося в государственной  собственности Российской Федерации;

части прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и  оборотом этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции (за исключением  сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации и местные  бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса);

прочих лицензионных сборов;

таможенных пошлин и таможенных сборов;

платы за использование лесов  в части минимального размера  арендной платы и минимального размера  платы по договору купли-продажи  лесных насаждений;

платы за пользование водными  объектами, находящимися в федеральной  собственности;

платы за пользование водными  биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

платы за негативное воздействие  на окружающую среду;

консульских сборов;

патентных пошлин;

платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних  сделок, совершенных в простой  письменной форме.

В неналоговых доходах  федерального бюджета также учитываются:

прибыль Центрального банка  Российской Федерации, остающаяся после  уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным  федеральными законами;

доходы от внешнеэкономической  деятельности.

Наибольший удельный вес  среди неналоговых поступлений  в Федеральный бюджет составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (рис. 3) – 91% (3999,14 млрд. руб. в 2011 г.). По сравнения с 2010 г. Они увеличились на 1590,84 млрд. руб.

На втором месте доходы от оказания платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов  исполнительной власти, после уплаты налогов и сборов. Они составили в 2011 г. 121,44 млрд. руб., что на 6,24% больше, чем в 2010 г.

Платежи при использовании  природных ресурсов принесли в бюджет 121,53 млрд. руб.

Доходы от государственной  собственности незначительно пополняют  государственный бюджет. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности составили 79,1 млрд. руб., а доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 6,85 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оптимизация доходов федерального бюджета в современных условиях

 

Так как налоговые доходы составляют около 60% в общем объеме доходов Федерального бюджета, перед  Российским правительством и органами власти Российской Федерации стоит  важнейшая задача создания такого налогового режима, который бы обеспечил полный и своевременный сбор налогов  и, одновременно, создал благоприятные  условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан. Действующая же в настоящее  время налоговая система не может  в полной мере выполнять эту задачу. Важнейшей причиной этого является нежелание разработчиков и субъектов  управления налоговым процессом  отойти от стереотипных подходов к  налоговой политике.

Налогообложение в целом  направленно в основном на увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного  совокупного бремени начисленных  налогов, которое не в состоянии  нести даже среднестатистический налогоплательщик. Это одна из причин того, что около  половины промышленных предприятий  убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

Не менее высоко налоговое  давление и на население, хотя формально  оно представлено лишь в идее ставки подоходного налога в размере 13%. При этом не учитывается скрытая  форма обложения доходов населения  через косвенные налоги.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные  формы налогообложения – еще  один негативный стереотип в налоговой  политике. До 70% всех налоговых поступлений  составляют косвенные налоги на бизнес (НДС, акцизы, таможенные пошлины; все  налоги, которые относящиеся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса производственной структуры в пользу инфляционных регрессивных налогов  по отношению к доходам потребителей, коими являются косвенные налоги, нет ни в одной развитой стране. Конечно, в сложных российских условиях косвенные налоги являются более надежными, стабильными и независящими от инфляции источниками доходов федерального бюджета. Однако высокие косвенные налоги являющиеся пенообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а, следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками таких налогов становятся население, государственные учреждения, предприятия-производители.

Информация о работе Оптимизация доходов федерального бюджета в современных условиях