Обзор денежного рынка Украины.Стремление Украины стать полноправным членом Европейского Союза (ЕС) в настоящее время

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.

Оглавление

Виды и формы планирования экономики.

Прогнозирование и планирование финансов.

Рассчитать прогнозное значение объема выпуска продукции по одиночному временному ряду.

Файлы: 1 файл

1(1).doc

— 100.50 Кб (Скачать)

                                   Вариант №9

 

 

  1. Виды и формы планирования экономики.

 

  1. Прогнозирование и планирование финансов.

 

  1. Рассчитать прогнозное значение объема выпуска продукции по одиночному временному ряду.

 

Квартал

1

2

3

4

5

6

7

8

Объем выпуска, т.шт.

54

65

49

55

62

67

59

64


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды и формы планирования экономики.

 

 

Планирование представляет собой процесс научного обоснования  целей, приоритетов, определения путей  и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству. Планирование – это также процесс принятия управленческих решений, направленный на согласованность, скоординированность экономических процессов, формирование определенных пропорций в национальной экономике в соответствии с целевой направленностью его развития.

Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Планирование выражает объективную необходимость согласованного развития национальной экономики. Оно позволяет правильно распределять рабочую силу и средства производства между экономическими районами и отраслями страны, оптимально изменять структуру экономики.

Субъектами макроэкономического  прогнозирования и планирования являются центральные планирующие органы.

Планирование выполняет  следующие задачи:

1) способствует сбалансированному  развитию национальной экономики;

2) обеспечивает устойчивые  темпы развития экономики;

3) ведет к экономическому  использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов общества;

4) способствует оптимальному  размещению производительных сил  на территории страны.

По временному периоду  выделяют следующие виды планирования:

- долгосрочные планы  (10 и более лет) – выражают  основную линию хозяйственного развития страны на длительный период. В них намечается решение крупных социально-экономических задач. Состоят из нескольких среднесрочных (пятилетних) планов, которые предусматривают решение наиболее актуальных социально-экономических задач;

- среднесрочные (5 лет);

- краткосрочные (текущие)  планы: могут составляться на  год, квартал и месяц и охватывают, как правило, большое количество  показателей.

Различают следующие  формы планирования: директивное, индирективное, индикативное, стратегическое (регулятивное), тактическое.

Директивное планирование, т.е. обязательное, жестокое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов – законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям. Директивная форма планирования получила наибольшее распространении в бывших социалистических странах, где долгие годы являлась основной формой управления. Ее суть заключается в прямом воздействии центра на все звенья экономики.

Определенные положительные  результаты данной формы планирования позволяют ряду экономистов считать  его жизненно важным и наиболее эффективным  инструментом управления хозяйством. В то же время необходимо отметить определенную ограниченность масштабов применения и ряд недостатков, свойственных директивному планированию. Прежде всего, это то, что органы госуправления далеко не всегда могут обеспечить наиболее эффективное развитие экономики по многим причинам объективного и субъективного характера. К объективным обычно относят форс-мажорные обстоятельства, различные внешние отклонения (нарушение сроков и других условий при поставках сырья, материалов, энергии, комплектующих изделий и др.), колебания в функционировании бюджетно-кредитной системы. К субъективным - резкое снижение мотивации органов управления и трудовых коллективов к принятию напряженных планов, поскольку оценка их деятельности осуществляется в зависимости от выполнения и перевыполнения установленного задания. Изложенные причины, несмотря на присутствие определенных положительных сторон, обусловили отказ от массового применения директивного планирования в государствах с рыночной экономикой. Государства с рыночной экономикой используют его  только в чрезвычайных ситуациях: для проведения индустриализации, осуществления структурной перестройки экономики, в случае войны, а также стихийных крупномасштабных бедствий.

Индирективное планирование базируется на математическом доказательстве, что при определенных предпосылках рыночная конкуренция приводит к общему равновесию с оптимальными для всех участников исходами: все производители максимизируют прибыль, а все потребители максимизируют уровень потребления в рамках располагаемого ими дохода. Данная форма планирования, во-первых, имитирует рынок (причем, его идеальную версию – рынок совершенной конкуренции); во-вторых, это всего лишь имитация при отсутствии реального рынка, поскольку сохраняются государственная собственность на средства производства, примат централизованного планирования, нет рынков факторов производства и т.д.; в-третьих, на смену административному распределению ресурсов и директивной регламентации всех сторон хозяйственной жизни приходит косвенное управление через цены оптимального плана, которое должно обеспечить самонастройку в первичном звене экономики.

Индикативное планирование в отличие от директивного носит  рекомендательный, «согласовательный» характер. Оно представляет собой  процесс формирования системы индикаторов  – показателей, характеризующих структуру и эффективность экономики, состояние рынка товаров и услуг, финансов, денежного обращения, движение цен, уровень жизни населения.  Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз дополняет стратегический и выступает в качестве практического инструмент в развитии экономики на кратко- и среднесрочный периоды.

Индикативный план включает в себя концептуальность (концепция  социально-экономического развития); прогнозную (прогноз социально-экономического развития); планово-регулирующую (система  экономических регуляторов и  государственные целевые комплексные  программы) части. В настоящее время индикативное планирование получает все больше признание и применение практически во всех государствах мира. Данная форма предполагает отход от жесткого директивного планирования и предусматривает регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Однако индикативное планирование само по себе не является панацеей в решение всех социально-экономических проблем. Успех его реализации определяется многими факторами. Важнейшими среди них являются: законодательное обеспечение экономического развития; адекватность проводимой руководством страны экономической политики содержанию планов; мотивация субъектов хозяйствования на достижение поставленных целей; соблюдение законности в области хозяйственного права, как органами власти, так и хозяйствующими субъектами.

Стратегическое планирование – процесс определения целей  и значений экономических показателей  по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны, как правило, на средний срок и длительную перспективу, и формирование механизма их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды. Основной его целью является обеспечение достаточного потенциала для дальнейшего успешного развития национальной экономики. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны, при этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположение в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени.

Стратегическое планирование представляет собой адаптированный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений в экономическом развитии государства, государств-партнеров и мирового сообщества. Его назначение -  сделать оперативные и текущие управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но в первую очередь с позиций завтрашнего дня.  Поскольку стратегическое планирование охватывает длительные периоды времени, точные показатели здесь не могут быть определены. Поэтому такое планирование  в значительной степени выполняет функции прогноза.

Тактическое планирование – вид планирования текущей деятельности фирм (на 1-2 года), в котором определяются задания по основным функциональным направлениям – производственной программы, материально- технического обеспечения производства, оплаты труда и персонала, объема продаж, издержки финансов, социального планирования. Тактический план представлен системой количественных показателей. Он представляет собой программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятий (фирм), направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее рациональном использовании ресурсов.

Таким образом, на практике могут применяться все формы  планирования. Стратегическое планирование целесообразно применять на всех уровнях управления экономикой. Директивная форма может использоваться при планировании республиканских или местных бюджетов на решение тех или иных народнохозяйственных задач, а также в особо оговоренных законодательством чрезвычайных ситуациях. Во всех других случаях планирование имеет форму индикативного. Государство определяет основные параметры функционирования социально-экономических систем и всеми имеющимися в его распоряжении регуляторами, как прямыми, так и косвенными, стремится к их достижению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прогнозирование и планирование финансов.

 

 

Использование материальных и нематериальных ресурсов в условиях товарно-денежных отношений сопровождается движением денежных средств, в процессе которого осуществляются экономические операции между субъектами экономических  отношений. Такие операции в большинстве случаев представляют собой обмен товаров и услуг на финансовые активы (продажа за деньги) или финансовых активов на другие финансовые активы (продажа ценных бумаг за деньги).

Совокупность экономических  операций за некоторый период времени  обозначается как поток. Применяется  также термин запас (ресурс), отражающий остаточную величину какого-либо показателя на  данный момент времени. Потоки рассматриваются как нефинансовые (реальные) и финансовые.

Нефинансовые потоки относятся к операциям, которые  совершаются в процессе производства, приобретения товаров или услуг; финансовые включают в себя изменения  в финансовых активах и пассивах.

В условиях функционирования командно-административной системы движение товарных и денежных потоков рассматривалось через призму жесткой плановой организации процесса воспроизводства. Рыночным отношениям присуще более свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Перераспределение средств из отрасли в отрасль осуществляется через рынок финансовых ресурсов.

Рынок финансовых ресурсов выполняет множество различных  функций. Основные из них – перемещение  финансовых ресурсов из одной отрасли  в другую и обеспечение тем  самым структурных пропорций и балансов и их движения к более эффективным сферам применения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что финансы (от франц. finance – денежные средства) – это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования, денежных средств всеми субъектами хозяйствования (экономическими единицами), или совокупность экономических операций, связанны с изменениями в активах и пассивах денежных средств.

Финансовые ресурсы  характеризуют финансовое состояние  экономики и одновременно являются источником ее развития. Различают централизованные (на уровне государства) и децентрализованные (на уровне предприятий, организаций, объединений) финансовые ресурсы.

Эффективное управление финансовыми ресурсами требует  их прогнозирования и планирования. В мировой практике при прогнозировании финансов широкое распространение получили методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирования. В моделях используются два вида переменных: экзогенные и эндогенные.

Информация о работе Обзор денежного рынка Украины.Стремление Украины стать полноправным членом Европейского Союза (ЕС) в настоящее время