Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

"Налоговая система" - один из центральных разделов экономической теории, точнее, ее раздела, посвященного теории финансов.
Налоговая система - неотъемлемый элемент общественного воспроиз-водства, - обеспечивающий возможность выполнения государством целого ряда воспроизводственных функций, создающих условия эффективной деятельности всех субъектов общественного производства, представляю-щих все формы собственности.

Файлы: 1 файл

Бюджет.docx

— 23.55 Кб (Скачать)

Что представляет собой  налоговая система.

"Налоговая  система" - один из центральных  разделов экономической теории, точнее, ее раздела, посвященного  теории финансов.

Налоговая система - неотъемлемый элемент общественного  воспроиз-водства, - обеспечивающий возможность выполнения государством целого ряда воспроизводственных функций, создающих условия эффективной деятельности всех субъектов общественного производства, представляю-щих все формы собственности.

К воспроизводственным  функциям, которые наиболее эффективно могут выполняться только государством, можно отнести:

- обеспечение  обороны страны;

- обеспечение  социальных гарантий для населения  в области здраво-охранения, образования, жилищно-коммунального обслуживания и т.д.;

- охрана общественного  порядка;

- защита окружающей  среды и здоровья человека  от вредных воздей-ствий производства;

- смягчение кризисных  ситуаций в экономике, связанных  с инфляци-ей, безработицей;

- поддержка экономически  отсталых территорий;

- проведение  антимонопольной политики;

- защита населения  в чрезвычайных ситуациях;

- государственная поддержка малого предпринимательства;

- государственная  поддержка приоритетных направлений  научно-технического прогресса и  др.

Практическая  реализация названных функций предполагает их фи-нансовое обеспечение, которое невозможно без централизации определен-ной части стоимости ежегодно создаваемого валового внутреннего про-дукта, без аккумуляции финансовых ресурсов на государственном уровне, в государственном бюджете.

Кроме того, часть  финансовых ресурсов, централизуемая для государ-ственных целей, сосредотачивается во внебюджетных государственных фондах строго целевого назначения: пенсионного фонда, фонда социаль-ного страхования, фонда обязательного медицинского страхования.

Роль механизма  централизации и аккумуляции  денежных средств, не-обходимых для реализации экономической роли государства выполняет налоговая система. Конкретно централизация денежных средств осуществ-ляется в процессе взимания налогов с физических и юридических лиц в порядке, установленном законодательством страны.

Таким образом, налоговая система, с одной стороны, включает в себя совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, уплачиваемых физическими и юридическими лицами, с другой стороны - механизм, ме-тоды, порядок взимания этих налогов, устанавливаемый законами. - функ-цию аккумуляции денежных средств, необходимых для государственных расходов, выполняет бюджетная система государства и его внебюджетные фонды. Бюджет является основным регулятором образования, распределе-ния и использования централизованных денежных фондов разного уровня. Бюджет утверждается органами законодательной власти. Бюджетная сис-тема включает в себя не только централизованный денежный фонд государства - госбюджет, но и бюджеты, формируемые на уровне субъектов (республик, краев, областей, автономных ок-ругов и т.д.) и муниципальном уровне, используемые для решения соци-альных и экономических проблем на региональном и местном уровнях.

Бюджет по своему экономическому содержанию представляет собой не только особую экономическую  форму перераспределительных отноше-ний, обеспечивающая аккумуляцию части внутреннего валового продукта в руках государства. С помощью бюджета происходит дальнейшее пере-распределение этой части валового внутреннего продукта с целью обеспе-чения расходов государства, необходимых для реализации его социальных, политических и экономических функций.

Бюджет представляет собой один из главных инструментов государ-ственного регулирования различных сфер общественной жизни, осуществ-ляемого на основе маневрирования поступающими в распоряжение госу-дарства денежных средств посредством сокращения или увеличения рас-ходов на социальные программы, на государственные инвестиции, на обо-рону и т.д.

Функционирование  госбюджета обеспечивается процессом  формиро-вания его доходов и расходов. Основным источником доходов госбюджета является валовой внутренний продукт.

Структура доходов  госбюджета представлена различными платежами  юридических и физических лиц, именуемых  налогами. Они составляют основу доходной части госбюджета. 80% доходов бюджета  формируется за счет налогов.

Таким образом, налог по своему экономическому содержанию пред-ставляет средство, экономический инструмент аккумуляции финансовых ресурсов, необходимых для выполнения государством своих функций. На-лог как экономическая категория отражает отношения между государст-вом, населением и юридическими лицами в процессе перераспределения ВВП с целью мобилизации денежных средств для государственных расхо-дов.

Более конкретно  налоги можно определить как обязательные, безвоз-мездные платежи юридических или физических лиц, установленные зако-нодательными органами государственной власти (с определением их раз-меров и сроков уплаты) и зачисляемые в государственную бюджетную систему, в муниципальные бюджеты, а также во внебюджетные целевые государственные фонды (пенсионный, социального страхования, обяза-тельного медицинского страхования).

Налоги, в зависимости  от методов налогообложения могут  выполнять ряд экономически значимых функций.

Основная функция  налогов - фискальная, заключающаяся  в пополне-нии государственной казны, формировании финансовых ресурсов государ-ства, доходов негосударственного бюджета.

Наряду с фискальной налоги выполняют регулирующую функцию. Данная функция реализуется через механизм налогообложения, который либо создает благоприятные условия для различных сфер деятельности че-рез систему налоговых льгот, либо ограничивает масштабы той или иной деятельности (например, хозяйственной деятельности, причиняющей вред окружающей среде). Объектами регулирования с помощью налогов явля-ются научно-технический прогресс, демографические процессы, доходы населения и т.д.

Кроме того, налоги выполняют контрольную функцию, заключаю-щуюся в том, что в процессе налогообложения осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, за достоверностью учета доходов населения.

Особую роль налоги играют в рыночной системе  хозяйствования, ко-торая существенно сокращает масштабы и возможности прямого вмеша-тельства государства в деятельность хозяйственных субъектов.

Доминирующую  роль в регулировании государством экономических процессов играют так называемые косвенные методы регулирования, ис-ключающие его прямое вмешательство в эти процессы. Ключевая роль в системе косвенных методов регулирования экономики принадлежит нало-гам, обладающим значительным регулирующим потенциалом.

Наряду с налогами источником наполнения доходной части  бюджета являются так называемые неналоговые доходы, формируемые  за счет по-лучения дивидендов по акциям, закрепленным за государством, доходов от использования государственного имущества, доходов от выпуска государ-ственных ценных бумаг, штрафов, доходов от приватизации государствен-ного имущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Важнейшие цели бюджетного процесса.

Бюджетный процесс  представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство  и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетный процесс  осуществляется на очередной финансово-бюджетный  год, который в совпадает с  календарным.

Длительность  бюджетного процесса определяется бюджетным  периодом. Бюджетный период включает в себя все время, которое необходимо исполнительным органам для осуществления  всех четырех стадий бюджетного процесса. Бюджетный период начинается с момента  принятие решения исполнительными  органами о начале составления бюджета  и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами.

Значительная  часть бюджетного процесса связана  с подготвкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета.

Целями бюджетного планирования является:  

  1. Определение общего объема расходов бюджета и  отдельных направлений использования  средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.
  2. Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.
  3. Определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.
  4. Установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.
  5. Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.
  6. Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Главный материальный источник доходов государства.

Доходы бюджета  — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций. Они  выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают  в распоряжение органов власти разного  уровня.

В зависимости  от государственного устройства страны различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве. Эти  два вида доходов дополняются  доходами бюджетов членов федерации  в федеративном (союзном) государстве.

Доходы бюджета  — понятие более узкое, чем  доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней  власти они включают ресурсы государственных  внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Главный материальный источник доходов бюджета — национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство  привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений  и вовлеченных в процесс воспроизводства  природных ресурсов, которыми располагает  общество на определенный момент времени).

Огосударствление  национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными  методами, используемыми органами государственной  власти для перераспределения национального  дохода и образования бюджетных  доходов, являются налоги, государственный  кредит и эмиссия денег. Соотношение  между ними различно по странам и  во времени; определяется экономической  ситуацией в стране, степенью остроты  экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и  финансовой политикой государства.

Основными видами расходов по социальному обеспечению  являются выплаты денежных пенсий и  пособий.

Пенсии –  это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального  обеспечения граждан в связи  со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью  кормильца. Основные виды пенсий:

·                          по старости

·                          по инвалидности

·                          за выслугу лет 

Информация о работе Налоговая система