Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:38, реферат

Краткое описание

Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 20.21 Кб (Скачать)

     Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений  деятельности государства и экономическим  инструментом реализации государственных  приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они  отличаются от доходов с государственных  имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка  монеты и отправление правосудия, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

     Положение налогового права служат отправным  моментом в осуществлении налоговой  политики. Таким образом, налоговая  политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых  законов. Это также правовые нормы  осуществления налоговой техники  при регулировании, планировании и  контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и  цели налоговой политики обусловлены  социально- экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. 
Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

     В условиях высокоразвитых рыночных отношений  налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях  изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

     Задачи  налоговой политики сводятся к: обеспечению  государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования  хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

     Можно выделить три типа налоговой политики.

     Первый  тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся  принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена 
“налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

     Второй  тип - политика разумных налогов. Она  способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат. 
Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

     Третий  тип - налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая  политика введет к раскручиванию  инфляционной спирали.

     При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно  сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в  сочетании с третьим.

     Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства  и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка  взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических  отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая  политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование [1, c. 98] .

     Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая  тактика. Тактика и стратегия  незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи: экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов; социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения; фискальные - повышение доходов государства; международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

     Противоречия  между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными  правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям  в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов  и в конечном тоге - к экономическому кризису.

     Обоснованность  тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной  финансовый год должны согласовываться  с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов 
РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы
[2, c. 34].

     Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых  ставок, налоговых льгот, способов обложения  и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую  форму посредством налогового законодательства и регулирует его. 
Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

     Налоговый механизм, рассматриваемый через  призму реальной практики, различен в  конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый  механизм как свод практических налоговых  действий есть совокупность условий  и правил реализации на практике положений  налоговых законов. Любое налоговое  действие, не базирующееся на объективной  основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные  процессы, что неминуемо ведет  к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые  отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

     Налоговый механизм - это область налоговой  теории, трактующей это понятие в  качестве организационно-экономической  категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. 
Внутреннюю структуру налогового механизма можно выразить схемой, приведенной в приложении [3, c.189].

     Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные  начала: планирование, т.е. волевое регулирование  экономики центральной властью  с учетом объективно действующих  экономических законов путем  сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов  в соответствии с целевой направленностью  развития общественного производства; стихийно-рыночная конкуренция, где  свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители  и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара т его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах [4].

     Эффективность использования налогового механизма  зависит от того, насколько государство  учитывает внутреннюю сущность налогов  и их противоречивость. В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

     1. И. Н. Богатая, И. Ю. Королева, Л. Н. Кузнецова, Т. П. Середа. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации». Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009- 703с. :21 см.- ISВN 776-9-0984-5543-9: Б.ц., 2000 экз.

     2. Евстижеев Е. И., Викторова Н.  Г., Ткачева Е. Г. «Основы налогообложения  и налогового права: Вопросы  и ответы. Практические задания  и решения»: Учебное пособие –  М.: ИНФРА-М, 2010. -– 656с. .:21 см.- ISВN 978-5-0043-5: Б.ц., 2000 экз.

     3. Деньги. Кредит. Банки : учеб. для вузов / под ред. Е. Ф. Жукова .— 3-е изд., пеpеpаб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.— 703с. : 21 см. - ISВN 776-9-0984-5543-9: Б.ц., 2000 экз.

     4. «Консультант Плюс» - справочно-правовая  система [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 2.11.2011).

     5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.knigafund.ru/books/59711 (дата обращения: 2.11.2011).

Информация о работе Налоговая политика