Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 11:42, статья
Федеративное устройство, которое сложилось в России за последнее время, характеризуется большим количеством дотационных регионов и небольшим количеством регионов-доноров. Дотации из федерального бюджета получают 70 субъектов РФ из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. Такой дисбаланс порождает большое количество социально-экономических проблем. Следовательно, вопросы разграничения доходов между бюджетами и вопросы предоставления межбюджетных трансфертов, очень актуальны для нынешней России.
Авагян Армине 2402
Межбюджетные трансферты как инструмент сбалансированного развития бюджетной системы РФ.
Федеративное устройство, которое сложилось в России за последнее время, характеризуется большим количеством дотационных регионов и небольшим количеством регионов-доноров. Дотации из федерального бюджета получают 70 субъектов РФ из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. Такой дисбаланс порождает большое количество социально-экономических проблем. Следовательно, вопросы разграничения доходов между бюджетами и вопросы предоставления межбюджетных трансфертов, очень актуальны для нынешней России.
Как нам известно, принцип сбалансированности – один из принципов, на которых основывается вся бюджетная система Российской Федерации . Следовательно, крайне важно понимать, значение системы межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности бюджетной системы РФ.
Однако у системы межбюджетных трансфертов есть проблемы, которые могут непосредственно влиять на сбалансированность бюджетной системы .
Как мы знаем, сбалансированность бюджетов, зависит от практической реализации процесса предоставления межбюджетных трансфертов. Тем не менее, прямое влияние на сбалансированность бюджета оказывает, то насколько вовремя и систематично (в соответствии с нормативными актами) происходит предоставлении межбюджетных трансфертов.
Например, в качестве одной из серьезных проблем можно отметить тот факт, что подавляющая доля субсидий предоставляется в течение финансового года, а зачастую даже в четвертом квартале. Это существенно затрудняет планирование финансовых показателей, а также создает сложности при исполнении бюджета. Отдельные средства субсидий остаются на остатках на конец года и тратятся уже в следующем году. Поэтому в ОНБП на 2012 год была поставлена задача увеличения доли субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов РФ до начала финансового года. На данный момент эта доля составляет 15% от общего объема предоставляемых субсидий. Все это делается для того, чтобы обеспечить достоверное и эффективное бюджетное планирование на уровне регионов.
В качестве еще одного примера можно назвать тенденцию, которая существует в последнее время: снижение доли федерального софинансирования сельского хозяйства. Южные районы страны, т.е. наиболее агроориентированные регионы, в основном являются дотационными и имеют дефицитные бюджеты. Такая тенденция ставит субъекты РФ в неравные экономические условия. Это не только снижает потенциал южных районов, но и делает проблему обеспечения сбалансированности бюджетов дотационных регионов еще острее. К сожалению, во многих случаях условия выделения субсидий не увязываются с тем, какая именно отрасль хозяйства должна получить развитие в том или ином регионе.
Хотя, на данный момент уже нашлись пути решения данной проблемы. Это будет происходить за счет сокращения объема субсидий и субвенций, но будет увеличиваться объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это говорит о том, что приоритеты смещаются в сторону выравнивания регионов, создания относительно одинаковых стартовых возможностей, а не дотирования богатых регионов, которые на данные дотации будут осуществлять свои полномочия.
В заключении, хотелось бы заметить, что для достижения эффективности межбюджетных трансфертов, предпочтительнее, если муниципальные образования будут показывать реальные результаты, которых они достигли с помощью предоставленных субсидий, а не просто отчеты о расходовании бюджетных средств