Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 00:47, контрольная работа
Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства.
По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.
1) дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
2) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда регионального развития;
3) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
4) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций;
5) финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований;
6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
7) бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации.
Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий. Здесь уместно сказать о том, что такая форма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, по многим признакам совпадающая с бюджетным кредитом, была исключена из БК РФ Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ. Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений. Исключение предоставления бюджетных ссуд из межбюджетных отношений в большей степени было обусловлено низким уровнем возврата их в бюджет, предоставивший такую ссуду, а также отсутствием материальных стимулов по их получению и возврату, поскольку бюджетные ссуды, как правило, предоставлялись на безвозмездной основе. В настоящее время бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами.
Следующее форма межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, - финансовая помощь. Данное понятие используется в действующей редакции БК РФ (ст. ст. 41, 129, 135, 139, 142, 142.1), но определение финансовой помощи и ее форм отсутствует.
Еще одной формой межбюджетных трансфертов абз. 5 ст. 129 БК РФ называет "иные безвозмездные и безвозвратные перечисления". Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений содержится в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
3. Порядок формирования федерального фонда финансовой поддержки регионов.
Основным регулятором межбюджетных отношений выступает целевой Фонд финансовой поддержки регионов, который был введен с 1994 г. В 1994 г. фонд формировался в размере 22 % НДС (за счет его доли, поступавшей в федеральный бюджет), в 1995 г. – в размере 27% НДС. В 1996-1998гг. фонд создавался за счет 15 % общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением подоходного с физических лиц и ввозных таможенных пошлин. В 1999 и 2000гг. он был образован в размере 14% налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от НДС и акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, таможенных пошлин и иных таможенных платежей.
В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), основное предназначение которого – выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ
В течение нескольких лет ФФПР составлял около 14 % от общего размера налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин.
Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, подлежащий утверждению на очередной финансовый год, определяется путем умножения объема указанного Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен). Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении.
Средства Федерального фонда финансовой поддержки (ФФПР) распределяются на основе сопоставления бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, измеренной величиной приведенных к сопоставимым условиям удельных (в расчете на душу населения) валовых налоговых ресурсов.
Удельные валовые налоговые ресурсы рассчитываются по формуле:
ВНРi = a * ИНПi , где
a - прогнозируемый на год средний уровень налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения;
ИНПi - индекс налогового потенциала данного субъекта Федерации.
Показатель удельных валовых налоговых ресурсов используется только для сопоставления бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой (планируемой, рекомендуемой) оценкой налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.
Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) количественная оценка возможностей экономики региона, с учетом ее уровня и структуры развития, генерировать налоговые доходы, поступающие в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Для приведения удельных ВНР к сопоставимому виду их значение делится на индекс бюджетных расходов.
Индекс бюджетных расходов показывает, насколько больше (меньше) необходимо затратить бюджетных средств (в расчете на душу населения) в данном субъекте Российской Федерации, с учетом объективных региональных факторов и условий, по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем для предоставления одного и того же объема бюджетных услуг.
Индекс бюджетных расходов и определяемые при его расчете условно-нормативные расходы используются только для сопоставления бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в рамках настоящей методики и не являются прогнозируемой (планируемой, рекомендуемой) оценкой расходов (финансовых обязательств) консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Распределение средств ФФПР проводится по двум направлениям.
Первая часть ФФПР (80%) распределяется между субъектам Российской Федерации, для которых приведенные к сопоставимому виду удельные ВНР не превышают среднего по Российской Федерации показателя, пропорционально отклонению приведенных удельных ВНР от среднего по субъектам Российской Федерации уровня.
Вторая часть ФФПР (20%) распределяется таким образом, чтобы довести приведенные к сопоставимому виду удельные ВНР наименее обеспеченных регионов (после распределения первой части ФФПР) до одного и того же, максимально возможного при заданном объеме ФФПР уровня.
Первая часть ФФПР рассчитывается по формуле:
T1 = w * ФФПР * Di / дельтаDi, где
w - доля первой части ФФПР в общем, объеме ФФПР;
ФФПР - общий объем ФФПР (без финансовой помощи Чеченской республике);
Di - объем средств, необходимый для доведения приведенных удельных ВНР по данному субъекту Российской Федерации до среднего по Российской Федерации уровня (при условии, что Di >0);
Дельта Di - суммарный объем средств, необходимый для доведения приведенных удельных ВНР до среднего по Российской Федерации уровня (по субъектам Российской Федерации, для которых Di > 0).
Объем средств, необходимый для доведения приведенных удельных ВНР данного субъекта Российской Федерации до среднего по Российской Федерации уровня рассчитывается по формуле:
Di = a * (1 - ИНПi / ИБРi )* ИБРi * Ni, где
a - средний по субъектам Российской Федерации уровень налоговых доходов в расчете на душу населения, прогнозируемый на 2002 г. (6 788,3 руб. на чел.);
ИНПi - индекс налогового потенциала для данного субъекта Российской Федерации;
ИБРi - индекс бюджетных расходов для данного субъекта Российской Федерации;
Ni - численность населения данного субъекта Российской Федерации (здесь и далее - без ЗАТО и г. Сочи);
Вторая часть ФФПР рассчитывается по формуле:
T2 = х - (a*ИНПi + t1)/ИБРi?* ИБРi * Ni, где
x - максимальный уровень, до которого может быть проведено повышение удельных приведенных ВНР;
a - средний по субъектам Российской Федерации уровень налоговых доходов на душу населения;
t1 - первая часть ФФПР данному субъекту Российской Федерации в расчете на душу населения;
ИНПi - индекс налогового потенциала для данного субъекта Российской Федерации;
ИБРi - индекс бюджетных расходов для данного субъекта Российской Федерации;
Ni - численность населения данного субъекта Российской Федерации.
Итоговый объем средств субъекту Российской Федерации из ФФПР определяется суммированием первой и второй частей.
4. Предоставление субвенций, субсидий территориям из федерального бюджета.
Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Отличительной чертой субвенций и субсидий является их целевой характер. Субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В последние десятилетия наиболее распространенной формой предоставления финансовой помощи территориям стали субвенции. Это обусловлено не только ограниченностью финансовых ресурсов, но и необходимостью более эффективного их использования на основе целевого предоставления и освоения денежных средств.
Предоставление территориям субвенций регламентируется законодательными актами. В Бюджетном кодексе РФ это отражено в гл. 16. В наибольшей степени вопрос о финансовой помощи территориям в виде субвенций рассматривается в Законе РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу" (от 15 июля 1992 г. № 3303-1).
В соответствии с законодательством действуют следующие условия выделения субвенций и ответственность за соблюдение этих условий.
1. Субвенции предоставляются для финансирования конкретных мероприятий. Использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты и проекты.
2. Орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование. Получатель субвенций обязан отчитаться об их использовании в установленном порядке.
3. Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Возврат субвенции или досрочное прекращение субвенционного финансирования осуществляются на основании решения органа, предоставившего субвенцию. Решение о возврате субвенции должно быть принято на позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности.