Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;
выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.
Введение
Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики
Методы бюджетного планирования и прогнозирования, применяемые в России
Совершенствование методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании
Заключение
Список использованных источников
ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Метод экспертных оценок
строится на основе оценок, сделанных
и обоснованных компетентными специалистами-
Различают индивидуальные
и коллективные экспертные оценки.
Особенностями метода экспертных оценок
являются, во-первых, научно обоснованная
организация проведения всех этапов
экспертизы, обеспечивающая наибольшую
эффективность работы на каждом из
этапов; во-вторых, применение количественных
методов, как при организации
экспертизы, так и при оценке суждений
экспертов и формальной групповой
обработке результатов. Наиболее часто
эти методы используются при рассмотрении
социально-экономических
Минусом данных методов
заключается в том, что применение
этих двух методов только одновременно
позволяет создать более
(1.2)
где а — оценка (значение) эксперта, данная по определенному бюджетному показанию;
i = 1...n — количество экспертов.
Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная, базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.
Среди методов экстраполяции
широкое распространение
Математические методы экстраполирования сводятся к определению того, какие значения будет принимать та или иная переменная величина Х=x(t1), если известен ряд ее значений в прошлые моменты времени:
х1=x(t1),…….., x(tn-1) → x(tn) (1.3)
В узком смысле слова экстраполяция - это нахождение по ряду данных функции других ее значений, находящихся вне этого ряда. Применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения [2,с.358].
Еще одним методом бюджетного планирования является метод моделирования. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы). По аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный. В современных условиях развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию [3, с. 58].
Метод экономического
анализа является неотъемлемой частью
и одним из основных элементов
логики прогнозирования и
2. Методы бюджетного
планирования и
В условиях перевода национальных экономик стран СНГ на рыночные основы хозяйствования, после распада Советского Союза, существенно изменились содержание и методика бюджетного планирования, оставшаяся в наследство от Госплана СССР. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными), появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты. Возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов, большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Также как и в Российской Федерации, в Украине, в Республике Беларусь, Молдове и в Казахстане, бюджетное планирование сохранило свое значение как база для составления основного финансового плана, деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются на государственном и региональном уровнях – в форме законов, на местном – в форме решений представительных органов местного самоуправления.
К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования, относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и другие.
Реальность бюджетных
показателей во многом зависит и
от использования различных
Без анализа текущего
исполнения бюджета процесс
Применение метода экстраполяции возможно при абсолютной уверенности сохранения в дальнейшем устойчивой динамики развития. Расчет показателей проекта бюджета при этом методе производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Но этот метод должен использоваться как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как он имеет ряд существенных недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов бюджета; не способствует экономному использованию бюджетных средств, т.к. объем ассигнований планируется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных фактов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом.
Нормативный метод
предполагает наличие прогрессивных
норм и финансово-бюджетных
С одной стороны, если строго следовать нормам Бюджетного кодекса, то мы сегодня не могли бы финансировать практически ни один вид расходов, пока нет нормативов минимальных затрат и бюджетной обеспеченности, которые должны быть разработаны и утверждены на федеральном уровне.
С другой стороны, мы
сегодня не имеем самых примитивных
норм и нормативов относительно работ
по ремонту объектов, благоустройству,
приобретению оборудования и т.д. А
ведь наличие такой информации является
обязательным условием для разработки
тех самых минимальных
Использование балансового
метода позволяет увязать финансовые
ресурсы органов
Все актуальнее и
настоящее время становится программно-целевой
метод прогнозирования, который
позволяет оценить и выбрать
предпочтительные варианты социально-экономического
развития в целевом, отраслевом и
территориальном аспектах. С бюджетной
точки зрения этот метод решает главную
проблему для чего расходуются бюджетные
средства. Однако его практическое
использование затрудняется обязательностью
применения единой для всех бюджетов
классификации доходов и
Самым распространенным
является индексный метод
Обобщая все эти
обстоятельства, приходится признать,
что применяемая в настоящее
время система прогнозирования
бюджетных показателей –
Справедливую критику
по этому поводу мы принимаем, несмотря
на то, что пока еще никто из контролирующих
органов не предложил иного способа
проектирования бюджета как индексация
показателей предыдущего
Работа в этом направлении ведется, но, очевидно, требует активизации и, возможно, иных подходов.
Метод математического моделирования, основанный на применении экономико-математической модели, позволяет учесть множество взаимных связывающих факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий, соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политики. При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д. Широко применяется дефлятор (индекс цен), коэффициент пересчета цен в неизменные, предназначенные для расчета бюджетных доходов и расходов, т.к. в них, прежде всего, отражается инфляция.
Инструментами нормативного
метода являются прогрессивные нормы
и финансово-бюджетные
К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных экономических процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют, и приходится использовать специально выполненные расчеты специалистов-экспертов. Балансовый метод, при котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами.
Прогнозирование бюджета сводится к расчету вероятных доходов бюджета (применительно к соответствующему уровню бюджетной системы: государственному, региональному, местному), определению объемов и направлений расходования бюджетных средств, установлению возможных изменений в межбюджетных отношениях. Если прогнозные расчеты касаются предстоящего (планируемого) года, то они выполняются для конкретных видов доходов и расходов в соответствии с действующей в стране бюджетной классификацией; если же относятся к периоду, следующему за планируемым годом, для основных параметров и структуры соответствующего бюджета [12, с. 23-26].
Информация о работе Методы бюджетного планирования и прогнозирования