Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:13, лекция
Несмотря на достаточно развившуюся уже литературу по финансовой науке, существуют еще довольно существенные разногласия по вопросу об определении К. налогов, в отличие их от прямых. С внешней точки зрения К. налоги определяются, по противопоставлению их прямым, как взимаемые не на основании нормальных или постоянных данных (как, напр., о величине или ценности имуществ, численности лиц и т. п.), а по поводу различных фактов, моментов или действий (напр., размера расходов или потребления, количества производимых или обращающихся товаров или ценностей и т. п.).
Косвенные налоги
Перевод
Косвенные налоги
Несмотря на достаточно развившуюся уже литературу по финансовой науке, существуют еще довольно существенные разногласия по вопросу об определении К. налогов, в отличие их от прямых. С внешней точки зрения К. налоги определяются, по противопоставлению их прямым, как взимаемые не на основании нормальных или постоянных данных (как, напр., о величине или ценности имуществ, численности лиц и т. п.), а по поводу различных фактов, моментов или действий (напр., размера расходов или потребления, количества производимых или обращающихся товаров или ценностей и т. п.). В последнем случае к К. налогам весьма близко подходят сборы, носящие название пошлин. С еще более внешней точки зрения различие между прямыми и К. налогами установлено во Франции, где прямыми налогами называются такие, которые взимаются при посредстве окладных, большей частью поименных, листов (кадастров), а К. налогами — взимаемые по общим или специальным тарифам. Вследствие такой системы или классификации налоги с денежных капиталов и с наследств являются как бы косвенными, квартирный же налог — прямым. Такой способ разграничения не может быть признан научным и удовлетворительным, так как он находится в зависимости от чисто внешних финансово-административных или бюджетно-технических условий и правил взимания налогов в тех или других странах. Гораздо целесообразнее классификация налогов по признакам внутренним, субъективным или объективным. Прямыми налогами с первой (субъективной) точки зрения являются непосредственно уплачиваемые лицами, на которых они должны ложиться по мысли законодательства; косвенными же — вносимые первоначально одними лицами (посредниками), а затем уже окончательно падающие на других — действительных плательщиков. При всей видимой простоте и удобстве такого разграничения налогов, оно все-таки не может считаться вполне удовлетворительным, потому что на деле очень часто уплата налогов происходит не так, как предполагается по закону, вследствие так назыв. переложения налога (когда одно лицо, долженствующее платить налог, перелагает его на другое), встречающегося не только с К., но иногда и с прямыми налогами. Самым правильным разграничением следует признать основанное на внутренних объективных основаниях, называемых также основаниями экономическими. С такой точки зрения прямыми налогами считаются те, которые взимаются непосредственно с податного источника, т. е. с производительного имущества (капитала) или доходов, а К. налогами — взимаемые с потребления, пользования или вообще с расходов. Значение К. налогов выступает здесь вполне ясно в двояком смысле: во-первых, потому, что они уплачиваются в виде надбавки к расходам или к цене товаров или как вычет из дохода; во-вторых, потому, что расходы (размеры потребления, пользования и т. п.) служат не прямым, а лишь косвенным признаком для суждения о доходе субъектов обложения, как истинном податном источнике. В некоторых случаях внешняя сторона дела находится здесь как бы в противоречии с внутренним смыслом налогов; так, напр., к К. налогам с такой точки зрения вполне справедливо относить налог квартирный и другие, падающие на предметы роскоши, хотя они уплачиваются непосредственно их плательщиками. Налоги с дарений и наследств должны считаться прямыми, как взимаемые с некоторых видов прихода, равно как и налоги процента на денежный (ссудный) капитал, хотя бы он уплачивался не получателем этого дохода (кредитором), а должником, в виде соответственного вычета из платимого по ссудам или займам процента. С точки зрения последней системы, достоинства косвенных налогов заключаются в следующем: 1) при правильном и удачном выборе объектов обложения, К. налоги могут приносить казне такие крупные доходы, которые было бы затруднительнее собрать в форме налога прямого (как напр. у нас — питейный акциз). Это обусловливается тем, что уплата К. налогов производится незначительными долями, исподволь, большей частью в виде надбавок к цене товаров, между тем как прямые налоги обычно уплачиваются сразу, более или менее крупными суммами. 2) Момент уплаты К. налогов большей частью удобен для плательщиков, так как он совпадает обычно с приобретением каких-нибудь предметов, свидетельствующим о том, что у плательщиков имеются деньги. Этот довод, как и большинство других, приводимых в пользу К. налога, применим, впрочем, только к обложению предметов не первой, а более или менее условной необходимости. 3) При помощи косвенных налогов можно привлечь к обложению большие массы плательщиков, которые только с большим трудом и издержками могли бы быть обложены налогами прямыми. Точно так же этим путем достигается обложение таких лиц и доходов, которые почему-либо не обложены или не могут быть обложены прямыми налогами (напр. иностранцы). 4) В некоторых отношениях и случаях взимать К. налоги легче и дешевле, чем прямые, как напр. при провозе через границу, в момент производства и т. п.; при этом продавцы или производители являются как бы безвозмездными посредниками по взиманию налогов. 5) Некоторые писатели видят в К. налогах могучее средство для правительства так или иначе регулировать производство и потребление известных продуктов. 6) Наконец, к числу достоинств К. налогов относят иногда и бессознательность их уплаты, дающую правительству возможность незаметно для подданных взимать с них крупные сборы. С этим последним доводом всего труднее согласиться; это свойство К. налогов можно даже прямо отнести к числу их недостатков. В отдаленные времена, напр. в феодальную эпоху, когда власть центрального правительства была настолько слаба, что короли не считали себя в праве обращаться к своим вассалам и народу с прямыми требованиями об уплате налогов, приходилось прибегать к разным ухищрением, к изобретению поводов для требования денег; отсюда многочисленные прежние пошлины, т. е. платы за различные услуги правительства. Затем, уже помимо всяких услуг, стали изобретаться и вводиться различные налоги, и, по указанным причинам — первоначально в скрытой или менее заметной форме косвенного налога. Однако, даже и в эти отдаленные времена народ очень скоро успевал понять причину быстрого и значительного возвышения цен обложенных К. налогами товаров, и нередко выражал свое неудовольствие в открытых восстаниях, особенно когда облагались предметы первой необходимости. С развитием представительных форм государственного устройства, К. налоги все более и более теряют этот свой (политический) смысл и значение, так как представители народа, в момент вотирования налогов и вообще бюджета, должны возможно более сознательно относиться к осуществлению этой своей важнейшей обязанности; как для них, так и для самих плательщиков должно быть вполне ясно представление о тягости налогов. Но не менее важно это и в неограниченных монархиях, где, за невозможностью для народа прямо защищать свои интересы, само правительство должно определять границы нормального напряжения налоговой способности народа, и в особенности низших его классов. Между тем, К. налоги не только менее доступны сознанию плательщиков, но мешают и ясному представлению правительства относительно их тягости для народа. Другие недостатки К. налогов заключаются в следующем: 1) К. налоги наиболее противоречат основному требованию от хорошего налога — равномерности или соответствию налога доходам его плательщиков. Неравномерность К. налогов — в особенности ложащихся на массу населения, т. е. взимаемых с наиболее распространенных предметов потребления, — вытекает из того, что в бюджете беднейших классов общества сравнительно гораздо большую долю расходов поглощают предметы первой необходимости или хотя и не безусловно необходимые, но вошедшие во всеобщее употребление. Следовательно, и налоги на эти предметы составляют гораздо большую тягость для менее состоятельных классов общества. В некоторых случаях предметы первой необходимости — напр., хлеб, соль и т. п. — потребляются низшими классами даже в абсолютно большем количестве в сравнении с высшими, так как пища последних вообще гораздо разнообразнее, и потому вышеуказанные предметы не играют для них столь важной роли среди питательных продуктов. Если же облагаются такие распространенные предметы потребления, как крепкие напитки, табак, чай, сахар и т. п., то обложение является все-таки неравномерным, потому что некоторые совсем их не потребляют, а другие — сравнительно в меньшем количестве. 2) Косвенные налоги, по техническим условиям их взимания, весьма стеснительны для производства облагаемых ими продуктов, вызывая необходимость регламентации этих производств, ради контроля над количеством производимых предметов. Система взимания косвенных налогов в большинстве случаев (акцизы) заключает в себе стеснения для более мелкой промышленности и косвенное поощрение более крупной, а это само по себе несправедливо, потому что крупная промышленность имеет и без того много экономических выгод в сравнении с мелкой. 3) Издержки по взиманию косвенных налогов хотя на первый взгляд и кажутся меньшими, чем при прямых налогах, благодаря непосредственному обложению лишь более ограниченного числа производителей (в сравнении с массой потребителей), но в действительности они гораздо значительнее, так как требуют обширных и дорогих учреждений, наблюдающих за сбором этих налогов. Так в России издержки по взиманию всех внутренних К. налогов (акцизов) составляют, по отношению к общей сумме их поступлений — 3,17%, а по отношению к таможенным сборам даже 8,75%, или всего в среднем по всем К. налогам 4,60%. Между тем наши прямые налоги вызывают издержки по их взиманию лишь в размере 2,18% всей суммы поступлений. Эти цифры представляют собой только издержки казны: население уплачивает еще много лишнего вследствие того, что к цене товаров нередко делаются продавцами, для округления сумм или просто под предлогом налогов, более или менее крупные надбавки. Случается также, что при отмене или понижении К. налогов цена обложенных ими товаров понижается не на всю цифру сложенного налога, а на меньшую сумму. 4) Более частые в К., чем в прямых налогах изменения окладов вызывают иногда особые виды торгово-промышленной спекуляции и вообще ими вносится в хозяйство неопределенный элемент усиленного риска, неблагоприятно отзывающийся на налогах промышленной жизни страны. 5) Увеличение одного из наиболее распространенных видов К. налогов — таможенных пошлин, — влечет за собой вздорожание не только ввозимых из-за границы, но и соответственных предметов внутреннего производства. Такие последствия являются иногда прямой целью покровительственной системы, иногда же — бессознательным результатом целей чисто финансовых (фискальных). 6) Наконец, доход от К. налогов не имеет той твердости и устойчивости, как доход от прямых налогов. Это объясняется тем, что сумма поступлений от К. налогов определяется всегда только более или менее приблизительно, не на основании твердых кадастровых, окладных или тому подобных данных, а по поступлениям предыдущих лет, вследствие чего часто бывают значительные ошибки и уклонения от сметных предположений. Таковы главнейшие недостатки К. налогов, перевешивающие их достоинство; тем не менее, ни одна финансовая система не обходится без К. налогов, а большей частью К. налоги даже преобладают над прямыми. В главнейших европейских государствах К. налоги составляют следующую часть поступлений от всех налогов (но не из других источников):
------------------------------
| Россия | 85,74% | (1890 г.) |
|-----------------------------
| Франция | 83,71% | |
|-----------------------------
| Великобритания | 82,72% | |
|-----------------------------
| Германия | 75,37% | По сметам |
|-----------------------------
| Австрия | 73,83% | десятилетия |
|-----------------------------
| Италия | 63,83% | |
|-----------------------------
| Венгрия | 58,71% | |
------------------------------
Такое преобладание К.