Классификация расходов бюджетов. Основные группы бюджетных расходов и принципы их финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Оглавление

Введение
Классификация расходов бюджета
Планирование бюджетных расходов
Признаки и группы бюджетных расходов
Принципы финансирования бюджетных расходов
Приложения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 409.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Бюджет РФ

ТЕМА: «Классификация расходов бюджетов. Основные группы бюджетных расходов и принципы их финансирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защищено

___________________________________

Руководитель                                                                 Разработала

_______          Рассказчикова Н. Н.                                _____Грязнова Н.И.  481 гр.

 

___________________________________               ________________________

 

 

           2011

 

 

 

Содержание:

 

Введение                                                                                                    3

Классификация расходов бюджета                                                         4

Планирование бюджетных расходов                                                      7

Признаки и группы бюджетных расходов                                            13

Принципы финансирования бюджетных расходов                             15

Приложение №1                                                                                      18

Приложение №2                                                                                      24

Заключение                                                                                              31

Список литературы                                                                                 32

 

 

 

 

 

 

Содержание

Лист

 

 

 

 

 

2

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

 

Введение

Расходы  бюджета,  будучи  компонентом  общей  финансовой  категории бюджета - представляют собой затраты,  возникающие  в  связи  с  выполнением государством своих функций. Эти затраты  выражают экономические  отношения, на    основе    которых    происходит    процесс    использования    средств централизованного  фонда   денежных   средств   государства   по   различным направлениям.

В условиях перехода к рынку Правительство ведет  интенсивную  работу по реализации  концепции  совершенствования  системы  управления  бюджетными

средствами. В основу концепции закладывается решение следующих задач:

. удержать экономику от спада производства;

. обеспечить финансовую стабилизацию. Для  этого  необходимо  предпринять  неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы  проведения

экономических реформ;

. стимулировать инвестиционную  активность,  добиваться  увеличения  доли  накопления в национальном доходе;

. сократить непроизводственные расходы бюджета на государственные дотации

отдельным отраслям сферы материального производства;

.   укрепить   доходную   базу   бюджета   за   счет    совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

. создать систему действенного  финансового  контроля  за  эффективным  и целенаправленным использованием государственных расходов;

. усилить контроль за величиной государственного долга.

Через  расходы  и  налоги  бюджет  выступает   важным   инструментом  регулирования   и   стимулирования   экономики   и   инвестиций,   повышения

эффективности  производства.  Для  регулирования  экономики  должна  активно использоваться  налоговая   политика   путем   применения   соответствующего налогового механизма.

Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются  за  счет средств налогоплательщиков  и,  следовательно,  государство  взяло  на  себя

ответственность  перед  ними  за  выполнение   определенных   функциональных обязательств.

 

 

 

 

 

Введение

Лист

 

 

 

 

 

3

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Классификация расходов бюджета

   Функциональная классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней и отражает направления бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Функциональная классификация расходов включает в себя четыре уровня. Первый уровень — разделы, отражающие направления расходования бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Примеры разделов функциональной классификации расходов:

1) государственное управление и местное самоуправление;

2) судебная власть;

3) национальная оборона;

4) образование.

   В пределах разделов выделяют подразделы, конкретизирующие направления расходования бюджетных средств. Например, в рамках раздела «образование» бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование и т.д., которые являются подразделами раздела «Образование» функциональной классификации расходов.

   Третий уровень функциональной классификации расходов составляют целевые статьи, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации. В качестве примеров целевых статей, выделяемых в рамках раздела «образование» функциональной классификации, можно назвать «ведомственные расходы на образование», а также расходы на реализацию федеральных целевых программ «Дети России» и «Молодежь России».

   Наконец, четвертым уровнем функциональной классификации являются виды расходов, которые детализируют направления расходования бюджетных средств в пределах целевых статей. Так, например, видом расходов в рамках целевой статьи «ведомственные расходы на образование» подраздела «дошкольное образование» раздела «образование» функциональной классификации расходов является финансирование «детских дошкольных учреждений».

   Экономической классификацией расходов называют группировку расходов бюджетов по их «экономическому содержанию». Это означает, что расходы группируются в зависимости от целей:

1) финансирование текущих расходов;

2) финансирование капитальных расходов;

3) предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

  К текущим расходам относят закупки товаров и оплату услуг; выплату процентов; субсидии, субвенции и текущие трансферты, а также оплату услуг по признанию прав собственности за рубежом. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов.

   Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение средств по главным распорядителям и распорядителям средств соответствующих бюджетов. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете.

   Перечень главных распорядителей бюджетных средств в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.

   Перечень распорядителей средств местных бюджетов утверждается решением представительных органов местного самоуправления.

   Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов — группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов бюджетов.

   Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов — группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

   Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга — группировка долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

   Классификация видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых               Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

   Важную роль в бюджетном процессе играет Налоговый кодекс РФ. Первая часть Налогового кодекса была принята в 1998 г. после пяти лет согласований.    Основная задача, которую решает этот закон, — кодификация правил, регулирующих взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков. В первом разделе помимо определения основных понятий, установления законодательных основ налоговой системы описываются виды налогов и сборов, взимаемые на всех уровнях бюджетной системы РФ. Второй раздел, в основном, посвящен правам и обязанностям налогоплательщиков и налоговых агентов. В третьем разделе описывается система налоговых органов, действующих в РФ, их полномочия и обязанности.

   Прочие разделы первой части Налогового кодекса посвящены правилам уплаты налогов и сборов, налоговой отчетности и налоговому контролю, ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д.

   Вторая часть Налогового кодекса была принята в 2000 г. Во второй части подробно описываются виды налогов и порядок их взимания.

   Помимо системообразующих нормативных актов, которыми являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, важными источниками бюджетного права являются собственно законы о бюджете (федеральном, субъектов РФ или муниципальных образований), а также отчеты об исполнении бюджета.

   К настоящему моменту законы о федеральном бюджете имеют устоявшуюся структуру и определенную внутреннюю логику. Как правило, закон о бюджете включает в себя текстовую часть и приложения. Текстовая часть закона в последние годы содержит около 150 статей.

   В виде приложений публикуются поступления доходов в федеральный бюджет, распределение расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, ведомственная классификация расходов федерального бюджета, распределение средств из различных фондов в рамках межбюджетных отношений, перечень федеральных целевых программ.

   Отчет об исполнении бюджета готовится органами государственной власти, исполняющими бюджет, и рассматривается органами представительной власти. Он может приниматься в форме закона или решения. На федеральном уровне отчет об исполнении бюджета должен передаваться Правительством РФ в Государственную Думу и Счетную палату РФ не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. После написания Счетной палатой РФ заключения на отчет об исполнении бюджета Государственная Дума в течение полутора месяцев должна рассмотреть, принять его в виде закона или отклонить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Лист

 

 

 

 

 

5

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Планирование бюджетных расходов

Планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта бюджета органами исполнительной власти. При рассмотрении законопроекта органом представительной власти в него вносятся корректировки. Исходным пунктом бюджетного планирования является определение объема доходов, который поступит в бюджет в очередном году. В краткосрочном периоде доходы более инерционны, чем расходы. Если расходы полностью подконтрольны государству, то большинство доходных статей зависит от внешних условий, на которые государство может влиять лишь опосредованно. К таким условиям относятся объем ВВП, темпы экономического роста, размер налоговой базы. В сфере прямого государственного регулирования находятся ставки налогов, порядок и условия их взимания. Однако, возможности их оперативного изменения также ограничены, поскольку это требует законодательной процедуры. Именно поэтому при рассмотрении проекта закона о бюджете в Государственной Думе на первом этапе рассматривается общий объем доходов и расходов бюджета, а затем - распределение расходов по отдельным статьям.

Для того, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей государства, план бюджетных расходов на очередной год должен составляться как часть более долгосрочной программы и обязательно учитывать ее приоритеты. С этой целью одновременно с составлением проекта бюджета на очередной год Министерством финансов разрабатывается перспективный финансовый план - среднесрочный документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он составляется на три года, из которых первый год - это тот год, на который составляется бюджет; а два последующих года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты экономической политики правительства. Основой для формирования перспективного финансового плана является среднесрочный (на 3-5 лет) прогноз социально-экономического развития страны, региона или муниципального образования, а также бюджет на текущий год. В отличие от бюджета, финансовый план законодательно не утверждается. Его задача - быть ориентиром при выработке финансово-бюджетной политики, обеспечивать комплексность прогнозирования финансовых последствий реформ, программ и законов с учетом долгосрочных тенденций развития страны.

При планировании структуры бюджетных расходов на очередной год первым шагом является их распределение по статьям функциональной классификации. Напомним, что данная классификация отражает направление финансов на выполнение основных функций государства. С аналитической точки зрения она представляет наибольший интерес, поскольку определяет приоритеты государственной политики, отражает цели и потребности, которые должны обеспечить государственные расходы. Составление функциональной структуры расходов, в связи с особой значимостью, не может быть полностью передано исполнительной власти. В этом процессе обязательно участие представительных органов власти, которые обеспечивают учет общественных предпочтений при разработке бюджета. Утверждение функциональной классификации расходов является предметом второго и третьего чтения законопроекта в Государственной Думе. Это технически сложный и конфликтный процесс, связанный с внесением в закон большого числа поправок.

Распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации утверждено в законе о бюджете на 2003 год в виде приложения 6 и выглядит следующим образом: (См. приложение №1)

Из приведенной таблицы видно, что наиболее крупной статьей расходов федерального бюджета России в 2003 г. является финансовая помощь бюджетам других уровней - 30,5% от общей суммы расходов. Наибольший удельный вес в ее структуре (58,3%) имеет передача средств государственным внебюджетным фондам. Это связано с тем, что в доходы федерального бюджета зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии. 36,2% от объема средств, передаваемых другим уровням бюджетной системы составляет финансовая помощь бюджетам других уровней. Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2003 год был утвержден в сумме 173,2 млрд. руб.; Фонд компенсаций - 47,0 млрд. руб.; Фонд софинансирования социальных расходов - 5,0 млрд. руб.

Второй по значимости расходной статьей является национальная оборона - 14,7% от суммы расходов федерального бюджета. Далее следует обслуживание государственного и муниципального долга - 11,8%, в составе которого около 80% составляют расходы на обслуживание внешнего долга. Следует обратить внимание на разницу понятий “обслуживание” и “погашение долга”. Обслуживание государственного долга - это статья включающая выплату процентов, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам и т.д. Она относится к текущим расходам бюджета. Погашение основной суммы долга отражается в бюджете иначе, это вид капитальных расходов. По закону о бюджете на 2003 год на погашение государственного долга РФ должны быть направлены средства профицита бюджета в сумме 51,4 млрд. руб.

Каждая статья функциональной классификации расходов должна иметь одного или нескольких исполнителей. Поэтому следующим этапом планирования расходов должно быть распределение ассигнований по прямым получателям бюджетных средств, или ведомственная структура. Структура расходов по ведомственной классификации является самым объемным приложением к закону о федеральном бюджете, в законе о федеральном бюджете на 2003 год она утверждена как приложение 7. Эта классификация является многоуровневой. Первый ее уровень - перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Второй уровень представляет классификацию целевых статей расходов, он отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов. Третий уровень - классификация видов расходов; он детализирует направление финансирования по целевым статьям. Рассмотрим структуру ведомственной классификации, закрепленную в законе о федеральном бюджете на 2003 год, на примере одного из бюджетополучателей - Министерства энергетики РФ. (См. приложение №2)

Определение ведомственной структуры в большей степени, чем функциональная классификация, находится в ведении исполнительной власти. Задачей правительства является распределение средств между подчиненными ему министерствами, ведомствами и другими учреждениями, чтобы наиболее эффективно обеспечить выполнение тех приоритетов, которые закреплены в функциональной классификации. По представлению главных распорядителей средств бюджета правительство может вносить изменения в структуру расходов в ходе исполнения бюджета. Эти полномочия закрепляются за ним бюджетным законодательством, в том числе и законом о бюджете на очередной год.

Составленный прогноз предельных объемов бюджетного финансирования направляется Министерством финансов главным распорядителям средств федерального бюджета. На этой основе каждый бюджетополучатель составляет смету своих расходов. Смета является финансовым планом бюджетного учреждения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетные учреждения имеют право расходовать бюджетные средства исключительно на следующие цели:

        оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

        перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

        трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

        командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

        оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

        оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Сведение смет всех бюджетополучателей в рамках одного бюджета, которое осуществляет Министерство финансов, дает экономическую структуру расходов. Экономическая классификация предусматривает деление расходов на две большие группы - текущие и капитальные.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Она включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.

В структуре расходов государственного бюджета могут предусматриваться так называемые защищенные статьи. Это статьи расходов, объем финансирования по которым не может быть сокращен в процессе утверждения или исполнения бюджета. Такие расходы возникают в результате принятия законодательных актов, предполагающих осуществление бюджетных расходов, таких как законы о предоставлении льгот или социальных пособий определенным категориям граждан. Наибольшую актуальность данная проблема имеет для федеративных государств, в которых на вышестоящем уровне могут приниматься законы, предполагающие дополнительные расходные обязательства нижестоящих бюджетов. Наличие защищенных статей бюджета ограничивает свободу действий органов власти при выработке государственной политики. Доля защищенных статей в структуре бюджета не должна быть высокой, принятие любого законодательного акта в этой области должно сопровождаться оценкой возникающих расходных обязательств, их целесообразности и соответствия имеющимся финансовым ресурсам.

В условиях федеративного государства важное значение имеет распределение расходов по уровням бюджетной системы. Исходным его пунктом является разграничение предметов ведения федерального центра и регионов, закрепленное в Конституции. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

        обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, другие расходы на общегосударственное управление;

        функционирование федеральной судебной системы;

        осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

        национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности;

        фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

        государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

        государственная поддержка атомной энергетики;

        ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

        исследование и использование космического пространства;

        содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении федеральных органов государственной власти;

        формирование федеральной собственности;

        обслуживание и погашение государственного долга РФ;

        компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

        пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

        проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

        федеральная инвестиционная программа;

        обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

        обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

        финансовая поддержка субъектов РФ;

        официальный статистический учет; а также некоторые другие виды расходов.

Законом установлен перечень расходов, финансируемых исключительно из региональных и местных бюджетов, а также расходы, совместно финансируемые за счет бюджетов разных уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки и группы бюджетных расходов

Многообразие конкретных видов расходов бюджетов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства; уровнем социально-экономического развития страны; разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой; административно-территориальным устройством государства; формами предоставления бюджетных средств и т. п.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

По роли в общественном воспроизводстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. В этом случае по экономическому содержанию выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Бюджет развития может быть сформирован в составе капитальных расходов бюджетов. Он используется для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты, либо путем предоставления им государственных гарантий, либо путем непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, срочности, платности. Источниками средств бюджета развития являются текущие расходы бюджетов.

По общественному назначению отражает выполняемые государством функции -экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов: финансирование промышленного производства; финансирование социально-культурных мероприятий; финансирование науки; финансирование обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; расходы по обслуживанию государственного долга; прочие расходы и выплаты.

Дополнительно в указанных группах расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

Территориальный признак. В соответствии с уровнем государственного управления в РФ расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Лист

 

 

 

 

 

5

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

 

Принципы финансирования бюджетных расходов

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования, которое представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специальными методами и формами предоставления бюджетных средств.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:
1) Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.
2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические липа получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.
3) Предоставление бюджетных средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам, с одной стороны, осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.
4) Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетных средств осуществляется без условий их обязательного возврата в госбюджет.
5) Бесплатность бюджетных ассигнований означает, что за выделенные бюджетные средства получатели бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в виде процентов, части доходов и т.п.
В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:
1) сметное финансирование;
2) программное финансирование;
3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);
4) финансирование капиталовложений.
Наибольшее распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование. Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в свою очередь, разрабатываются на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу, которая определяется применительно к каждому бюджетному учреждению в зависимости от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных операций и т.п.
Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.
Программное финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в зависимости от значимости той или иной научной темы. Общий объем денежных средств по каждой теме выделяется непосредственно научным учреждениям — Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и др., которые, в свою очередь, исходя из объемов общей суммы составляют конкретные сметы расходов.
Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т.п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать все затраты. Поэтому государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а в объеме тех средств, которых недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов и затрат, возникающих на конец текущего финансового года.
Финансирование капиталовложении — это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в различных отраслях народного хозяйства. При финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедший в специальный перечень строек, утвержденных Правительством РФ. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета. Эти средства могут предоставляться на безвозвратной и возвратной основах.
Для открытия финансирования на безвозвратной основе государственные заказчики предоставляют Министерству финансов РФ выписки из утвержденного перечня строек и объектов с указанием объемов капиталовложений и государственные контракты (договоры подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Минфином РФ путем перечисления средств после утверждения объемов централизованных капиталовложений и перечня строек для федеральных нужд. В свою очередь, государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета непосредственно заказчикам (застройщикам) в пределах выделенных сумм.
Начиная с 1997 г. Правительство РФ выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям только при условии оформления этой части средств в качестве доли государственной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

 

 

 

 

Введение

Лист

 

 

 

 

 

5

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

 

Таблица 1.

Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ

(тыс. рублей)

Код бюджетной классификацииРФ

Наименование

Сумма

В % от общей суммы расходов

 

ВСЕГО РАСХОДОВ

2 345 641 398,0

100,0

 

в том числе:

 

 

0100

Государственное управление и местное самоуправление

66 506 919,0

2,8

0101

Функционирование главы государства - Президента РФ

4 130 359,6

0,2

0102

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти

3 267 837,9

0,1

0103

Функционирование исполнительных органов государственной власти

15 054 350,6

0,6

0104

Деятельность финансовых и налоговых органов

42 233 977,1

1,8

0105

Прочие расходы на общегосударственное управление

1 820 393,8

0,1

0200

Судебная власть

25 481 900,0

1,1

0201

Федеральная судебная система

25 481 900,0

1,1

0300

Международная деятельность

44 384 236,4

1,9

0301

Международное сотрудничество

35 416 480,0

1,5

0303

Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств

6 130 044,2

0,3

0304

Международные культурные, научные и информационные связи

1 168 522,2

0,0

0305

Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам

81 600,0

0,0

0306

Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества

1 587 590,0

0,1

0400

Национальная оборона

344 525 270,0

14,7

0401

Строительство и содержание Вооруженных Сил РФ

325 564 302,6

13,9

0402

Военная программа Министерства РФ по атомной энергии

13 012 000,0

0,6

0403

Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки

4 160 780,0

0,2

0404

Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности

1 435 687,4

0,1

0407

Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны

352 500,0

0,0

0500

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

244 793 714,7

10,4

0501

Органы внутренних дел

69 304 731,7

3,0

0502

Внутренние войска

18 489 507,0

0,8

0503

Уголовно-исполнительная система

45 737 316,2

1,9

0504

Органы налоговой полиции

7 096 201,8

0,3

0505

Органы государственной безопасности

47 992 477,6

2,0

0506

Органы пограничной службы

24 065 041,5

1,0

0507

Таможенные органы

12 406 642,0

0,5

0508

Органы прокуратуры

11 839 989,7

0,5

0510

Органы юстиции

7 235 202,3

0,3

0511

Государственная фельдъегерская служба

626 604,9

0,0

0600

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

40 206 000,0

1,7

0601

Фундаментальные исследования

19 851 996,3

0,8

0602

Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно- технического прогресса

20 354 003,7

0,9

0700

Промышленность, энергетика и строительство

63 404 306,6

2,7

0701

Топливно-энергетический комплекс

7 050 000,0

0,3

0704

Конверсия оборонной промышленности

250 000,0

0,0

0705

Другие отрасли промышленности

457 010,0

0,0

0707

Строительство, архитектура

47 427 700,1

2,0

0708

Стандартизация и метрология

168 188,0

0,0

0709

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

7 023 900,0

0,3

0710

Содержание органов специального строительства

1 027 508,5

0,0

0800

Сельское хозяйство и рыболовство

31 167 644,8

1,3

0801

Сельскохозяйственное производство

24 530 850,0

1,0

0802

Земельные ресурсы

1 801 340,8

0,1

0804

Рыболовное хозяйство

2 977 154,0

0,1

0805

Прочие мероприятия в области сельского хозяйства

1 858 300,0

0,1

0900

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

10 807 748,2

0,5

0901

Водные ресурсы

1 041 003,4

0,0

0902

Лесные ресурсы

6 325 778,2

0,3

0903

Охрана окружающей природной среды, животного и растительного мира

935 224,9

0,0

0904

Гидрометеорология

1 845 541,7

0,1

0905

Картография и геодезия

660 200,0

0,0

1000

Транспорт, связь и информатика

6 087 130,0

0,3

1001

Автомобильный транспорт

89 400,0

0,0

1002

Железнодорожный транспорт

300 000,0

0,0

1003

Воздушный транспорт

2 172 700,1

0,1

1004

Водный транспорт

2 255 489,9

0,1

1006

Связь

1 267 440,0

0,1

1007

Информатика (информационное обеспечение)

2 100,0

0,0

1100

Развитие рыночной инфраструктуры

100 000,0

0,0

1101

Малый бизнес и предпринимательство

100 000,0

0,0

1300

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

21 208 074,0

0,9

1302

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

10 984 124,0

0,5

1303

Гражданская оборона

66 650,0

0,0

1304

Государственная противопожарная служба

10 157 300,0

0,4

1400

Образование

97 671 999,7

4,2

1401

Дошкольное образование

1 139 085,2

0,0

1402

Общее образование

1 965 134,1

0,1

1403

Начальное профессиональное образование

21 096 907,9

0,9

1404

Среднее профессиональное образование

12 484 641,0

0,5

1405

Переподготовка и повышение квалификации

1 370 720,9

0,1

1406

Высшее профессиональное образование

54 809 144,5

2,3

1407

Прочие расходы в области образования

4 806 366,1

0,2

1500

Культура, искусство и кинематография

14 056 249,1

0,6

1501

Культура и искусство

11 993 835,5

0,5

1502

Кинематография

2 047 198,2

0,1

1503

Прочие мероприятия в области культуры и искусства

15 215,4

0,0

1600

Средства массовой информации

11 954 913,8

0,5

1601

Телевидение и радиовещание

11 022 110,4

0,5

1602

Периодическая печать и издательства

608 013,4

0,0

1603

Прочие средства массовой информации

324 790,0

0,0

1700

Здравоохранение и физическая культура

39 344 750,0

1,7

1701

Здравоохранение

31 421 025,1

1,3

1702

Санитарно-эпидемиологический надзор

5 463 024,9

0,2

1703

Физическая культура и спорт

2 460 700,0

0,1

1800

Социальная политика

150 685 036,0

6,4

1801

Учреждения социального обеспечения и службы занятости

4 293 448,0

0,2

1802

Социальная помощь

10 133 337,5

0,4

1804

Пенсии военнослужащим

67 720 851,4

2,9

1805

Пенсии и пособия в правоохранительных органах

40 027 461,8

1,7

1806

Прочие мероприятия в области социальной политики

26 400 542,4

1,1

1808

Миграционная политика

2 109 394,9

0,1

1900

Обслуживание государственного и муниципального долга

277 510 056,5

11,8

1901

Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга

57 482 116,5

2,5

1902

Обслуживание государственного внешнего долга

220 027 940,0

9,4

2000

Пополнение государственных запасов и резервов

20 956 350,0

0,9

2002

Государственный материальный резерв

20 481 650,0

0,9

2003

Прочие государственные запасы и резервы

474 700,0

0,0

2100

Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы

714 610 237,1

30,5

2101

Финансовая помощь бюджетам других уровней

258 405 924,3

11,0

2102

Фонд регионального развития

25 072 010,0

1,1

2103

Мероприятия в области регионального развития

14 240 405,0

0,6

2104

Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам

416 891 897,8

17,8

2200

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

10 759 750,0

0,5

2201

Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам

9 991 468,0

0,4

2202

Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры

768 282,0

0,0

2300

Мобилизационная подготовка экономики

500 000,0

0,0

2301

Мобилизационная подготовка экономики

500 000,0

0,0

2400

Исследование и использование космического пространства

7 651 300,0

0,3

2401

Государственная поддержка космической деятельности

2 524 000,0

0,1

2402

Научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы в области космической деятельности

5 127 300,0

0,2

2500

Военная реформа

15 800 311,0

0,7

2501

Проведение военной реформы

15 800 311,0

0,7

2600

Дорожное хозяйство

79 111 700,0

3,4

2601

Дорожное хозяйство

79 111 700,0

3,4

3000

Прочие расходы

-7 710 498,9

-0,3

3001

Резервные фонды

4 300 000,0

0,2

3002

Проведение выборов и референдумов

9 825 800,0

0,4

3003

Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды)

-23 060 000,0

-1,0

3004

Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам

1 223 701,1

0,1

3100

Целевые бюджетные фонды

14 066 300,0

0,6

3109

Фонд Министерства РФ по атомной энергии

14 066 300,0

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Лист

 

 

 

 

 

5

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

 

Таблица 2.

Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2003 год 

(тыс. рублей)

Наименование

Мин

Рз

Пр

ЦСР

ВР

Сумма

ВСЕГО

 

 

 

 

 

2 123 424 912,2

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

020

 

 

 

 

9 565 714,6

Государственное управление и местное самоуправление

020

01

 

 

 

217 475,2

Функционирование исполнительных органов государственной власти

020

01

03

 

 

217 475,2

Центральный аппарат

020

01

03

037

 

203 232,4

Денежное содержание аппарата

020

01

03

037

027

83 295,3

Расходы на содержание аппарата

020

01

03

037

029

119 937,1

Территориальные органы

020

01

03

038

 

14 242,8

Денежное содержание аппарата

020

01

03

038

027

10 827,9

Расходы на содержание аппарата

020

01

03

038

029

3 414,9

Международная деятельность

020

03

 

 

 

193 997,8

Международное сотрудничество

020

03

01

 

 

190 757,6

Взносы в международные организации

020

03

01

121

 

3 277,6

Взносы в международные организации

020

03

01

121

053

3 277,6

Расходы по обязательствам в рамках проектов, финансируемых с участием международных финансовых организаций

020

03

01

130

 

27 680,0

Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов

020

03

01

130

397

27 680,0

Расходы в сфере международной деятельности

020

03

01

131

 

159 800,0

Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов

020

03

01

131

397

159 800,0

Международные культурные, научные и информационные связи

020

03

04

 

 

3 240,2

Расходы на международные культурные, научные и информационные связи

020

03

04

125

 

3 240,2

Участие в международных конференциях

020

03

04

125

050

3 240,2

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

020

06

 

 

 

40 738,3

Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса

020

06

02

 

 

40 738,3

НИОКР

020

06

02

281

 

5 346,3

Другие НИОКР

020

06

02

281

216

5 346,3

Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

020

06

02

669

 

35 392,0

Подпрограмма "Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса"

020

06

02

669

809

28 672,0

Подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления"

020

06

02

669

811

6 720,0

Промышленность, энергетика и строительство

020

07

 

 

 

8 323 000,0

Топливно-энергетический комплекс

020

07

01

 

 

7 050 000,0

Государственная поддержка угольной отрасли

020

07

01

300

 

6 650 000,0

Технические работы по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных шахт и разрезов

020

07

01

300

420

2 463 000,0

Научно-техническое и проектное обеспечение реструктуризации угольной промышленности

020

07

01

300

421

57 000,0

Социальная защита работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности, членов их семей, пенсионеров и инвалидов, работавших в угольной промышленности

020

07

01

300

422

1 000 000,0

Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков

020

07

01

300

423

1 100 000,0

Формирование и использование централизованного резервного фонда социальной поддержки работников ликвидируемых угольных шахт и разрезов

020

07

01

300

425

130 000,0

Предоставление организациям угольной промышленности инвестиций и средств на разработку научно- технических программ

020

07

01

300

426

150 000,0

Расходы на управление угольной отраслью

020

07

01

300

429

130 000,0

Формирование и использование централизованного резервного фонда реструктуризации угольной промышленности

020

07

01

300

430

200 000,0

Мероприятия по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли

020

07

01

300

431

970 000,0

Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам

020

07

01

300

463

450 000,0

Прочие расходы, не отнесенные к другим целевым статьям

020

07

01

515

 

400 000,0

Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам

020

07

01

515

463

400 000,0

Строительство, архитектура

020

07

07

 

 

1 273 000,0

Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

020

07

07

669

 

1 273 000,0

Подпрограмма "Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса"

020

07

07

669

809

1 246 000,0

Подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления"

020

07

07

669

811

27 000,0

Образование

020

14

 

 

 

482 353,3

Дошкольное образование

020

14

01

 

 

682,4

Ведомственные расходы на образование

020

14

01

400

 

682,4

Детские дошкольные учреждения

020

14

01

400

259

682,4

Среднее профессиональное образование

020

14

04

 

 

478 637,3

Ведомственные расходы на образование

020

14

04

400

 

478 637,3

Средние специальные учебные заведения

020

14

04

400

268

478 637,3

Прочие расходы в области образования

020

14

07

 

 

3 033,6

Ведомственные расходы на образование

020

14

07

400

 

3 033,6

Прочие учреждения и мероприятия в области образования

020

14

07

400

272

3 033,6

Здравоохранение и физическая культура

020

17

 

 

 

19 200,0

Здравоохранение

020

17

01

 

 

19 200,0

Ведомственные расходы на здравоохранение

020

17

01

430

 

19 200,0

Поликлиники, амбулатории, диагностические центры

020

17

01

430

301

19 200,0

Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы

020

21

 

 

 

288 950,0

Мероприятия в области регионального развития

020

21

03

 

 

288 950,0

Государственные капитальные вложения

020

21

03

313

 

240 950,0

Государственные капитальные вложения на безвозвратной основе

020

21

03

313

198

240 950,0

Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

020

21

03

669

 

48 000,0

Подпрограмма "Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса"

020

21

03

669

809

40 000,0

Подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления"

020

21

03

669

811

8 000,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бюджетная классификация - является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

За относительно небольшой период бюджетная классификация подвергалась многочисленным изменениям, связанным с этапам самого становления бюджетного процесса и его реформированием.

Все эти усовершенствования были направлены на приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

Основная идея всех последних бюджетных нововведений - переход к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР), т.е. переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.

Однако можно с уверенностью сказать, что у участников бюджетного процесса еще будут возникать вопросы по ее применению. Может быть и сейчас многие положения нового Бюджетного кодекса в части бюджетной классификации нуждаются в более подробных комментариях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Экономика од ред. А. С. Булатова. – Москва: Изд. БЕК,2006

2. http://geoims.com/rasxody-byudzheta/osnovnye-principy-i-metody-byudzhetnogo-finansirovaniya

3.Шахова Г. Я. Боженко И. П. «Государственные расходы и социально-экономическое развитие - 2005

4. http://referat.yabotanik.ru/finansy/bjudzhetnye-rashody-ih-sostav-i-struktura/143065/135779/page10.html

 

 

 

 

 

Введение

Лист

 

 

 

 

 

5

Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Информация о работе Классификация расходов бюджетов. Основные группы бюджетных расходов и принципы их финансирования