Классификация расходов бюджетов: федерального, субъектов РФ и муниципалитетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.
Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Экономическая сущность расходов государственного бюджета РФ.......4
2. Классификация расходов государственного бюджета…………………...6
3. Расходы федерального бюджета………………………………………….12
4. Расходы бюджетов субъектов РФ…………………………………….....17
5. Расходы местных бюджетов……………………………………….………21
Заключение………………………………………………………………….…27
Список литературы…………………………………………………...………30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.22 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКОГО  ЗАОЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

В Г. ЛИПЕЦКЕ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «Государственные и муниципальные финансы»

Вариант 12

на  тему: «Классификация расходов бюджетов: федерального, субъектов РФ и муниципалитетов» 
 

Выполнил: студент 4 курса

факультета  МиМ

специальность ГиМУ

группы  дневной 
 

Проверил:  
 

Липецк 2011 г. 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3

  1. Экономическая сущность расходов государственного бюджета РФ.......4
  2. Классификация расходов государственного бюджета…………………...6
  3. Расходы федерального бюджета………………………………………….12
  4. Расходы  бюджетов субъектов  РФ…………………………………….....17
  5. Расходы местных бюджетов……………………………………….………21

Заключение………………………………………………………………….…27

Список  литературы…………………………………………………...………30 
 
 

 

Введение

    Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

    Как  экономическая категория государственный бюджет РФ представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования.

    Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

    Бюджетная система Российской Федерации состоит  из трех звеньев и включает в себя:

     федеральный бюджет;

    - бюджеты субъектов РФ  (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

    - местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

    Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

    Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

    Доходная  часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.

    Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. 

1.  Экономическая сущность  расходов государственного  бюджета РФ

         Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

    Эти затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

    Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

    Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

    В случае необходимости дополнительного  финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

    Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

    Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении средств  в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований. Для организаций производственной сферы на основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом утвержденных смет. 

    2. Классификация расходов государственного бюджета

    Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

    Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

    -         природой и функциями государства;  

    -         уровнем социально-экономического  развития страны;

    -         разветвленностью связей бюджета  с народным хозяйством;

    -         административно-территориальным устройством  государства;

    -         формами предоставления бюджетных  средств и т.п.

    Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

    Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

    По  роли в общественном производстве расходы бюджета  делят на:

    1. Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

    2. Расходы  на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

    3. Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и  обслуживание страховых и резервных фондов).

    С помощью этих расходов государство  получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

    В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

    1. Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

    2. Расходы на социально-культурные нужды;

    3. Военные расходы;

    4. Расходы на управление.

    Структура бюджетных расходов по данным группам  в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

    Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

    - в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

    - в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

    Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Информация о работе Классификация расходов бюджетов: федерального, субъектов РФ и муниципалитетов