Этапы бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:55, реферат

Краткое описание

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Файлы: 1 файл

этапы.docx

— 14.04 Кб (Скачать)

107. Этапы бюджетного  процесса

Бюджетный процесс  — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов  государственного бюджета.

Бюджетный процесс  осуществляется по жестко установленным  правилам в силу его важности как  экономического инструмента. Этапы  бюджетного процесса можно представить  следующим образом:

Этапы бюджетного процесса

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Бюджетный процесс  согласно статье 6 Бюджетного кодекса  РФ — регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть  бюджетного процесса — бюджетное  регулирование, представляющее собой  частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс  длится около трех с половиной  лет, и это время называется бюджетным  периодом, то есть это время, в течение  которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год  — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

- глава государства;

- органы законодательной  власти;

- органы исполнительной  власти;

- органы денежно-кредитного  регулирования;

- органы государственного  и местного финансового контроля;

- государственные  внебюджетные фонды;

- главные распорядители  бюджетных средств.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового  года. Финансовый год может совпадать  с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая  и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и  направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение  бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный  орган рассматривает бюджет в  нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных  вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов  всех уровней власти по доходам и  по расходам.

Исполнение бюджета  — сложный процесс, в котором  участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора  доходов в процессе исполнения бюджета  начинается второй этап — осуществление  расходов.

Поскольку сам  госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями  — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета (рис.34).

Исполнение бюджета  распадается на два этапа: сбор доходов  и осуществление расходов.

При распределении  бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для  этого составляется бюджетная роспись.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и  расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.

С помощью бюджетной  росписи определяются получатели бюджетных  средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

Для всех стадий бюджетного процесса очень важна  бюджетная классификация. Классификация  доходов установлена по группам  и статьям, объединяющим конкретные виды доходов. Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам: функциональному, экономическому ведомственному. Функциональная классификация отражает направление средств бюджета  на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). Экономическая  классификация показывает деление  расходов государства на текущие  и капитальные, а также на выплату  заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг.

Ведомственная классификация расходов бюджета  непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку  юридических лиц, получающих бюджетные  средства.

Информация о работе Этапы бюджетного процесса