Иновационные аспекты истории финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:39, реферат

Краткое описание

Финансы – это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляется формирование и использования общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

1. Финансы

Финансы – это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляется формирование и использования общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.

 

2. Различия  между финансами и деньгами

Из определения  финансов можно сделать вывод, что финансы — это такая экономическая форма общественных отношений, которая хотя и связана с существованием денег, но производна от денежной формы стоимости. В то время как деньги, в основном своем определении, это всеобщий эквивалент. В реальной экономической действительности финансы обычно предстают как денежные суммы(накопления), в распоряжении которыми субъект относительно свободен, поскольку для простого воспроизводства они ему не требуются. Денежные же суммы, адекватные необходимому продукту, то-есть обеспечивающие возможность простого воспроизводства, фактически не являются накоплениями и не могут (теоретически) считаться финансами.

Еще они  отличаются друг от друга наличием различных функций. Так, финансы представляют собой отношения в сфере экономики, которые отвечают за формирование и распределение денежных средств. Деньги, в свою очередь, являются средством оплаты работ, услуг и, конечно, товаров. Служат средством измерения и сохранения стоимости.

 

3.Сущность финансов

 

Термин «финансы»  появился в 14-15 веке в торговых городах  Италии. Сначала он означал любой  денежный платеж. С развитием финансовых отношений термин изменил свое значение.

По существу финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы являются одним из важнейших орудий косвенного воздействия на воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. Экономическая же сущность финансов заключается в исследовании - за счет каких статей доходов государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.  
Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

 

Предпосылки возникновения  финансов:

  1. В результате первых буржуазных революций произошло отстранение главы государства от казны (финансов). Возникает общегосударственный фонд денежных средств (бюджет)
  2. Формирование и использование госбюджета стало носить систематический характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов. Они приобрели силу закона.
  3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер.

 

Таким образом, только на определенном этапе общественного  развития государственно-денежных отношений  создается возможность распределять созданные продукты в стоимостном выражении, следовательно с развитием цивилизации возрастает степень воздействия финансов на экономику и общественную жизнь страны.

Есть 2 уровня финансовых отношений: государственные и региональные.

Тем не менее, их универсальность проявляется в их функциях.

 

4.Основные  функции финансов

 

1.Распределительная

Распределительная функция связана  с вмешательством государства через  финансы в процесс воспроизводства. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

2.Контрольная

Контроль  за правильностью аккумулирования и распределения фондов и ресурсов. Поэтому финансы позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально.

3.Регулирующая

Регулирующая  функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако, на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

 

5.Признаки финансов

  1. Денежные отношения, то есть деньги, выступающие материальной основой существования и функционирования финансов.
  2. Наличие двух субъектов, один из которых наделяется особыми полномочиями (государство)
  3. Фондовый характер финансов
  4. Государственно-принудительный характер поступления средств в бюджет. Государство создает правовые нормы финансовой деятельности и соответствующий финансовый аппарат. (министерство финансов)

 

На поверхности общественных процессов  финансы проявляют себя посредством  движения денежных средств. Финансовые операции обязательно сопровождаются, во-первых, переходом денежных средств  от одного владельца к другому, во-вторых, установлением их целевой обозначенности. Следовательно, финансы отличаются от других экономических категорий тем, что являются производной от денежной формы стоимости. При совершении финансовых операций видна их денежная оболочка, за которой скрывается движение стоимости. То есть экономической основой функционирования финансов является движение стоимости в ее денежной форме. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве важного специфического признака финансов как экономической категории их денежный характер. Финансовые операции проявляют себя не только как движение денежной формы стоимости, но и содержат в своей основе ее распределение.

Следовательно, в системе денежных отношений  финансы ограничиваются лишь распределительным  процессом. Поэтому следующим специфическим признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер. Распределительные процессы, осуществляемые финансами, охватывают не только стоимость валового внутреннего продукта, но и распространяются на весь валовой национальный продукт, а также часть национального богатства. Особенностью финансовых операций, а, стало быть, и финансов является то обстоятельство, что движение денежных средств происходит в одностороннем порядке, то есть финансы всегда выражают одностороннее движение денежной формы стоимости, что также характеризует их специфический признак.

 

 

6.Финансовая политика

Финансовая политика это мероприятия  государства по организации и  использованию финансов для осуществления  своих функций; система форм и  методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения между социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами страны, финансовое законодательство, регулирование доходов и расходов, формирование и исполнение государственного бюджета, налоговое регулирование, управление денежным обращением, воздействие на курс национальной валюты, структура государственных доходов и расходов.

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Финансовая  политика позволяет соединить воедино  потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих  финансах (объектах управления), с конкретными  методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

 

Задачами финансовой политики является:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. Достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
  5. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  6. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

 

7. финансовая система РФ

 

Представляет  собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств.

Финансовая  система РФ включает в себя:

    • государственные фонды (бюджет)
    • внебюджетные фонды
    • негосударственные фонды
    • страховые фонды
    • фондовый рынок
    • финансы предприятий.

 

Возглавляет систему финансовых органов  РФ Министерство финансов РФ, которое  является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и  осуществляющим общее руководство  организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов — система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное  руководство в области банковской деятельности.

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Особенность государственной  финансовой системы России состоит  наличии иерархического бюджета как ее основы. Финансовые системы стран Западной Европы характеризуются, как правило, бюджетным федерализмом.

В России иерархический  бюджет сначала формировался как  свод росписей отдельных ведомств и территорий. В 1722 г. Петром 1 была сформирована первая общая табель, в которой были сведены доходы и расходы губерний. Известны также росписи 1723 и 1724 г. Систематически планомерный бюджет начал составляться с 1862 г., а в советский период он представлял собой уже чрезвычайно развитую форму государственного плана, в котором воедино были увязаны материальные и финансовые потоки.

Особенностью  иерархического бюджета является вложенность  бюджетов низших уровней в бюджеты  высших, тогда как при бюджетном  федерализме бюджеты территорий, входящих в состав государства, являются независимыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Иновационные аспекты истории финансов