Государственный кредит, его функции и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы — рассмотреть:
1. понятие, формы, функции государственного кредита;
2. виды, государственного кредита, и методы управления им.

Оглавление

Введение 3
1. Государственный кредит, его функции и формы 5
2. Виды государственного кредита и управление им. 15
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Решение задач 24

Файлы: 1 файл

контрольная работа по бюджету.docx

— 84.40 Кб (Скачать)

- очень тесно связана  с деятельностью государства  и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

- охватывает движения  стоимости в обе стороны, поскольку  предполагает возвратность и  возмездность получения средств;

- осуществляется не только  финансовыми структурами, но и  кредитными институтами.

Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

- движением денежных потоков, осуществляемых через органы  федерального казначейства или  уполномоченные банки;

- соблюдением условий  кредитного договора;

- целевым использованием  заемщиком выделенных средств;

- выполнением принятых  дополнительных обязательств субъектами  РФ и органами местного самоуправления  и т.д.

Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов. В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.

В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:

- заимствование средств  общегосударственного ссудного  фонда. ЦБ РФ предоставляет часть  своих кредитных ресурсов на  покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой  государственных ценных бумаг;

- обращение части вкладов  населения в государственные  займы. Посредником в этой операции  выступает уполномоченный коммерческий  банк, который передает средства  без ведома реальных владельцев  через покупку особо ценных  бумаг - сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и  др. В качестве примера можно  привести Сберегательный банк  РФ.;

- государственные займы  привлекают временно свободные  денежные средства юридических  и физических лиц на финансирование  общественных потребностей путем  выпуска и реализации государственных  ценных бумаг.

Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.

Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

Государственная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, ОМС-гарант - дает письменное обязательство отвечать полностью ил частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства пред третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.

ФЗ о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной валюте. Общая сумма, предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства.

структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды государственного кредита и управление им.

Вид кредита — это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации кредитов. Единых мировых стандартов при их классификации не существует. В каждой стране кредит имеет свои особенности. В России кредиты классифицируются, например, в зависимости:            1. От стадий воспроизводства, обслуживаемых кредитом;       2. Отраслевой направленности;           3. Объектов кредитования;            4. Его обеспеченности;              5. Срочности кредитования;            6. Платности [27, с. 145].       Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

2. По месту размещения — внутренние и внешние.

Внутренние государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др.

Традиционно международные займы представляли собой предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Источником финансирования товарного кредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлся национальный рынок капиталов. В современных же условиях помимо национальных рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой либо национальной принадлежности..

В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.

Управление российским государственным долгом в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем вследствие быстрого роста абсолютных и относительных размеров государственного долга в течение последних двадцати лет. Основными причинами этого роста были: ошибочная экономическая политика внешних заимствований, проводимая последними советскими и первыми российскими правительствами; принятие Россией на себя финансовых обязательств.

 

Динамика внешнего долга России

Таблица 2.

 

Государственный                    внешний  долг

млрд.  долларов      США*[ 3]

Темп  роста,  %

Темп  прироста,  %

01.01.2005

86,5

01.01.2006

76,5

88,44

-11,56

01.01.2007

52

67,97

-32,03

01.01.2008

44,9

86,35

-13,65

01.01.2009

40,6

90,42

-9,58

01.01.2010

37,6

92,61

-7,39

01.01.2011

39,8

105,85

5,85

01.01.2012

35,8

89,95

-10,05

01.01.2013

50,8

141,90

41,90

01.01.2014

55,8

109,84

9,84


«*»  —  возможны  неточности  из-за  округления

 

 

 

 

Рисунок  1.  Объем  государственного  внешнего  долга  РФ

 

Анализ  таблицы  2  и  рисунка  1  показывает,  что  в  период  с  2005  г.  по  2010  г  наблюдается  тенденция  к  уменьшению  государственного  долга,  а  с  2010  г.  по  2014  г.  тенденция  к  увеличению.  В  период  с  2005  г.  по  2010  г.  произошло  уменьшение  госдолга  на  48,9  млрд.  долларов.  Такое  активное  погашение  долгов  связанно  с  повышениями  цен  на  нефть.  Период  с  2011  г.  по  2014г.  в  целом  охарактеризовать  ростом  госдолга.  Особенно  он  был  значительным  в  2013  г.,  когда  произошло  увеличение  на  41,9  млрд.  долларов.  Такой  рост  обусловлен  активным  использованием  механизма  государственной  поддержки  российской  экономики  в  форме  предоставления  государственных  гарантий.

Динамика внутреннего долга России 

Рисунок  2.  Объем  государственного  внутреннего  долга  РФ

Таблица  3.

Показатели  динамики  внутреннего  долга  РФ

 

Государственный  внутренний  долг

млрд.  руб.*[4]

Темп  роста,  %

Темп  прироста,  %

01.01.2005

778,47

-

-

01.01.2006

875,43

112,46

12,46

01.01.2007

1064,88

121,64

21,64

01.01.2008

1301,15

122,19

22,19

01.01.2009

1499,82

115,27

15,27

01.01.2010

2094,73

139,67

39,67

01.01.2011

2940,39

140,37

40,37

01.01.2012

4190,55

142,52

42,52

01.01.2013

4977,9

118,79

18,79

01.01.2014

5722,24

114,95

14,95


«*»  —  возможны  неточности  из-за  округления

 

Анализ  рисунка  2  и  таблицы  3  показывает,  что  наблюдается  тенденция  к  увеличению  государственного  внутреннего  долга.  Эта  тенденция,  как  видно  из  рисунка  2,  выражена  явно,  хотя  увеличение  происходит  не  равномерно.  Минимальный  прирост  зафиксирован  в  2006  г.,  когда  он  был  равен  12,46  %.  Максимальный  прирост  в  2011  г.  равный  40,37  %.

3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

Информация о работе Государственный кредит, его функции и формы