Государственный долг и методы его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Почему в таком случае столь устрашающе звучит выражение «бремя государственного долга» и в чем смысл перекладывания этого бремени на будущее? Ответ зависит от того, как наличие задолженности воздействует на поведение национальной экономики.
Для экономистов 40-50-х гг., исповедовавших в большинстве своем кейнсианские воззрения, бремя задолженности означало сокращение совокупного потребления. Как выразился П. Самуэльсон, «чтобы вести войну сегодня, мы должны кинуть на врага наше сегодняшнее вооружение, а не долларовые бумажки и не будущие товары и услуги».

Оглавление

Содержание
Введение
1. Причины возникновения государственного долга и его виды
2. Последствия государственного долга и методы управления им
3. Влияние государственного долга на развитие экономики России
4. Практикум
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Государств.долг и методы регулирования.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Существование рынка внутреннего долга не является уникальным случаем в мировой  практике - практически все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги.

Для увеличения собственных доходов стране необходим экономический рост, рациональная налоговая система и полноценный сбор налогов. Для успешного развития потенциала России необходимо создать современную инфраструктуру наукоемкого экспорта. Второе направление - поддержка малых инновационных фирм.

Если в стране есть большие фискальные проблемы, а правительству надо продлевать свой долг, то рынок, естественно, навязывает ему более высокие в номинальном выражении ставки. При этом предельные издержки по дополнительным займам могут оказаться столь велики, что правительству придется сделать выбор между реструктуризацией долга и инфляцией в сочетании с девальвацией национальной валюты. Однако оба механизма могут вызвать проблемы в обеспечении экономической безопасности. Чтобы избежать этого, приходится идти по краю. В случае если заемщик выберет инфляцию и девальвацию национальной валюты, то возникают дополнительные расходы бюджета. Это - компенсации заработанной платы, пенсий, пособий, удорожание энергоресурсов и кроме того, увеличенные затраты на обслуживание валютного долга.

Не менее серьезные  проблемы возникают и при реструктуризации внутреннего долга, особенно если она  носит конфискационный характер. В первую очередь подрывается  доверие инвесторов к государственным  обязательствам в национальной валюте. Как следствие, государство, а вслед за ним и банки, теряют доверие внутреннего финансирования. С другой стороны, инвесторы лишаются возможности инвестирования резервов. Кроме того, теряются ориентиры для формирования процентных ставок в народном хозяйстве, что раскачивает кредитный рынок. Наконец, инвесторы ищут якорь и начинают инвестировать в иностранную валюту, что создает напряжение на валютном рынке. 

 

---- В настоящее  время Правительство Российской  Федерации исходит в своей  долговой деятельности из необходимости:

- создания условий  для повышения значения государственных  заимствований в качестве основного  источника рефинансирования государственного  долга;

- ограничения  объема государственных заимствований  объемом погашения государственного  долга;

- увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга;

- снижения расходов  на обслуживание государственного  долга;

- ограничения  привлечения средств международных  финансовых организаций финансированием  проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение;

Эти направления  долговой политики успешно реализуются  Правительством России, а также основными  целями долговой стратегии считаются  следующие:

- сохранение  объемов и структуры государственного  долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;

- осуществление  государственных внутренних заимствований  в объеме, позволяющем активно  развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;

- изменение структуры  государственного долга Российской  Федерации в части дальнейшего  увеличения удельного веса внутреннего  долга в структуре совокупного  государственного долга.

Россия сейчас активно использует метод погашения  внешней задолженности товарными  поставками, но остальные приемы находятся  в забвении. Перспективой могут стать  обмен долговых обязательств на акции  приватизированных предприятий, выкуп  долгов правительства на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получит не только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программы приватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.

Большое значение для повышения эффективности  государственной долговой деятельности будут иметь единая долговая политика, единство планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований. Всё это позволит:

- оптимизировать  сроки обращения, погашения и  доходности государственных ценных  бумаг;

- минимизировать  неблагоприятные воздействия колебания  курса иностранной валюты и  процентных ставок на международных  финансовых рынках на величину и стоимость государственных заимствований;

- оптимизировать  бюджетные расходы на обслуживание  государственного долга;

- своевременно  и в полном объеме выполнять  обязательства перед внутренними  и внешними кредиторами.

Оптимизация структуры государственного долга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к Российскому государству как надежному заемщику, обеспечит полноценное и выгодное участие государства на внутреннем финансовом рынке и достойный выход в ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст более благоприятные условия для продолжения осуществления политики сокращения долговой нагрузка на экономику и бюджет государства.

Эксперты выделяют следующие основные принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.

Во-первых, безусловное  обслуживание обязательств и поддержание  высокого кредитного рейтинга. Для  получения инвестиционного рейтинга при формировании долговой политики важно обеспечить поддержание высокого уровня доверия кредиторов, безусловное и своевременное выполнение долговых обязательств.

Во-вторых, долговременная стратегия и эффективное использование. Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить  с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей: стратегии обслуживания имеющегося долга, стратегии привлечения новых финансовых ресурсов и стратегии использования заемных средств. При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.

В-третьих, связь  с внешней политикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой  системе управления кредитно-долговыми отношениями.

В-четвертых, обеспечение  прозрачности сделок по урегулированию задолженности. Имеющаяся система  отчетности о государственном долге  отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков – потенциальных инвесторов с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом. Между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Это, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга.

И, наконец, следует  отметить, что развитие рынка государственных  заимствований в качественном направлении  будет способствовать решению правительственных  задач по удержанию рейтинга Росси как первоклассного заемщика, обеспечивающего безусловное, своевременное и полное выполнение всех обязательств по государственному долгу. 

Заключение  

В настоящее  время частым явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит. С недавнего времени дефицитным стал и федеральный бюджет российской Федерации. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.

Существуют различные  способы финансирования бюджетного дефицита. Если оно осуществляется за счет эмиссии денег, то это приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

Бюджетный дефицит  неразрывно связан с понятием государственного долга, который, в зависимости от источников займа, может быть внутренним и внешним. Значительная государственная  задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам, иностранным компаниям, банкам и международным экономическим организациям) погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

Позитивные сдвиги в структуре бюджета достигаются  сокращением нерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных отношений, а главное – в результате налоговой реформы.

К важнейшим  законодательно закрепленным мерам  по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

Современное экономическое  состояние Российской Федерации  характеризуется дефицитным бюджетом (начиная с 2009 года). Основная доля источников финансирования дефицита бюджета приходится на внутреннее финансирование. В результате сильно истощается Резервный фонд, который используется как один из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Кроме того, постоянно  увеличиваются суммы государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. В перспективе ожидается дальнейшее увеличение задолженности.

Исходя из всего  этого, можно сделать вывод, что  данные явления оказывают неблагоприятное  воздействие на развитие страны в  целом. Поэтому Правительству необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы, как для снижения дефицита бюджета, так и для уменьшения внутренней и внешней задолженности. Только принятие эффективных мер в этих направлениях будет содействовать социально-экономическому развитию России. 

Список  литературы  

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации.  Федеральный закон от 31 июля 1998г., № 145-ФЗ.

2. Заключение  Счетной палаты Российской Федерации  на отчет об исполнении федерального  бюджета за 2008 год – Москва, 2009

3. Агапова Т.  А., Серегина С. Ф., Макроэкономика: Учебник; М.: Дело и сервис, 2004

4. Александров  И. М. Бюджетная система российской  федерации; Москва, Дашков и К°, 2007

5. Годин А.  М., Максимова Н. С., Подпорина И.  В., Бюджетная система Российской  Федерации; М.: Дашков и Ко, 2006

6. Куликов Н.  И., Чайникова Л. Н., Бабенко Е.  Ю., Современная бюджетная система  России; Тамбов ТГТУ, 2007

7. Мысляева И.  М., Государственные и муниципальные  финансы; Москва, ИНФРА-М, 2007

Информация о работе Государственный долг и методы его регулирования