Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:30, контрольная работа
Что касается государственного регулирования межбюджетных отношений… Для начала рассмотрим общие положения о межбюджетных отношениях. Закон Республики Казахстан гласит:
1. Межбюджетными отношениями являются отношения между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) в бюджетном процессе.
Что касается государственного регулирования межбюджетных отношений… Для начала рассмотрим общие положения о межбюджетных отношениях. Закон Республики Казахстан гласит:
1. Межбюджетными отношениями
являются отношения между
2. В бюджетном
процессе не допускаются
3. По
решению Правительства
4. Межбюджетные отношения основаны на четком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, едином распределении поступлений и расходов между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения), а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных трансфертов.
5. Вмешательство
Правительства Республики
6. Не
допускается установление в
Передача
расходов или отдельных видов
поступлений из одного уровня
бюджета в другой осуществляетс
7. Компенсация
потерь нижестоящих бюджетов, вытекающих
из принятия вышестоящими
8. Компенсация потерь вышестоящих бюджетов, вытекающих из принятия законодательных актов, влекущих увеличение расходов в связи с передачей функций государственных органов из нижестоящего уровня государственного управления в вышестоящий в период действия трехлетних объемов трансфертов общего характера, производится в обязательном порядке посредством выделения целевых текущих трансфертов из нижестоящего бюджета.
Принципы межбюджетных отношений
Межбюджетные
отношения основываются на
1) равенство областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом;
2) эффективное
распределение поступлений,
за нижестоящими
бюджетами закрепляются
налоговые
и неналоговые поступления,
налоги, имеющие перераспределительный характер, а также неравномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетов бюджетной системы;
при
закреплении налогов и других
обязательных платежей в
налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;
3) выравнивание
уровней бюджетной
4) обеспечение
предоставления местными
5) эффективность
и результативность
6) максимальное
приближение уровня
Формы регулирования межбюджетных отношений
1. Межбюджетные отношения регулируются:
1) между
республиканским и областным
бюджетом, бюджетами города
трансфертами;
бюджетными кредитами;
2) между
областным и районными (
трансфертами;
бюджетными кредитами;
нормативами распределения доходов.
2. Трансферты между уровнями бюджетов подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие.
3. Целевые
трансферты и бюджетные
4. Использованные
не по целевому назначению
суммы целевых трансфертов и
бюджетных кредитов согласно
акту органа государственного
финансового контроля подлежат
обязательному возврату в
5. По
решению Правительства
По решению
местного исполнительного
Неиспользованные
(недоиспользованные) в течение финансового
года суммы целевых
6. В случае образования экономии при использовании целевых трансфертов на развитие местные исполнительные органы вправе использовать соответствующую сумму экономии на улучшение показателей результатов бюджетных программ, по которым осуществлялась реализация местных инвестиционных проектов за счет целевых трансфертов на развитие из вышестоящего бюджета.
Анализ состояния межбюджетных отношений в Казахстане на современном этапе
Проведение анализа современного состояния межбюджетных отношений в РК логично было бы начать с исследования динамики трансфертов общего характера.
В последние годы прослеживается устойчивая тенденция роста финансовой помощи регионам из республиканского бюджета, предоставляемой в виде субвенций.
Анализ изменения размеров межбюджетных трансфертов общего характера за последние годы показывает опережающий рост объемов субвенций по сравнению с размерами бюджетных изъятий. (таблица 1)
Таблица 1. Динамика объемов субвенций республиканского бюджета в разрезе областей
Как видно из данных, представленных в таблице 1, субвенции из республиканского бюджета бюджетам областей в 2008г. составляли 539 398 млн. тенге, в 2009г. – 642 061 млн. тенге, в 2010г. – 787 285 млн. тенге. По состоянию на 1 февраля 2011 года субвенции республиканского бюджета бюджетам областей составляют уже 58 062 млн. тенге, что составляет 10% от суммы 2008 года. Средний прирост объема субвенций в 2010 году к уровню 2008 года составляет 43,2%.
Наибольший прирост
по объемам субвенций из республиканского
бюджета демонстрируют Южно-
Наименьший пророст уровня субвенций в 2010 году, в сравнении с уровнем 2008 года, отмечается в Акмолинской области, здесь показатель прироста составляет 35,8% и в Костанайской области, со значением показателя прироста равным 34,5%.
Данные таблицы 3 наглядно демонстрируют устойчивую тенденцию многократного увеличения объема выделяемых из республиканского бюджета субвенций и числа субвенционных областей. Другими словами, идет процесс перехода областей из категории «доноров центрального бюджета» в категорию «реципиентов центрального бюджета».
Что касается межбюджетных потоков, поступающих в регионы в виде целевых инвестиционных трансфертов, то данный механизм является недостаточно прозрачным и сопровождается определенными недостатками. Анализ освоения средств республиканского бюджета, выделяемых местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов, показывает, что процесс их освоения не контролируется со стороны отдельных администраторов республиканских бюджетных программ, которые ограничивают свою ответственность перечислением соответствующих средств на счета местных бюджетов. В результате, данные об исполнении отдельных республиканских бюджетных программ в полном объеме не соответствуют действительности, так как на местном уровне кассовое исполнение может не доходить и до 50%, что приводит к оседанию средств на счетах местных бюджетов. Кроме того, утверждение в республиканском бюджете целевых и целевых инвестиционных трансфертов в функциональных группах расходов с указанием администраторов бюджетных программ министерств способствовало двойному отражению сумм в кассовых расходах республиканского и местных бюджетов. Таким образом, имело место искажение фактических затрат, направляемых на реальный сектор экономики и социальный блок.
Следует также учесть, что выделенные в анализируемом периоде из республиканского бюджета официальные трансферты и средства из Резерва Правительства Республики Казахстан в бюджете отдельных регионов составили от 50 до 70% от объема бюджета. В частности, в Жамбылской области удельный вес официальных трансфертов составил 70,6% от всех поступлений, Кызылординской области — 55,0%, Южно-Казахстанской области — 52,4%. Кроме того, действующая система межбюджетных трансфертов, служащая инструментом бюджетного выравнивания, на местном уровне государственного управления воспринимается как непрозрачный механизм выравнивания местных бюджетов, ограничивающий экономические стимулы развития регионов.
Дискуссионной является также действующая система бюджетных изъятий, которая зачастую имеет отрицательный эффект на стремление регионов значительно пополнять доходную часть своих бюджетов. (таблица 2)
Таблица 2. Динамика объемов бюджетных изъятий
Как видно из таблицы 2, наибольшая доля бюджетных изъятий в 2010 году приходится на город Алматы, их объем за анализируемый период вырос на 21,15% и составил 55 000 млн. тенге, тогда как в 2008 году данный показатель был равен 52 401 млн. тенге.
Вместе с тем, объемы бюджетных изъятий в 2010 году из местных бюджетов Мангистауской области и города Астаны сократились в среднем на 60%.
Информация о работе Государственного регулирования межбюджетных отношений