Государственного регулирования межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Что касается государственного регулирования межбюджетных отношений… Для начала рассмотрим общие положения о межбюджетных отношениях. Закон Республики Казахстан гласит:
1. Межбюджетными отношениями являются отношения между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) в бюджетном процессе.

Файлы: 1 файл

seminar po kaznacheistvy.doc

— 734.00 Кб (Скачать)

Что касается государственного регулирования межбюджетных отношений… Для начала рассмотрим общие положения о межбюджетных отношениях. Закон Республики Казахстан  гласит:

  1. Межбюджетными отношениями  являются отношения между республиканским,  областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) в бюджетном процессе.

      2. В бюджетном  процессе не допускаются взаимоотношения  республиканского бюджета с бюджетами  районов (городов областного значения) и бюджетов районов (городов областного значения) друг с другом.

      3. По  решению Правительства Республики  Казахстан допускаются взаимоотношения  областного бюджета, бюджетов  города республиканского значения, столицы с другими областными  бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы в бюджетном процессе в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности административно-территориальной единицы, жизни и здоровью людей, проведения мероприятий общереспубликанского либо международного значения по ходатайству акимов областей, города республиканского значения, столицы, а также по поручению Президента Республики Казахстан.

      4. Межбюджетные  отношения основаны на четком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, едином распределении поступлений и расходов между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения), а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных трансфертов.

      5. Вмешательство  Правительства Республики Казахстан  и центральных государственных  органов, местных исполнительных  органов областей в бюджетный  процесс соответственно областей, города республиканского значения, столицы и районов (городов областного значения) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

      6. Не  допускается установление в иных  законодательных актах Республики Казахстан, кроме настоящего Кодекса, уровня бюджета, за счет которого должны финансироваться расходы и в который должны зачисляться поступления.

      Передача  расходов или отдельных видов  поступлений из одного уровня  бюджета в другой осуществляется только при внесении изменений и дополнений в настоящий Кодекс.

     7. Компенсация  потерь нижестоящих бюджетов, вытекающих  из принятия вышестоящими органами  нормативных правовых актов, влекущих  увеличение расходов и (или)  уменьшение доходов в период  действия трехлетних объемов трансфертов общего характера, производится в обязательном порядке посредством выделения целевых текущих трансфертов из вышестоящего бюджета.

      8. Компенсация  потерь вышестоящих бюджетов, вытекающих  из принятия законодательных актов, влекущих увеличение расходов в связи с передачей функций государственных органов из нижестоящего уровня государственного управления в вышестоящий в период действия трехлетних объемов трансфертов общего характера, производится в обязательном порядке посредством выделения целевых текущих трансфертов из нижестоящего бюджета.     

 

Принципы  межбюджетных отношений

 

      Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

      1) равенство  областных бюджетов, бюджетов города  республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом;

      2) эффективное  распределение поступлений, учитывающее  одновременное соблюдение следующих критериев их разграничения:

      за нижестоящими  бюджетами закрепляются налоговые  и неналоговые поступления, имеющие  стабильный характер, не зависящие  от воздействия внешних факторов;

      налоговые  и неналоговые поступления, представляющие  плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

      налоги, имеющие перераспределительный  характер, а также неравномерное  размещение налоговой базы, закрепляются  за более высокими уровнями бюджетов бюджетной системы;

      при  закреплении налогов и других  обязательных платежей в бюджет  предпочтение отдается тому уровню  бюджета, который обеспечит наиболее  высокую степень их собираемости;

      налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

      3) выравнивание  уровней бюджетной обеспеченности  административно-территориальных единиц  Республики Казахстан;

      4) обеспечение  предоставления местными исполнительными  органами одинакового уровня государственных услуг;

      5) эффективность  и результативность предоставления  государственных услуг - закрепление  государственных услуг за тем  уровнем государственного управления, который может обеспечить наиболее  эффективное и результативное оказание государственных услуг;

      6) максимальное  приближение уровня предоставления  государственной услуги к ее  получателям - передача исполнения  услуг на возможно более низкий  уровень бюджетной системы с  целью лучшего учета потребностей  их получателей и повышения качества государственных услуг.  

 

Формы регулирования  межбюджетных отношений

 

      1. Межбюджетные  отношения регулируются:

      1) между  республиканским и областным  бюджетом, бюджетами города республиканского  значения, столицы:

      трансфертами;

      бюджетными  кредитами;

      2) между  областным и районными (городов  областного значения) бюджетами:

      трансфертами;

      бюджетными  кредитами;

      нормативами  распределения доходов.

      2. Трансферты  между уровнями бюджетов подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие.

      3. Целевые  трансферты и бюджетные кредиты  используются местными исполнительными  органами только в соответствии  с их целевым назначением, определенным в соответствующих бюджетных программах.

      4. Использованные  не по целевому назначению  суммы целевых трансфертов и  бюджетных кредитов согласно  акту органа государственного  финансового контроля подлежат  обязательному возврату в вышестоящий  бюджет, выделивший данные трансферты и кредиты, в течение месяца после подписания акта контроля в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

      5. По  решению Правительства Республики  Казахстан неиспользованные (недоиспользованные) суммы целевых трансфертов в течение финансового года, выделенные из республиканского бюджета, за исключением выделенных из резерва Правительства Республики Казахстан, могут быть использованы (доиспользованы) в следующем финансовом году с соблюдением их целевого назначения.

      По решению  местного исполнительного органа  области неиспользованные (недоиспользованные) суммы целевых трансфертов в  течение финансового года, выделенные  из областного бюджета, за исключением  выделенных из резерва местного  исполнительного органа области, могут быть использованы (доиспользованы) в следующем финансовом году с соблюдением их целевого назначения.

      Неиспользованные (недоиспользованные) в течение финансового  года суммы целевых трансфертов,  выделенных в истекшем финансовом  году, разрешенные использовать (доиспользовать) по решению Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, подлежат возврату в вышестоящий бюджет, выделивший их, до конца текущего финансового года.

      6. В случае  образования экономии при использовании целевых трансфертов на развитие местные исполнительные органы вправе использовать соответствующую сумму экономии на улучшение показателей результатов бюджетных программ, по которым осуществлялась реализация местных инвестиционных проектов за счет целевых трансфертов на развитие из вышестоящего бюджета. 

Анализ  состояния межбюджетных отношений  в Казахстане на современном этапе

 

 

Проведение анализа  современного состояния межбюджетных отношений в РК логично было бы начать с исследования динамики трансфертов общего характера.

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция роста финансовой помощи регионам из республиканского бюджета, предоставляемой в виде субвенций.

Анализ изменения размеров межбюджетных трансфертов общего характера  за последние годы показывает опережающий рост объемов субвенций по сравнению с размерами бюджетных изъятий. (таблица 1)

 

Таблица 1. Динамика объемов  субвенций республиканского бюджета  в разрезе областей

Как видно из данных, представленных в таблице 1, субвенции из республиканского бюджета бюджетам областей в 2008г. составляли 539 398 млн. тенге, в 2009г. – 642 061 млн. тенге, в 2010г. – 787 285 млн. тенге. По состоянию на 1 февраля 2011 года субвенции республиканского бюджета бюджетам областей составляют уже 58 062 млн. тенге, что составляет 10% от суммы 2008 года. Средний прирост объема субвенций в 2010 году к уровню 2008 года составляет 43,2%.

Наибольший прирост  по объемам субвенций из республиканского бюджета демонстрируют Южно-Казахстанская  область и город Астана – 57,1% от уровня 2008 года по состоянию на 1 января 2011 года.

Наименьший пророст уровня субвенций  в 2010 году, в сравнении с уровнем 2008 года, отмечается в Акмолинской  области, здесь показатель прироста составляет 35,8% и в Костанайской области, со значением показателя прироста равным 34,5%.

Данные таблицы 3 наглядно демонстрируют  устойчивую тенденцию многократного  увеличения объема выделяемых из республиканского бюджета субвенций и числа  субвенционных областей. Другими  словами, идет процесс перехода областей из категории «доноров центрального бюджета» в категорию «реципиентов центрального бюджета».

Что касается межбюджетных потоков, поступающих  в регионы в виде целевых инвестиционных трансфертов, то данный механизм является недостаточно прозрачным и сопровождается определенными недостатками. Анализ освоения средств республиканского бюджета, выделяемых местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов, показывает, что процесс их освоения не контролируется со стороны отдельных администраторов республиканских бюджетных программ, которые ограничивают свою ответственность перечислением соответствующих средств на счета местных бюджетов. В результате, данные об исполнении отдельных республиканских бюджетных программ в полном объеме не соответствуют действительности, так как на местном уровне кассовое исполнение может не доходить и до 50%, что приводит к оседанию средств на счетах местных бюджетов. Кроме того, утверждение в республиканском бюджете целевых и це­левых инвестиционных трансфертов в функциональных группах расходов с указанием администраторов бюджетных программ министерств способствовало двойному отражению сумм в кассовых расходах республиканского и местных бюджетов. Таким образом, имело место искажение фактических затрат, направляемых на реальный сектор экономики и социальный блок.

Следует также учесть, что выделенные в анализируемом периоде из республиканского бюджета официальные трансферты и средства из Резерва Правительства  Республики Казахстан в бюджете  отдельных регионов составили от 50 до 70% от объема бюджета. В частности, в Жамбылской области удельный вес официальных трансфертов составил 70,6% от всех поступлений, Кызылординской области — 55,0%, Южно-Казахстанской области — 52,4%. Кроме того, действующая система межбюджетных трансфертов, служащая инструментом бюджетного выравнивания, на местном уровне государственного управления воспринимается как не­прозрачный механизм выравнивания местных бюджетов, ограничивающий экономические стимулы развития регионов.

Дискуссионной является также действующая система бюджетных изъятий, которая зачастую имеет отрицательный эффект на стремление регионов значительно пополнять доходную часть своих бюджетов. (таблица 2)

 

Таблица 2. Динамика объемов  бюджетных изъятий

 

Как видно из таблицы 2, наибольшая доля бюджетных изъятий в 2010 году приходится на город Алматы, их объем за анализируемый период вырос на 21,15% и составил 55 000 млн. тенге, тогда как в 2008 году данный показатель был равен 52 401 млн. тенге.

Вместе с тем, объемы бюджетных  изъятий в 2010 году из местных бюджетов Мангистауской области и города Астаны сократились в среднем на 60%.

Информация о работе Государственного регулирования межбюджетных отношений