Формы и виды бюджетного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:25, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________1
1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ____________________4
1.1. СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ_______________________________________________________4
1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ_____________________________7
2.РЕВИЗИЯ – ВЕДУЩАЯ ФОРМА БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ______________________________________________________11
2.1ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕВИЗИИ _________________________11
2.2ОРГАНИЗАЦИЯ И АКТЫ РЕВИЗИИ______________________17
3.ОРГАНЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ __________________________20
3.1ПРЕЗИДЕНТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО________________________________20
3.2ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ И СЧЕТНАЯ ПАЛАТА_________________22
3.3МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО__________________________________________________25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________

Файлы: 1 файл

Бюджетный контроль.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     В рамках своей деятельности Счетная  палата провидит комплексные ревизии  и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности,  достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого  объекта и федерального бюджета.

В случаях  выявления нарушений, наносящих  ущерб и требующих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписание, обязательное для исполнения. Если оно не исполняется или исполняется не надлежащим образом, то по согласованию с Государственной Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

     Счетная палата проводит экспертизу и дает заключение по:

  • проекту федерального бюджета,  обоснованности его  доходных  и расходных статей,  размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;
  • проблемам бюджетно-финансовой   политики  и  совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации;
  • проектам законодательных  и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым    вопросам,    вносимым    на рассмотрение Государственной Думы;
  • проектам международных   договоров    Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
  • проектам программ,  на  финансирование  которых используются средства федерального бюджета.

     Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она проводит анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложения по их устранению, а так же по совершенствованию бюджетного законодательства в целом, анализирую итоги проводимых мероприятий.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании  и  другие  финансово - кредитные учреждения,  их союзы,  ассоциации  и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности,  если они получают,  перечисляют, используют средства   из федерального  бюджета  или  используют федеральную собственность либо управляют  ею,  а  также  имеют предоставленные федеральным    законодательством    или федеральными органами государственной  власти  налоговые, таможенные  и  иные льготы  и преимущества. 

3.3 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ

КАЗНАЧЕЙСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 

      Министерство  Финансов РФ – федеральный орган  исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной  налоговой и валютной политики в  РФ и координирующий деятельность в  этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Однако эффективное и качественное управление финансами невозможно без осуществления надлежащего контроля за ними. Поэтому Минфин занимает особое место в системе общегосударственного контроля. На него возложены широкие полномочия в проведении контрольной деятельности   в процессе составления и рассмотрения государственного бюджета, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности [стр.598].

        В соответствии с Постановлением  Правительства от 06.03.98.  №273 “Об  утверждении положения о Министерстве  Финансов РФ” [ст.1288]   основными задачами Минфина РФ являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики  в РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении.

     Правительство РФ Постановлением “О Департаменте государственного контроля и аудита Министерства Финансов РФ” от 06.03.98. №276 [ст.1293] разрешило Минфину в пределах имеющихся средств и численности работников создавать в составе Центрального аппарата Министерства Департамент государственного финансового контроля и аудита, возложив на него в частности задачи и функции упраздняемого Контрольно-ревизионного управления. Но, не смотря на происходящие организационно-структурные изменения, полномочия Минфина в сфере бюджетного контроля остаются почти неизменными.  Постановлением Правительства РФ от 04.08.98.  № 884 “О совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов  РФ” работники вновь созданного Департамента и его территориальных органов наделяются правом:

  • проверять соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины;
  • проводить документальные ревизии и проверки в министерствах, ведомствах и во всех субъектах хозяйствования;
  • требовать от ревизуемых органов предъявления необходимых документов;
  • получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии или проверки;
  • проводить фактический контроль (инвентаризацию, экспертную оценку и визуальное наблюдение наличия и сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей у всех должностных лиц, ответственных за их хранение и расходование), опечатывать кассу, кассовые помещения, склады, кладовые и другие помещения;
  • поводить встречные проверки документов в других организациях, связанных с деятельностью проверяемого учреждения;
  • запрашивать и получать от банков и других кредитных учреждений сведения, справки и копии документов, связанных со счетами  и операциями ревизуемой или проверяемой организации;
  • изымать необходимые документы, подтверждающие хищения или злоупотребления, сохранность которых не гарантируется и т.д.
  • проводить контрольные обмеры, запуски сырья и материалов в производство, анализы сырья, материалов и готовой продукции;
  • приглашать специалистов для консультаций и участия вы проверке вопросов, определенных программой ревизии или проверки;
  • ставить перед руководством ревизуемого или проверяемого учреждения вопросы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков;
  • вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, об освобождении от работы и о возмещении материального ущерба;
  • проверять жалобы и заявления работников проверяемого учреждения, связанные с программой ревизии;
  • разрабатывать предложения по результатам ревизии или проверки и осуществлять контроль за их выполнением;

Вместе  с тем, ревизоры не имеют права  вмешиваться в административные функции проверяемого учреждения, налагать дисциплинарные взыскания и штрафные санкции, давать оценки действиям должностных лиц и т. д. Ревизоры обязаны быть объективными, сохранять коммерческую тайну, не злоупотреблять служебным положением в корыстных целях, и т. д.

Другим  важным управлением Минфина РФ является Главное управление федерального казначейства и его территориальные органы  на местах.

     В соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ “Об утверждении положения о  Федеральном казначействе” от 27.08.93. №864 (с последующими изменениями) [ст.3320, ст.681, ст.696],  основная задача казначейства - организация,   осуществление и контроль   за   исполнением федерального (республиканского) бюджета Российской Федерации и федеральных внебюджетных фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов  между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того, казначейские органы осуществляют  (совместно другими финансовыми органами) сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные ораны государственной власти и управления о финансовых операциях  Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, о федеральных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управляют и обслуживают совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы; ведут операции по учету государственной казны.

     Как контрольному органу в целях укрепления бюджетной - налоговой дисциплины казначейству даны следующие права:

  • производить в министерствах, ведомствах,  на  предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов,  планов,  смет  и  иных документов, связанных  с  зачислением,  перечислением  и использованием средств федерального бюджета Российской  Федерации, а также получать необходимые   объяснения,   справки   и   сведения   по вопросам, возникающим при проверках;
  • получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих  средства  республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства;
  • приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные   финансово-кредитные учреждения), использующих средства   республиканского бюджета Российской Федерации,  государственных (федеральных) внебюджетных фондов и   внебюджетные (федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;
  • налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного   зачисления   ими средств, поступивших в доход федерального бюджета Российской Федерации и в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей.
  • взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства,  полученные предприятиями,  учреждениями и организациями в случаях использования их не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки  Центрального банка РФ;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых  органов  государственного  управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений  порядка исполнения федерального бюджета РФ и контролировать их устранение;

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В условиях рыночного хозяйства финансовый контроль выступает наиболее действенной  составной частью государственного контроля, поскольку именно при его осуществлении государство имеет возможность на единой стоимостной базе, в которой получает отображение экономическая, хозяйственная деятельность любого звена, определять и оценивать законность и в ряде случаев целесообразность использования ресурсов, что позволяет повысить эффективность этой деятельности [стр.206]. Вопросы правового регулирования бюджетных отношений приобретают все большую актуальность в социально-экономической сфере жизни страны, поскольку в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства в бюджетной сфере, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, порядок получения и использования государственных денежных средств и другие вопросы. Из этого вполне очевиден интерес, который я проявил при выборе именно этой темы для своего реферата. Хотелось бы отметить, что, как я уже говорила, несоизмеримо  маленькие по сравнению с выбранной мной темой, рамки реферата не позволили мне рассмотреть некоторые вопросы данной проблемы. Такие, например, как компетенция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции  в области бюджетного контроля, вопросы организации бюджетного контроля в других странах с развитой бюджетной системой и т.д. В связи с этим, я остановилась на основных и, на мой взгляд, самых важных вопросах в сфере бюджетного контроля.    
    Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля. Вопросы правового регулирования бюджетных отношений приобретают все большую актуальность в социально-экономической сфере жизни страны, поскольку в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства в бюджетной сфере, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, порядок получения и использования государственных денежных средств и другие вопросы.

Информация о работе Формы и виды бюджетного контроля