Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и оценка ее применимости в российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Бюджеты штатов и местных органов власти в Соединенных штатах Америки достаточно самостоятельны. В США существует мощная сеть административно-территориальных органов управления и при этом их отличает не только многообразие форм, но и независимость в проведении экономической политики.
Местные административные единицы и местные функциональные органы и учреждения располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению и исполнению своих бюджетов, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 17.09 Кб (Скачать)

3.1. Формирование  доходов местных бюджетов зарубежных  стран и оценка ее применимости  в российских условиях     

Бюджеты штатов и местных органов власти в Соединенных штатах Америки достаточно самостоятельны. В США существует мощная сеть административно-территориальных органов управления и при этом их отличает не только многообразие форм, но и независимость в проведении экономической политики.      

Местные административные единицы  и местные функциональные органы и учреждения располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению и исполнению своих  бюджетов, которые не входят ни в  федеральный бюджет, ни в бюджеты  штатов США. Функции по составлению  местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей местной законодательной власти.     

Экономическая роль бюджетов местных властей состоит  в том, что они обеспечивают фактическую  основу хозяйственной автономии субнациональных органов управления.     

Доходные  статьи бюджетов муниципалитетов США  складываются из пяти основных компонентов: прямых налоговых поступлений, доходов  от функционирования объектов муниципальной  собственности, доходов от страхования и иных внебюджетных поступлений, а также субсидий и дотаций вышестоящих органов власти [41. С.91].     

В США, как и в России, трех уровневая система налогов: федеральные, налоги штатов и местные  налоги. Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие  от России и ряда других европейских  стран служат основой доходной части  местных бюджетов. Местные налоги распределяются на три основные группы. Первая группа – преимущественная собственность местных органов власти. В нее входят как прямые (имущественные и промысловые налоги, налог с наследства и дарений), так и косвенные (общий и выборочный налог с продаж) налоги. Вторая группа представляет собой надбавки к общегосударственным налогам. В данном случае местные налоги отдельно не взимаются, а в местные бюджеты поступают надбавки или отчисления, устанавливаемые в определенном проценте к федеральным налогам. Третья группа – это собственные налоги местных органов власти, которые собираются только на местах. Это налоги на собак, зрелища и другие мелкие виды налоговых сборов.      

Одним из главных источников доходов местных  органов власти является поимущественный  налог (налог на собственность). Для  налоговых целей вся собственность, имеющаяся в распоряжении юридических  и частных лиц, классифицируется по двум основным категориям: недвижимое и личное имущество. Недвижимое имущество образуют земля и построенные на ней здания и сооружения. Личное имущество подразделяется на материальное и нематериальное. Оценка имущества и сбор налоговых платежей – функция муниципалитетов, городов, графств, сельских поселений.      

Вторым  видом налогов, применяемых в  США на уровне местных властей, является налог с продаж. Существует общий  и выборочный налог с продаж. Объектом обложения общего налога является не только валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товаров, но и оборот по оказанию услуг населению [41. С.91].     

Подоходный  налог в США может взиматься  как штатами, так и муниципалитетами. В отдельных городах он является наиболее важным источником доходов, обеспечивая  более 50 % их объема. Однако для введения налога на муниципальном уровне может быть установлено соблюдение определенного обязательного требования. Например, в штате Джорджия в городах может быть введен налог только в случае одобрения факта его установления большинством зарегистрированных избирателей. Действующим одновременно на уровне субъектов и муниципалитетов являются в США налог с продаж, поимущественные налоги и другие. Доля подоходного налога с физических лиц и корпораций в доходах бюджетов местных органов власти США составляет 2,3 % [18. С.20-21].  

Основными источниками неналоговых поступлений  бюджетов местных органов власти в США являются: выручка коммунальных предприятий, платежи населения  за коммунальные услуги, взносы в фонд социального страхования служащих, проценты на капитал, сборы за выдачу разрешений на брак, за регистрацию сделок с недвижимостью и т.д.     

Поступления от хозяйственной деятельности органов  местного управления составляют по сравнению  с налогами, акциями и платежами  за коммунальные услуги весьма незначительную долю местного бюджета. Во многом это объясняется тем, что коммунальные предприятия, находящиеся в полной собственности местных органов власти, как правило, приносят лишь небольшую прибыль, едва покрывающую их издержки. Многие из этих предприятий функционируют в основном благодаря перераспределению средств, поступающих из других источников [41. С.92].     

Помимо  налоговых и неналоговых поступлений  собственная финансовая база муниципалитетов  в США пополняется и путем  займов, размещаемых среди местного населения. Для получения займов местные власти выпускают облигации, распространяемые на открытом рынке и обеспечиваемые либо всеми доходами от эксплуатации имущества, для приобретения которого выпускается заем, либо закладными на это имущество. Муниципальные облигации не облагаются федеральными налогами.     

Доходная  часть бюджетов низших эшелонов власти формируется из трех источников: налоговые  поступления; неналоговые поступления; субсидии федерального и штатских правительств. Федеральная помощь – это средства, получаемые от правительства в виде разного рода дотаций, субсидий, кредитов, которые условно можно разделить на целевые (программные) и свободные. Свободные средства, получаемые от федерального правительства, расходуются сообразно обстоятельствам – по усмотрению местных правительств, а целевые (программные) средства идут только на осуществление целевых федеральных социально-экономических программ.     

Целевая структура финансовой помощи штатов выглядит следующим образом: наиболее значительная доля средств выделяется местным властям на нужды образования и просвещения – свыше 62%; на строительство автодорог – свыше 5%; общая финансовая поддержка (внецелевого характера) – более 10%; на прочие цели – около 10% [28. С.93].     

Основная  часть финансовой помощи штатов направляется в школьные округа на поддержку образования. Графства являются главным получателем помощи на строительство дорог, содержание больниц и социальные нужды. Муниципалитеты получают преимущественно субсидии штатов общего характера.     

Что касается федеральных субсидий, выделяемых в качестве финансовой помощи штатам и муниципалитетам, то они  предназначены не только для поддержки  местных бюджетов, но и для реализации на местах конкретных программ общенационального  значения, разработанных на федеральном  уровне.     

Общая сумма финансовых средств, передаваемых в распоряжение местных властей  федеральным правительством, постоянно  возрастает. Это связано не только с тем, что собственной базы доходов  местных бюджетов оказывается недостаточно для реализации планов коммунального развития, но и с тем, что федеральное правительство посредством целевых субсидий стремится проводить скоординированную в масштабе страны социально-экономическую политику [41. С.94]. Финансовая поддержка, оказываемая администрациями штатов графствам, муниципалитетам и округам, является одним из важнейших источников их бюджетных поступлений.     

Таким образом, анализ механизма формирования доходной части местных бюджетов зарубежных стран, является хорошим  источником для заимствования передового международного опыта, выделения элементов, которые действительно способны повысить эффективность аналогичных механизмов в Российской Федерации, устранить имеющиеся недостатки и слабые стороны. В Российской Федерации можно использовать опыт США в части предоставления каждой административной единице (муниципальному образованию) выбирать свою структуру налогов с учетом разнообразия местных условий и уровня жизни населения, а также стремиться к тому, чтобы местные налоги служили основой доходной части местных бюджетов.


Информация о работе Формирование доходов местных бюджетов зарубежных стран и оценка ее применимости в российских условиях