Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 09:13, курсовая работа
Уважаемый председатель и члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему: «Анализ, оценка и управление затратами на производство продукции, работ, услуг», выполненная на материалах ОАО «Стройкерамика».
Уважаемый председатель и члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему: «Анализ, оценка и управление затратами на производство продукции, работ, услуг», выполненная на материалах ОАО «Стройкерамика».
В условиях рыночной экономики затраты на производство и реализацию продукции, формирующие себестоимость продукции – это важнейший показатель коммерческой деятельности предприятий, характеризующий степень и качество использования трудовых и материальных ресурсов, результаты внедрения новой техники, ритмичность производства, бережливость в расходовании средств, качество управления. Себестоимость продукции является исходной базой для определения цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного фона - бюджета. Поэтому тема, посвященная управлению затратами, является в настоящее время очень актуальной.
Объектом исследования в данной дипломной работе является себестоимость выпускаемой продукции (цемента) ОАО «Стройкерамика».
Целью дипломной работы явился анализ затрат на производство и реализацию продукции и разработка предложений по ее совершенствованию.
Стратегическими задачами разработки рекомендаций являлись: обеспечение оптимального уровня издержек производства, минимизация затрат и повышение конкурентоспособности исследуемой организации. В соответствии с поставленными задачами в работе выделяются 3 главы.
В первой главе дипломной работы представлены теоретические основы управления затратами. Здесь раскрывается сущность, состав, классификация затрат на производство. Отдельно рассматриваются отечественный и зарубежный опыты управления затратами на производство и реализацию продукции, где достаточно подробно и в тесной взаимосвязи охарактеризованы основные его элементы. Отдельно рассматривается классификация затрат в системе маржинального анализа. При дифференциации издержек использовались графический метод, метод максимальной и минимальной точки, наименьших квадратов. Особое внимание обращено на расчет ключевых показателей анализа: операционного рычага, порога рентабельности и запаса финансовой прочности. Эта методика рассматривается как направление совершенствования управления затратами в организации.
Вторая глава работы посвящена анализу себестоимости продукции на базе данных ОАО «Стройкерамика». Это организация промышленности строительных материалов мощностью 2 млн. тонн цемента в год. Для цементного производства характерны наличие специализированного высокопроизводительного оборудования, комплексная механизация производственного процесса, непрерывный процесс производства, короткая длительность технологического цикла. Все это позволяет обеспечить высокопроизводительную и ритмичную работу организации, эффективно использовать основные производственные фонды, материальные и трудовые ресурсы, что способствует достижению высокой производительности труда и низкой себестоимости продукции.
В 2007г завод планировал произвести 1600000 тонн цемента, однако фактический выпуск составил 1500000 тонн. Снижение объема производства на 6% объясняется падением в последние годы спроса на цемент в виду резкого сокращения строительно-монтажных работ из-за ограниченного бюджетного финансирования, а также резким увеличением стоимости топливно-энергетических ресурсов. Так как организация специализируется на выпуске одного вида продукции, следовательно себестоимость одной тонны цемента является показателем, характеризующим уровень и динамику затрат на его производство и продажу.
Проведенный постатейный анализ себестоимости цемента (табл. 1) показал, что на анализируемом заводе фактические затраты по отдельным статьям себестоимости оказались выше плановых по независящим от организации причинам в связи с воздействием внешних факторов: рост цен и тарифов на материальные ресурсы, особенно на топливо, инфляция, снижение спроса на цемент. Но за счет внутренних факторов по всем статьям себестоимости достигнута экономия. Это положительно характеризует деятельность организации и свидетельствует о его способности эффективно функционировать в рыночных условиях хозяйствования. Однако следует усилить контроль за сохранностью материальных ценностей на складе, чтобы не допускать непроизводительных расходов. Результаты анализа показали, что основными факторами снижения себестоимости цемента является:
сокращение затрат на топливо, используемое непосредственно в технологическом процессе в связи с высоким удельным весом этих затрат (37,9%), что объясняется особенностями технологического процесса;
увеличение объема выпуска цемента за счет более полного использования производственной мощности организации.
В качестве топлива на технологические нужды на цементном заводе используется мазут. Однако применение природного газа в производстве цемента имеет большое преимущество, а именно улучшается качество цемента, не требуется дорогих работ, необходимых при использовании мазута (хранение, транспортировка), снижается удельный расход топлива, что в итоге приводит к снижению себестоимости на 18,1 руб.
В связи с планируемым ростом инвестиций в капитальное строительство спрос на цемент должен повыситься. Следовательно, завод сможет увеличить объем выпуска и довести его до максимально возможного – 2000000 тонн цемента в год. Экономия на условно-постоянных расходах в связи с ростом объема производства составит 22,7 руб. Ликвидация непроизводительных затрат по общехозяйственным расходам позволит сократить затраты на 0,01 руб. на 1 т. цемента (табл. 3). Таким образом, при использовании указанных резервов, а также ликвидации допущенных непроизводительных затрат по общехозяйственным расходам себестоимость 1 тонны цемента снизится на 40,81 руб. или на 13,1% и составит 311,13 руб., что позволит повысить размер прибыли, уровень рентабельности и конкурентоспособности организации (табл. 4).
Проведенный маржинальный анализ на базе данных ОАО «Стройкерамика» показал, что постоянные затраты организации составляют 136 500 тыс. руб. Организация прошла порог рентабельности (порог рентабельности – 285450 тыс. руб., выручка от продажи – 750 000 тыс. руб.), имеет прибыль в размере 222 090 тыс. руб., и солидный запас финансовой прочности – 464,5 млн. руб. или 62% выручки. Однако запас финансовой прочности у организации несколько снизился по сравнению с предыдущем 2006 годом на 21 900 тыс. руб. при увеличении объема выручки на 50 000 тыс. руб. Отрицательное влияние на этот показатель оказало увеличение порога рентабельности на 72 290 тыс. руб. Повышение уровня порога рентабельности произошло за счет роста постоянных расходов, а, следовательно, повышения доли маржинального дохода в цене (табл. 5).
Рост постоянных издержек в ОАО «Стройкерамика» объясняется повышением уровня автоматизации и механизации производственного процесса. Внедрение автоматизации привело к относительному утяжелению постоянных издержек и, соответственно, к уменьшению доли переменных издержек в себестоимости единицы продукции. Рост постоянных затрат на 363000 тыс. руб. дал сокращение прибыли на 717 000 тыс. руб. и возрастание силы воздействия операционного рычага на 0,33. Увеличение постоянных затрат губительных последствий пока не имело. Следовательно, руководству организации следует быть особенно внимательным в части принятия решений по инвестициям. Необходимо, чтобы эти решения содержали тщательно продуманную долговременную стратегию деятельности организации. Использование в управлении предприятием указанных выше рекомендаций позволит повысить эффективность контроля за уровнем затрат и себестоимостью продукции.
Доклад окончен, спасибо за внимание.