Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:13, реферат
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в четвертом чтении проект голосуется в целом, внесение поправок в проект, возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускается.
Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта: в первом чтении - 30 дней со дня внесения в ГД, во втором - 15 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем - 25 дней со дня принятия во втором, в четвертом - 15 дней со дня принятия в третьем чтении.
Принятый Государственной 
Думой Федеральный закон о 
федеральном бюджете на очередной 
финансовый год в течение 5 дней со 
дня его принятия передается на рассмотрение 
Совета Федерации. СФ рассматривает 
закон в течение 14 дней со дня 
представления Государственной 
Думой и голосует в целом. В 
случае одобрения в течение 5 закон 
направляется Президенту РФ для подписания 
и обнародования. В случае отклонения 
проекта он передается в согласительную 
комиссию, перерабатывается, передается 
в Государственную Думу для утверждения 
в одном чтении, затем повторно 
передается в Совет Федерации 
для окончательного утверждения. Вето 
Совета Федерации может быть отклонено 
Государственной Думой 
В случае непринятия 
ГД закона о федеральном бюджете 
до 1 декабря текущего года или невступления 
его в силу до 1 января по другим причинам 
Государственная Дума может принять 
федеральный закон о 
3.4. Исполнение бюджетов
Исполнение бюджетов 
начинается после их утверждения 
в установленном порядке (для 
федерального бюджета - подписания Президентом 
РФ). В Российской Федерации устанавливается казн
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
Бюджеты по расходам 
исполняются в пределах фактического 
наличия бюджетных средств на 
едином счете бюджета с соблюдением 
процедур санкционирования и финансирования. 
Основные этапы санкционирования: составление 
и утверждение бюджетной 
За исполнение доходной 
части бюджета отвечают Государственная 
налоговая служба и Государственный 
таможенный комитет (и их органы на 
местах), которые, помимо сбора налогов 
и других платежей в бюджет обязаны 
представлять информацию об исполнении 
бюджетов в Казначейство, а также 
органы, распоряжающиеся 
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).
Уполномоченный 
исполнительный орган представляет 
ежеквартальные, полугодовые и годовые 
отчеты об исполнении бюджета в представительный, 
контрольный орган и 
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджета Российской Федерации сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х годов не был исполнен полностью. Например, по данным 1997 года: Исполнение федерального бюджета в 1997 г. составило по доходам 341,5 трлн., по расходам 427,9 трлн. неденоминированных руб., или соответственно 77,2 и 79,5 % бюджетных назначений. По данным 1998 г.: За январь-май 1998 г. доходы федерального бюджета составили 105,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах больше показателей прошлого года на 5 %. В январе-мае доходы бюджета превысили текущие расходы, что привело к первичному профициту бюджета на сумму 13,4 млрд. руб., или 1,4 % от ВВП. Однако дефицит консолидированного бюджета РФ в январе-апреле составил 33,1 млрд. руб., или 4,3 % от ВВП (при норме 3-3,4 %). В мае произошло снижение поступлений налоговых доходов (на 16 % меньше, чем в мае 1997 г.). Из-за финансового кризиса, явно проявившегося с апреля 1998 г. ухудшились макроэкономические показатели. Прекратился рост производства, перестал выполняться план по доходам бюджета. Продолжающийся кризис неплатежей и ухудшение конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках также оказали свое негативное воздействие. Крайне негативное влияние имел резкий рост процентных расходов (уже сейчас они составляют четверть расходов бюджета, а во второй половине 1998 г. их доля могла превысить 35 %). В результате Россия вплотную подошла к угрозе невыплаты долговых обязательств, вследствие чего девальвация рубля стала почти необходимостью. С целью исправить положение Правительством РФ были приняты жесткие решения августа 1998 г. (главное из них - реструктуризация внутреннего долга). Однако эти решения вкупе с политическим кризисом спровоцировали обвал валютного курса рубля и новый виток инфляции. Как следствие реальное исполнение бюджета опять отложено «до лучших времен» (подробнее о финансовой ситуации в России и российской бюджетной политике - гл. 4 настоящей работы).
3.5. Составление 
отчетов об исполнении 
Рассмотрение и 
утверждение отчета об исполнении бюджетов 
является одной из форм финансового 
контроля, осуществляемого 
Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган -Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.
Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:
Счетная палата проводит 
проверку отчета об исполнении федерального 
бюджета за отчетный год в течение 
1,5 месяцев после представления 
отчета в ГД, используя материалы 
и результаты проведенных проверок 
и ревизий. Государственная Дума 
рассматривает отчет об исполнении 
федерального бюджета в течение 
1,5 месяцев после получения