Бюджетный процесс и его стадии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 28.57 Кб (Скачать)

При рассмотрении проекта  федерального закона о федеральном  бюджете в четвертом чтении проект голосуется в целом, внесение поправок в проект, возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускается.

Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта: в первом чтении - 30 дней со дня внесения в ГД, во втором - 15 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем - 25 дней со дня принятия во втором, в четвертом - 15 дней со дня принятия в третьем  чтении.

Принятый Государственной  Думой Федеральный закон о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает  закон в течение 14 дней со дня  представления Государственной  Думой и голосует в целом. В  случае одобрения в течение 5 закон  направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения  в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации  для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено  Государственной Думой повторным  голосованием не менее чем двумя  третями голосов. В случае неподписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается  Федеральным Собранием. Для преодоления  вето Президента требуется не менее  двух третей голосов Федерального Собрания.

В случае непринятия ГД закона о федеральном бюджете  до 1 декабря текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума может принять  федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового  года.

3.4. Исполнение  бюджетов

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения  в установленном порядке (для  федерального бюджета - подписания Президентом  РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейской - первоначально на эту систему перейдет федеральный бюджет, затем - бюджеты более низких уровней). На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета  по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением  процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление  и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения  бюджета), утверждение и доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств  и бюджетным учреждениям, утверждение  и доведение уведомлений о  лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных  средств.

За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная  налоговая служба и Государственный  таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов  и других платежей в бюджет обязаны  представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также  органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в  бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом  законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение  о сокращении в установленный  законом срок, исполнительный орган  вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).

Уполномоченный  исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые  отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению  представительным органом.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и других доходов в целом и  по каждому источнику, а также  финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджета Российской Федерации  сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х  годов не был исполнен полностью. Например, по данным 1997 года: Исполнение федерального бюджета в 1997 г. составило  по доходам 341,5 трлн., по расходам 427,9 трлн. неденоминированных руб., или соответственно 77,2 и 79,5 % бюджетных назначений. По данным 1998 г.: За январь-май 1998 г. доходы федерального бюджета составили 105,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах больше показателей прошлого года на 5 %. В январе-мае доходы бюджета превысили текущие расходы, что привело к первичному профициту бюджета на сумму 13,4 млрд. руб., или 1,4 % от ВВП. Однако дефицит консолидированного бюджета РФ в январе-апреле составил 33,1 млрд. руб., или 4,3 % от ВВП (при норме 3-3,4 %). В мае произошло снижение поступлений налоговых доходов (на 16 % меньше, чем в мае 1997 г.). Из-за финансового кризиса, явно проявившегося с апреля 1998 г. ухудшились макроэкономические показатели. Прекратился рост производства, перестал выполняться план по доходам бюджета. Продолжающийся кризис неплатежей и ухудшение конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках также оказали свое негативное воздействие. Крайне негативное влияние имел резкий рост процентных расходов (уже сейчас они составляют четверть расходов бюджета, а во второй половине 1998 г. их доля могла превысить 35 %). В результате Россия вплотную подошла к угрозе невыплаты долговых обязательств, вследствие чего девальвация рубля стала почти необходимостью. С целью исправить положение Правительством РФ были приняты жесткие решения августа 1998 г. (главное из них - реструктуризация внутреннего долга). Однако эти решения вкупе с политическим кризисом спровоцировали обвал валютного курса рубля и новый виток инфляции. Как следствие реальное исполнение бюджета опять отложено «до лучших времен» (подробнее о финансовой ситуации в России и российской бюджетной политике - гл. 4 настоящей работы).

3.5. Составление  отчетов об исполнении бюджетов  и их утверждение

Рассмотрение и  утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового  контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий  контроль).

Для контроля за исполнением  бюджета ФС РФ образует специальный  орган -Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий  бюджет, на основании отчетов главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств. Ответственным  за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную  палату Правительством РФ в форме  федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами  и материалами:

  • отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
  • отчетомодоходах,полученныхотиспользованиягосимущества;
  • сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
  • годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;
  • отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления  отчета в ГД, используя материалы  и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает  решение об утверждении или отклонении отчета .


Информация о работе Бюджетный процесс и его стадии