Бюджетный дефицит: понятие, влияние на финансы государства, оценка уровня, способы покрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:31, реферат

Краткое описание

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда стал характерен сегодня для большинства развитых стран.
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФС РБ.doc

— 53.00 Кб (Скачать)


Бюджетный дефицит: понятие, влияние на финансы государства, оценка уровня, способы покрытия.

Состояние общегосударственных  финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало  планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования.  Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда стал характерен сегодня для большинства развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает  производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Дефицит бюджета является следствием:

чрезмерных государственных  расходов;

ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);

циклических спадов в  экономике.

С другой стороны, причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным доходным источником бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования, в частности, и экономики в целом.

В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает (увеличивается) отрицательное бюджетное сальдо.

Безусловно, к важнейшим  факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, является колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в  доходной, так и в расходной частях бюджета.

Имеется в виду, что  во время спадов резко сокращаются  поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а  также пособий по безработице и других социальных расходов.

Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

Бюджетный дефицит ведет  к росту государственного долга, усилению налогового бремени, стимулирует  инфляционные процессы. Активные государственные заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках приводят к перераспределению национального дохода в пользу его непроизводительного использования.

 Бюджетный дефицит,  будучи недугом государственных  финансов, стимулирует развитие негативных денежных явлений. Это вызвано тем, что основными методами покрытия бюджетных средств служат размещение государственных займов и эмиссия кредитных денег. Выпуск государственных займов, наряду с ростом государственного долга, влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса, приводит к оттоку крупных средств из сферы их производительного использования.

 Эмиссия кредитных денег усиливает инфляционные процессы, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений.

Типы  дефицита. В зависимости от типа проводимой финансовой политики различают:

а) активный дефицит, т. е. осмысленный дефицит, когда расходы превышают доходы, в том числе из-за сокращения налоговой нагрузки, наращивания объема инвестиций за государственный счет и т.п.;

б) пассивный дефицит, т. е. вынужденный дефицит, так как  государственные доходы уменьшаются  из-за сокращения хозяйственной активности.

Показателями  уровня дефицита бюджета являются:

  • удельный вес дефицита государственного бюджета в ВВП;
  • удельный вес дефицита государственного бюджета в объеме расходной части бюджета.

Финансовое  положение страны считается нормальным, если дефицит не превышает 2-3% ВВП или 8 -10% расходной части бюджета.

С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета  в 2007 году составил 326 млрд. рублей, или 0,3% ВВП.  

В кризисном 2009 году Минфин исполнил республиканский  бюджет c профицитом Br492,5 млрд, или 0,4% ВВП, при доходах Br46,8 трлн (102,5% уточненного годового плана) и расходах Br46,3 трлн (99,5%).

В 2010 году расходы  республиканского бюджета превысили  доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.

Доходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2011 года превысили  расходы на 2,1 трлн. руб. (1,1% ВВП).

Бюджет Беларуси на 2012 год сбалансирован, он будет  исполнен на всех уровнях без дефицита.

Размер  бюджетного дефицита и источники его финансирования ежегодно утверждаются Законом о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый год.

Направления сокращения бюджетного дефицита:

– увеличение объемов  государственных доходов  – оно  может происходить за счёт установления новых источников поступлений финансовых ресурсов или за счет расширения возможностей действующих, действующей базы доходов бюджета. При этом увеличение доходов за счет роста налогов нецелесообразно, так как это ведет к усилению налогового давления на экономику и, как следствие, к снижению стимулов к труду и сокращению налоговых поступлений в бюджет;

– уменьшение объемов  государственных расходов – оно  достигается:

– сокращением или  упразднением ранее намеченных программ;

– автоматическим уменьшением  всех расходов бюджета в случае, если дефицит превышает допустимые размеры, т. е. путем секвестирования.

  Источники покрытия дефицита:

а) внутренние источники

• источники, получаемые от Национального банка Республики 
Беларусь (кредиты Национального банка Республики Беларусь на 
финансирование дефицита республиканского бюджета, государственные ценные бумаги, приобретенные Национальным банком Республики Беларусь непосредственно у Правительства Республики Беларусь);

  • источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц (государственные краткосрочные облигации, государственные долгосрочные облигации, векселя Правительства Республики Беларусь, прочие государственные ценные бумаги);
  • заемные средства, полученные из государственных внебюджетных фондов, бюджетные ссуды, бюджетные займы, полученные из других бюджетов;
  • источники от операций с принадлежащим государству имуществом;
  • источники от операций по купле-продаже иностранной валюты.

б) внешние  источники:

• кредиты международных финансовых организаций; 
кредиты правительств иностранных государств;

• государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках;

• прочие источники внешнего финансирования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

      1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 26.06.2008. – № 412-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. –   № 8. – 2/920. 
      2. Финансовая система Республики Беларусь: курс лекций /Л.И. Леутина, Т.Г. Струк. – Мн.: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2010.
      3. Официальный сайт Министерства Финансов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year07/yd07/ – Дата доступа: 25.01.2011.
      4. Официальный сайт Министерства Финансов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year09/yd09 – Дата доступа: 25.01.2011.
      5. Официальный сайт Министерства Финансов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year10/yd10/ – Дата доступа: 25.01.2011.
      6. Официальный сайт Министерства Финансов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/i/budget/ys11.pdf – Дата доступа: 25.01.2011.
      7. Официальный сайт Министерства Финансов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/bud12/coment/ermol – Дата доступа: 25.01.2011.

Информация о работе Бюджетный дефицит: понятие, влияние на финансы государства, оценка уровня, способы покрытия