Бюджетное прогнозирование и его методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:42, доклад

Краткое описание

Бюджетное прогнозирование - определение вероятных показателей доходов и расходов бюджета на перспективу.
Это научно-аналитическая стадия разработки бюджета, в процессе которого формируется концепция, пути ее решения и основные цели, которые должны быть достигнуты.

Файлы: 1 файл

Бюджетное прогнозирование и его методы.docx

— 20.25 Кб (Скачать)

    Бюджетное прогнозирование  и его методы

    Бюджетное прогнозирование - определение вероятных  показателей доходов и расходов бюджета на перспективу.

    Это научно-аналитическая стадия разработки бюджета, в процессе которого формируется  концепция, пути ее решения и основные цели, которые должны быть достигнуты.

    В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на разных уровнях. 
Министерство финансов Украины при участии Министерства экономики Украины, Национального банка Украины, а также главных распорядителей средств государственного бюджета составляет прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым 2 бюджетных периода.

    Бюджетный прогноз основывается на Программе деятельности Кабинета Министров Украины, прогнозных и программных документах экономического и социального развития, государственных целевых программах.

    Прогноз Государственного бюджета  Украины на следующие  за плановым два бюджетных периода включает индикативные прогнозные показатели:

  1. основных макропоказателей экономического и социального развития Украины (с указанием показателей номинального и реального объема валового внутреннего продукта, индексов потребительских цен и цен производителей, официального обменного курса гривны в среднем за год и на конец года, прибыли предприятий, фонда оплаты труда, уровня безработицы , экспорта и импорта товаров и услуг, а также других показателей, применяемых при составлении проекта бюджета);
  2. сводного бюджета Украины по основным видам доходов, финансирования, расходов и кредитования;
  3. государственного бюджета по основным видам доходов, финансирования, расходов и кредитования;
  4. по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнения инвестиционных программ (проектов), в том числе тех, которые осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций. Такие бюджетные программы при условии одобрения в установленном законодательством порядке соответствующих инвестиционных программ (проектов) включаются в прогноза Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода в течение всего срока их реализации с учетом требований настоящего Кодекса;
  5. взаимоотношений государственного бюджета с местными бюджетами.

    Прогноз Государственного бюджета Украины  на следующие за плановым два бюджетных  периода подается в Верховную  Раду Украины вместе с проектом закона о Государственном бюджете Украины, уточняется на основании принятого  закона о Государственном бюджете  Украины и одобряется Кабинетом  Министров Украины в месячный срок со дня опубликования закона о Государственном бюджете Украины .

    Главные распорядители средств государственного бюджета, исходя из индикативных прогнозных показателей составляют планы своей  деятельности на плановый и следующие  за плановым два бюджетных периоды, согласно прогнозных и программных документов экономического и социального развития, государственных целевых программ.

    С целью достижения поставленных целей  главные распорядители средств  государственного бюджета формируют  бюджетные программы  на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода.

    Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих  местных советов составляют и  одобряют прогноз местного бюджета  на следующие за плановым два бюджетных  периода согласно прогнозных и программных  документов экономического и социального  развития страны и соответствующей  территории, государственных целевых  программ, основанный на прогнозе Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода.

    Прогноз местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода  включает индикативные прогнозные показатели местного бюджета по основным видам  доходов, финансирования, расходов и  кредитования, а также индикативные прогнозные показатели по бюджетным  программам, которые обеспечивают в  течение нескольких лет выполнения инвестиционных программ (проектов).

    Прогноз местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода  подается в Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующих местных  советов вместе с проектом решения  о местном бюджете, уточняется на основании одобренного Кабинетом  Министров Украины прогноза Государственного бюджета Украины на следующие  за плановым два бюджетных периода  и принятого решения о местном  бюджете и одобряется Советом  министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих местных советов.

    Показатели  проекта местного бюджета на бюджетный  период, который наступает за плановым, основанные на индикативных прогнозных показателях местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода.

    Финансовое  прогнозирование является важным инструментом управления и дает реальные преимущества органам исполнительной власти, а именно: 
- связывает политику и бюджет для достижения долгосрочных планов; 
- очерчивает финансовое будущее и оставляет время для предотвращения неблагоприятных событий; 
- улучшает качество принятия финансовых решений; 
- позволяет определить альтернативные пути решения указанных проблем; 
- совершенствует процесс формирования бюджета; 
- позволяет лучше оценить бюджетные предложения и принимать соответствующие решения; 
- способствует открытости управления и прозрачности принятия решений.

    В процессе бюджетного прогнозирования используются различные методы:

      - математического моделирования;

    - индексный;

    - нормативный;

    - экспертных оценок;

    - балансовый и др.

    Метод математического моделирования, основанного  на применении экономико-математических моделей, позволяет учесть множество  взаимосвязанных факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать  из нескольких вариантов проекта  бюджета наиболее подходящий - соответствующий  принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной  политике.

    При индексном методе используются разнообразные  индексы, отражающие динамику цен, уровень  жизни, реальные доходы населения и  т.д. Широко применяется дефлятор (индекс цен) - коэффициент пересчета цен  в неизменные, предназначенный для  расчета бюджетных доходов и  расходов, так как на них прежде всего отражается инфляция.

    Инструментами нормативного метода являются прогрессивные  нормы и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчета бюджетных  доходов на основе установленных  налоговых ставок и учета некоторых  макроэкономических ориентиров: предельного  размера бюджетного дефицита (в % к  ВВП и объему расходов бюджета); предельной величины государственного долга и  т.п.

    К методу экспертных оценок прибегают, когда  закономерности развития тех или  иных экономических процессов еще  не выявлены, аналоги отсутствуют и приходится использовать специально выполненные расчеты специалистов-экспертов экстра-класса.

      Балансовый метод, при котором  осуществляются сопоставления (активов  с пассивами, целого с его  частями и т.д.), позволяет увязать  расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами. 

Информация о работе Бюджетное прогнозирование и его методы