Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:11, реферат
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы – на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется Министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент Министерства финансов.
Бюджетная система Японии
Бюджет центрального правительства.
Бюджетный процесс
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку,
включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на
7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы – на 13 разделов, 41 ста-
тью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется Министерством
финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства го-
товят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов,
а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31
августа направляют соответствующие документы в бюджетный депар-
тамент Министерства финансов.
С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает
поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета.
Проект направляется для согласования в Управление экономического
планирования, а затем – на рассмотрение кабинета министров.
После внесения поправок в январе правительство представляет
проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в
бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.
Согласно Конституции Японии, парламенту принадлежит ис-
ключительное право распоряжаться государственными финансами.
Исполнение бюджета
и иными министерствами и ведомствами.
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и
его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных
им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные
сметы, которые министерством
рассматриваются и
лее копии смет направляются в Японский банк, и последний осуществ-
ляет соответствующие операции.
Контроль за расходованием утвержденных ассигнований прово-
дится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контро-
леры Министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют
данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам
и расходам.
Общий отчет представляется правительству, которое, в свою
очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После
того как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается пра-
вительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.
Доходы государственного бюджета
Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и нена-
логовых поступлений. По сравнению с другими странами доля ненало-
говых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы
от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимо-
сти, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и т. п. В неналоговые
статьи дохода включается
также остаток предыдущего
Кризис в экономике 90-х гг. повлиял и на бюджетную систему. К
2001 г. совокупный внутренний
долг центрального
мире фискальная ситуация. Абсолютная величина накопленного долга
составила 689 трлн иен (5,6 трлн долл.). Отрицательные эффекты дол-
гового кризиса, испытываемого правительством, будут серьезны. Толь-
ко на обслуживание государственного долга в 2000 финансовом году
было затрачено 25,8% расходной части бюджета.
В июне 2001 г. Совет по экономической и бюджетной политике,
возглавляемый премьер-министром, опубликовал программу реформи-
рования государственного бюджета. Она предписывала ограничить
выпуск новых облигаций в бюджете на 2002 финансовый год «потол-
ком» в 30 трлн иен и затем перейти к бездефицитному исполнению
первичного баланса (т. е. баланса поступлений и платежей за вычетом
дохода от продажи облигаций и расходов по обслуживанию долга).
Однако эта реформа не дала ожидаемых результатов.
Расходы государственного бюджета
Особенность Японии заключается в том, что показатель удель-
ного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из
наименьших среди показателей развитых стран.
С 1966 по 1991 г. расходы центрального правительства Японии
увеличились в 18 раз. В этот период их удельный вес в ВНП вырос с 6,2
до 9,3%. Динамика роста расходной части бюджета была прервана в
2001 г., когда расходы бюджета сократились на 2,7% по сравнению с
2000 г.
Огромную часть расходов государственного бюджета составляют
социальные расходы, а среди них – пенсии по старости и инвалидности.
Японское правительство обращает большое внимание на создание дос-
тойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что
численность данной категории постоянно растет и к 2025 г. достигнет 5,2
млн человек против 2 млн в 1993 г. Кроме того, из-за роста продолжи-
тельности жизни и увеличения периода трудовой активности этой кате-
гории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди
станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии
достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюд-
жета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачива-
ется за счет различных пенсионных фондов.
За счет бюджета финансируется в Японии так называемое обще-
ственное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может
обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставля-
ется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачи-
вается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жи-
лье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на по- хороны. В середине 90-х гг. ее получали 0,7% населения против 2,4% в
1951 г., когда закон был принят. К 2025 г. планируется поднять расхо-
ды на социальное обеспечение, и в частности повысить уровень соци-
альной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по обществен-
ному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета,
25% – из бюджетов местных органов власти.
Социальное страхование в расходной части бюджета занимает
36%, а в 1971–1990 гг. на нее приходилось примерно половина всех
расходов страны.
Реализуя программу научно-
ство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР.
Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что
они превратились в главный структурный фактор экономического роста.
Если в 1960–1970 гг. прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в
1985–1995 гг. этот показатель повысился до 75–80%. В составе расходов
на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% – на
естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидиро-
вать существующий перекос в финансировании.
За счет государственного бюджета финансируются дорожное
строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного
транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий сти-
хийных бедствий и т. п.
Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по
сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, доста-
точно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1%
ВВП. В абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 1996 г. по
сравнению с 1990 г. выросли на 10,4%, тогда как в других странах они
сократились: в США – на 27% , в Англии – на 24, в Германии – на 33,
во Франции – на 5%.
Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы по госу-
дарственному долгу. В конце 1997 г. парламент Японии принял Закон о
реформе финансовой системы, где предложено к 2000 г. добиться того,
чтобы расходы текущего года не превышали расходы предыдущего.
Установлены следующие показатели по расходам на 2000 финансовый
год по сравнению с 1997 г.: увеличить расходы на социальное обеспе-
чение примерно на 6%, расходы на поощрение науки и техники – на
5%; сохранить в прежних размерах расходы на культуру и образование,
оборону, на мероприятия в сфере энергетики, на поддержку малого и
среднего предпринимательства; уменьшить расходы на предприятия
общественного сектора более чем на 7%, на правительственную по-
мощь развивающимся странам – на 10%, дотации органам местного
самоуправления – на 27%
Бюджет местных органов власти
В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков
и районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и не-
налоговых поступлений.
В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах,
составляя меньше половины их доходной части. Это отличает япон-
скую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги
превышают 2/3 бюджета муниципалитетов. Закон о местных налогах
определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ве-
дется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.
Отчисления от общегосударственных налогов составляют 17%
доходной части. Главной статьей неналоговых доходов префектур яв-
ляются дотации государства на проведение общенациональных меро-
приятий (около 13%). Другие
неналоговые поступления
30% доходной части местных бюджетов.
За счет средств местных органов власти в Японии финансирует-
ся развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связан-
ные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Кроме этого,
осуществляются расходы на подготовку рабочих соответствующих
квалификаций, выплату различных пособий, пенсий, на содержание
местных органов власти.
Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Удельный
вес расходов местных органов власти в ВВП значительно больше
удельного веса в ВВП расходов центрального правительства.
Выводы
1. Бюджет центрального
правительства состоит из
Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа.
Расходы – на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
2. Проект бюджета готовит Министерство финансов, а утверждает пар-
ламент. Кассовое исполнение бюджета осуществляет Японский банк.
3. Доходная часть бюджета Японии наполняется за счет налоговых и
неналоговых поступлений. Доля неналоговых поступлений доста-
точно высока.
4. Расходная часть бюджета
Японии имеет социальную
ность и обеспечивает погашение долга.