Бюджетная система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:11, реферат

Краткое описание

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы – на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется Министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент Министерства финансов.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система Японии.docx

— 21.07 Кб (Скачать)

Бюджетная система  Японии

Бюджет центрального правительства.

Бюджетный процесс

 

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Доходы и расходы бюджета  имеют определенную группировку,

включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на

7 разделов, 11 статей и  43 параграфа, расходы – на 13 разделов, 41 ста-

тью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется Министерством

финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства  го-

товят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов,

а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31

августа направляют соответствующие  документы в бюджетный депар-

тамент Министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный  департамент рассматривает

поступившие материалы и  на их основе разрабатывает проект бюджета.

Проект направляется для  согласования в Управление экономического

планирования, а затем  – на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок в  январе правительство представляет

проект бюджета на рассмотрение парламента.  После обсуждения в

бюджетной комиссии парламент  утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции  Японии,  парламенту принадлежит  ис-

ключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется Министерством финансов

и иными министерствами и  ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета  производят Японский банк и

его отделения.  Министерства и ведомства в пределах установленных

им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные

сметы, которые министерством  рассматриваются и утверждаются. Да-

лее копии смет направляются в Японский банк, и последний осуществ-

ляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований прово-

дится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контро-

леры Министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют

данные и составляют общий  отчет об исполнении бюджета по доходам

и расходам.

Общий отчет представляется правительству,  которое,  в свою

очередь,  отправляет его  на рассмотрение ревизионного бюро.  После

того как ревизионное  бюро даст заключение,  отчет утверждается пра-

вительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

 

Доходы государственного бюджета

 

Доходная часть бюджета  Японии состоит из налоговых и нена-

логовых поступлений. По сравнению  с другими странами доля ненало-

говых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы

от арендной платы, продажи  земельных участков и другой недвижимо-

сти,  пени,  штрафы,  доходы от лотерей, займы и т.  п. В неналоговые

статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Кризис в экономике 90-х  гг. повлиял и на бюджетную систему. К

2001  г.  совокупный внутренний  долг центрального правительства  и местных администраций достиг 130% ВВП. Это наихудшая в развитом

мире фискальная ситуация. Абсолютная величина накопленного долга

составила 689 трлн иен (5,6 трлн долл.). Отрицательные эффекты дол-

гового кризиса, испытываемого правительством, будут серьезны. Толь-

ко на обслуживание государственного долга в 2000 финансовом году

было затрачено 25,8% расходной  части бюджета.

В июне 2001 г. Совет по экономической  и бюджетной политике,

возглавляемый премьер-министром, опубликовал программу реформи-

рования государственного бюджета.  Она предписывала ограничить

выпуск новых облигаций  в бюджете на 2002 финансовый год  «потол-

ком»  в 30  трлн иен и затем перейти к бездефицитному исполнению

первичного баланса (т. е. баланса поступлений и платежей за вычетом

дохода от продажи облигаций  и расходов по обслуживанию долга).

Однако эта реформа  не дала ожидаемых результатов.

 

Расходы государственного бюджета

 

Особенность Японии заключается  в том,  что показатель удель-

ного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из

наименьших среди показателей  развитых стран.

С 1966 по 1991  г. расходы центрального правительства Японии

увеличились в 18 раз. В этот период их удельный вес в ВНП вырос  с 6,2

до 9,3%. Динамика роста расходной  части бюджета была прервана в

2001  г.,  когда расходы  бюджета сократились на 2,7% по  сравнению с

2000 г.

Огромную часть расходов государственного бюджета составляют

социальные расходы, а  среди них – пенсии по старости и инвалидности.

Японское правительство  обращает большое внимание на создание дос-

тойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что

численность данной категории  постоянно растет и к 2025 г. достигнет 5,2

млн человек против 2 млн в 1993  г. Кроме того, из-за роста продолжи-

тельности жизни и увеличения периода трудовой активности этой кате-

гории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди

станут важным компонентом  рынка труда. Пенсионная система  Японии

достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюд-

жета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачива-

ется за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется  в Японии так называемое обще-

ственное вспомоществование.  Оно охватывает тех,  кто сам не может

обеспечить минимальный  уровень жизни. Такая помощь предоставля-

ется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачи-

вается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жи-

лье, медицинское обслуживание, материнство,  по безработице,  на по- хороны. В середине 90-х гг. ее получали 0,7% населения против 2,4% в

1951 г., когда закон был  принят. К 2025 г. планируется поднять  расхо-

ды на социальное обеспечение, и в частности повысить уровень соци-

альной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по обществен-

ному вспомоществованию  предоставляется из центрального бюджета,

25% – из бюджетов местных  органов власти.

Социальное страхование  в расходной части бюджета  занимает

36%,  а в 1971–1990  гг.  на нее приходилось примерно  половина всех

расходов страны.

Реализуя программу научно-технического прогресса,  правитель-

ство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР.

Особое внимание, уделяемое  науке и образованию, объясняется  тем, что

они превратились в главный  структурный фактор экономического роста.

Если в 1960–1970 гг. прирост  ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в

1985–1995 гг. этот показатель  повысился до 75–80%. В составе расходов

на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% – на

естественные и технические.  В ближайшие годы намечено ликвидиро-

вать существующий перекос в финансировании.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное

строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного

транспорта,  системы связи,  расходы по ликвидации последствий  сти-

хийных бедствий и т. п.

Что касается военных расходов,  то их уровень в Японии,  по

сравнению с другими развитыми  капиталистическими странами, доста-

точно низкий. Военные расходы  в Японии не выходят за пределы 1%

ВВП. В абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 1996  г. по

сравнению с 1990 г. выросли  на 10,4%, тогда как в других странах  они

сократились: в США –  на 27% , в Англии – на 24, в Германии – на 33,

во Франции – на 5%.

Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы  по госу-

дарственному долгу. В  конце 1997 г. парламент Японии принял Закон о

реформе финансовой системы, где предложено к 2000 г. добиться того,

чтобы расходы текущего года не превышали расходы предыдущего.

Установлены следующие показатели по расходам на 2000 финансовый

год по сравнению с 1997 г.: увеличить расходы на социальное обеспе-

чение примерно на 6%,  расходы на поощрение науки и техники – на

5%; сохранить в прежних  размерах расходы на культуру  и образование, 

оборону, на мероприятия  в сфере энергетики, на поддержку  малого и

среднего предпринимательства;  уменьшить расходы на предприятия

общественного сектора более  чем на 7%,  на правительственную по-

мощь развивающимся странам  –  на 10%,  дотации органам местного

самоуправления – на 27%

 

Бюджет местных  органов власти

 

В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков

и районов, каждый из которых  имеет самостоятельный бюджет.

Доходная часть местных  бюджетов состоит из налоговых и не-

налоговых поступлений.

В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах,

составляя меньше половины их доходной части.  Это отличает япон-

скую налоговую систему  от североамериканской,  где местные налоги

превышают 2/3  бюджета  муниципалитетов.  Закон о местных  налогах

определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ве-

дется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.

Отчисления от общегосударственных  налогов составляют 17%

доходной части. Главной  статьей неналоговых доходов  префектур яв-

ляются дотации государства на проведение общенациональных меро-

приятий (около 13%).  Другие неналоговые поступления составляют

30% доходной части местных  бюджетов.

За счет средств местных  органов власти в Японии финансирует-

ся развитие производственной инфраструктуры,  мероприятия,  связан-

ные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.  Кроме этого,

осуществляются расходы  на подготовку рабочих соответствующих

квалификаций,  выплату  различных пособий,  пенсий,  на содержание

местных органов власти.

Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Удельный

вес расходов местных органов  власти в ВВП значительно больше

удельного веса в ВВП расходов центрального правительства.

 

Выводы

 

1. Бюджет центрального  правительства состоит из доходов  и расходов.

Доходы подразделяются на 7  разделов, 11  статей и 43  параграфа.

Расходы – на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

2. Проект бюджета готовит  Министерство финансов, а утверждает  пар-

ламент. Кассовое исполнение бюджета осуществляет Японский банк.

3. Доходная часть бюджета  Японии наполняется за счет  налоговых и

неналоговых поступлений.  Доля неналоговых поступлений доста-

точно высока.

4. Расходная часть бюджета  Японии имеет социальную направлен-

ность и обеспечивает погашение долга.


Информация о работе Бюджетная система Японии