Бюджетная система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:24, доклад

Краткое описание

Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.
Бюджет Японии, как и все государственные бюджеты состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета Японии формируются из налоговых и неналоговых поступлений. Отличительной особенностью бюджета Японии является высокая доля неналоговых поступлений в бюджет (около 15%).

Файлы: 1 файл

Бюджетная система Японии.docx

— 23.62 Кб (Скачать)

 

  1. Бюджетная система Японии – это совокупность всех видов бюджетов. Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Бюджет Японии, как и  все государственные бюджеты состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета Японии формируются из налоговых и неналоговых поступлений. Отличительной особенностью бюджета Японии является высокая доля неналоговых поступлений в бюджет (около 15%). К неналоговым доходам относятся:

- доходы от арендной  платы;

- доходы от продажи   земельных участков и другой  недвижимости;

- пени, штрафы;

- доходы от лотерей;

- займы;

- другие неналоговые доходы.

Что касается расходной части  бюджета Японии. 
Учитывая исторический фактор, его расходы по структуре намного ниже, чем расходы бюджетов других развитых стран мира. Но к концу XX – началу XXI века расходы бюджета увеличивались, но их доля в ВВП оставалась практически на одном уровне, то есть, рост расходов не связан с усилением налогового бремени.

Большая часть расходов бюджета приходится на социальные расходы (около 50%), среди которых 
выделяют:

- пенсии по старости  и инвалидности (около 30%);

- здравоохранение (около  1,5%);

- образование (около 12%);

- другие социальные расходы.

На военные расходы  приходится около 4% от всех расходов бюджета. По сравнению с другими странами – это достаточно низкий показатель.

Большие социальные расходы  связаны с отношением к пожилым  людям, которые в Японии традиционно  ставятся в почёт. Численность данной категории населения в Японии постоянно растёт, что приводит к  увеличению социальных расходов. Кроме  этого, в Японии  продолжительность  жизни одна из самых высоких. Но в  тоже время, рост качества жизни ведёт  к увеличению срока деловой активности населения, а следовательно, время выхода на пенсию отодвигается на более поздние сроки.

Выплата пенсий по старости только на 1/3 финансируется из бюджета (базовая пенсия). Остальная часть  пенсии выплачивается за счёт различных  пенсионных фондов.

Для тех, кто не может сам  обеспечить своё проживание, государство  выплачивает так называемую «общественную  помощь» в размере прожиточного минимума. Сюда входят выплаты на образование, повседневные нужды, жильё, медицинское обслуживание, материнство, пособие по безработице, на похороны. Число лиц, получающих данную помощь постоянно снижает и в настоящее время составляет около пособие 0,5% населения страны.

 Из бюджета финансируются  расходы на НИОКР. В Японии  образование и наука рассматривается  как главный фактор экономического  роста. Основной прирост ВВП  в последнее время в Японии  приходится именно на НИОКР.  

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

В настоящее время бюджетная  политика в Японии по-прежнему исходит  из принципа, чтобы расходы в планируемом  году не превышали расходов в отчётном.

Для финансовой политики Японии характерным является дефицит бюджета, который покрывается за счёт государственных  займов. Дефицит бюджета составляет около 4% от ВВП.

Япония, как и большинство  унитарных государств, имеет двухуровневую  бюджетную систему. 
Первый уровень – это государственный бюджет. Второй уровень – местные бюджеты.

Всего в Японии насчитывается  около 45 префектур, которые объединяют около 3000 городов, посёлков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.

Доходы местных бюджетов состоят из налоговых и неналоговых поступлений. Структура доходов примерно следующая:

1. Местные налоги – около 40%;

2. Отчисления от государственных налогов – около 20%;

3. Государственные дотации на общенациональные мероприятия – около 14%;

4. Неналоговые поступления – 26%.

Особенности финансовой системы Японии

Унитарное государство 2 уровня (гос бюджет и бюджеты местных органов власти) + специальные фонды. 
В Японии имеется так называемый план возрождения Японии, который был разработан в прошлом веке и рассчитан на одну два столетий вперед. 
4 приоритетных направлений в плане: 
1. информационные технологии 
2. стареющее японское общество (проблема№1 практически) 
3. улучшение окружающей среды (гос-во маленькое, островное и постоянно трясет) 
4. необходимость обновлений японских городов 
Бюджетная система Японии. 
2 уровня:1) центральный бюджет 2) бюджеты префектур. И специальные фонды 
Расходы государственного бюджета: 
1) 40% - социальное страхование (в основном это связано с пенсионерами).  
Пенсионная система (специфика). Большое количество пенсионеров, большая продолжительность жизни.  
1/3 базовой пенсии выплачивается из бюджета, а остальные 2/3 засчет пенсионных фондов. Пенсионеры с 65 лет. Как человек выходит на работу он ежемесячно 100$ отчисляет в различные социальные фонды. Пенсия 85% от оклада, если выходишь на пенсию с 65 лет. Если пенсионер продолжает работать, то получает и пенсию и 150% оклада. На создание пенсионных фондов работает все население. 
2) 20% - субсидии местным органам 
3) 11% - общественные работы (строительство скоростных ж/д, информационные технологии, окружающая среда) 
4) 8% - образование и наука 
5) 6% - оборона 
Доходы государственного бюджета: Практически нет налогов чисто центральных и чисто местных, все налоги являются перераспределительными. 
Специальные фонды: Страховые, Пенсионные, Сберегательные 
Специфика: большое количество государственных предприятий Есть четкое распределение: частный капитал идет в производственную сферу, государственный капитал идет на инфраструктуру

2.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС                                                                                                                                              Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Подготовка проекта бюджета  осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения  относительно объема и структуры  своих бюджетов, а также по некоторым  другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие  документы в бюджетный департамент  министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный  департамент рассматривает поступившие  материалы и на их основе разрабатывает  проект бюджета. Проект направляется для  согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной  комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право  распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными  министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета  производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов  представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того. как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

3    Доходная часть государственного бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока.   

 В Японии всего насчитывается  47 префектур, объединяющих 3045 городов,  поселков, районов, каждый из которых  имеет самостоятельный бюджет.   

 Доходная часть местных  бюджетов состоит из налоговых  и неналоговых поступлений: отчисления  от общегосударственных налогов;  дотации государства на осуществление  общенациональных мероприятий; займы.    

 За счет средств  местных органов власти в Японии  финансируется  развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.  

 Кроме того, через местные  бюджеты проводятся расходы на  подготовку рабочей силы, выплату  различных пособий, пенсий. Значительная  часть бюджетных средств расходуется  на содержание местных органов  власти, в том числе полиции,  органов суда и прокуратуры.

Закон о местных налогах  определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется  местными органами власти. Всего в  стране 30 местных налогов.

В местных налогах решающая роль  принадлежит прямым налогам: в 1978 году на них приходилось 79% [9; с.334]; в 1990 году - 87,5%

Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в  размере 12.3% от государственного, что  дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог  в размере 12,3% от государственного, или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71%.

Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы  дохода. Кроме этого существуют местные  подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год.  

К прямым налогам относятся  и  некоторые местные имущественные налоги.

Из местных косвенных  налогов следует отметить налог  на табак, бензин, на рестораны и  бары, на потребление электричества  и газа.

За счет средств местных  органов власти в Японии финансируется  развитие

производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией  последствий стихийных бедствий.

Кроме того, через местные  бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных  пособий, пенсий. Значительная часть  бюджетных средств расходуется  на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов  суда и прокуратуры.

Изучая расходы местных  органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно  больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства 

4. Бюджетный дефицит Японии составит в 2010-2011 ФГ 1 трлн долл.

Нижняя  палата парламента Японии одобрила проект государственного бюджета страны на 2010-2011 финансовый год в рекордном  для страны размере - 92,299 трлн иен (около 1 трлн долл.). 
 
Теперь проект бюджета отправляется в верхнюю палату. Однако эксперты отмечают, что его принятие предрешено, поскольку Конституция Японии отдает приоритетное право в бюджетных вопросах нижней палате парламента, сообщает японская телекомпания NHK. 
 
Проект бюджета Японии на 2010-2011 финансовый год, который начался с 1 апреля текущего года, предусматривает крупнейшие в истории страны государственные расходы. При этом для покрытия бюджетного дефицита планируется выпустить новые долговые обязательства на сумму 44,3 трлн иен (490 млрд долл.), также рекордную для бюджетных проектов японского правительства. 
 
Столь крупный объем госзаимствований необходим для того, чтобы восполнить дефицит налоговых поступлений, которые оцениваются в 37,4 трлн иен (420 млрд долл.), то есть немногим менее, чем в половину бюджета. 
 
По данным японского Минфина, впервые со времен Второй мировой войны налоговые доходы госбюджета планируются в меньшем размере, чем новые госзаимствования. К концу 2010-2011 финансового года совокупный госдолг Японии, по оценкам Минфина страны, достигнет 862 трлн иен, или 180% ВВП.

Государственный долг Японии превысит квадриллион иен

 




Государственный долг Японии к марту 2012 года превысит квадриллион иен (13 триллионов долларов). Согласно данным Министерства финансов страны, к концу  первого квартала 2012 года госдолг  может составить 1024 триллиона иен.

Премьер-министр Японии Ёсихико Нода предложил в пятницу, 28 октября, увеличить налоги для сокращения дефицита бюджета. По его словам, план повышения налогов должен пополнить бюджет в следующем году более чем на 11 триллионов иен (148 миллиардов долларов). Кроме того, правительство собирается продать государственные доли в компаниях Japan Tobacco и Japan Post Holdings (национальная почтовая служба).

Доля государства в Japan Tobacco составляет 50,1 процента и оценивается в 1,8 триллиона иен (24 миллиарда долларов). Сколько планируется получить от продажи Japan Post Holdings, полностью принадлежащей государству, не сообщается.

Ёсихико Нода в конце октября также представил в парламент план помощи пострадавшим от землетрясений в Японии, которые произошли в марте 2011 года. Как отмечает Reuters, программа предполагает выделение из бюджета 12,1 триллиона иен.

Государственный долг Японии составляет 200 процентов ВВП страны. Для сравнения, аналогичный показатель Греции, находящейся на грани дефолта, составляет 170 процентов. Средний показатель для еврозоны - 85 процентов. В январе 2011 года власти Японии заявили, что размер госдолга приблизился к критическому. Несмотря на это, в течение года правительство продолжило выпуск гособлигаций, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный бюджету в результате землетрясений.


Информация о работе Бюджетная система Японии