Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа
Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах всех членов общества.
Бюджетный процесс в России регулируется нормативными актами многие положения, которых неадекватно отражают характер реальных процессов, происходящих в экономике России и отдельных ее регионах, что создает определенные трудности в процессе формирования и исполнения бюджетов различных уровней.
• разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.
Функция организации бюджетов предполагает:
• определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
• определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
• выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
• разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
• определение органов ответствен
• определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.
Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:
• контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
• контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.
1.4 Бюджетный
кодекс основа бюджетного
Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Под бюджетным процессом понимается определенная последовательность действий органов законодательной, представительной, исполнительной власти и других лиц государства и местного самоуправления, а также организаций, связанных с планированием и составлением проектов бюджетов, их рассмотрением, утверждением, исполнением и выполнением контрольных функций.
Бюджетный кодекс — это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Бюджетные отношения включают:
1) отношения, складывающиеся
в процессе формирования
2) отношения, возникающие
в процессе составления и
Бюджетное законодательство состоит из:
- бюджетного кодекса и федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год;
- законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год;
- нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и других федеральных законов;
- законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Если нормативные правовые акты противоречат бюджетному кодексу, то применяется бюджетный кодекс.
Бюджетный кодекс устанавливает
правовой статус участников бюджетного
процесса, правовые основы порядка
и условий привлечения к
Указы Президента Российской
Федерации регулируют бюджетные
отношения, возникающие в процессе
формирования доходов и осуществления
расходов бюджетов и государственных
внебюджетных фондов, осуществления
государственных и
Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.
Если международным
договором Российской Федерации
установлены другие правила, чем
предусмотренные бюджетным
Участниками бюджетного процесса являются:
• Президент РФ;
• Счетная Палата РФ;
• федеральные и территориальные законодательные и представительные органы власти;
• органы исполнительной власти в лице финансовых органов и органов,
осуществляющих сбор доходов в бюджеты;
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального контроля;
• государственные внебюджетные фонды;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
• бюджетные учреждения,
государственные и
• кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов;
• другие получатели бюджетных средств.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.
Бюджет выступает инструментом
регулирования и стимулирования
экономики, инвестиционной активности,
повышения эффективности
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список литературы
1. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: ИТК "Дашков и К0", 2007. – 486с.
2. Бюджетный кодекс РФ./В ред. Федеральных законов от 20.08.2004 N 120-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ.
3. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: Юнити, 1999. – 550с.
4. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М. В. Ромадановского, О. В. Врублевской. — М.: Юрист, 2000. – 621с.
5. Вахрин П. И. Бюджетная система РФ: Учебник. — М.: ИТК "Дашков и К0", 2002. – 540с.
6. Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства: Учеб. пособие. — М.: Академический проспект, 2003. – 456с.
7. Годин А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система РФ: Учебник. — М.: ИТК "Дашков и К0", 2006. – 276с.
8. Налоговый кодекс РФ. Часть I и И. — М., 1998. В ред. 29.12.2009, с изм. и доп., вступившими в силу с 29.01.2010г.
9. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ. В ред. 18.12.2006г. "О бюджетной классификации Российской Федерации".
10. Тедеев А. А., Парыгина В. А., Мельников С. И. Бюджетное право РФ: Учеб. пособие. — М.: Приор, 2003.- 192с.
11. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. — М.: Экзамен, 2003. – 592с.