Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 02:46, реферат

Краткое описание

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Файлы: 1 файл

1 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА на 2010.docx

— 46.40 Кб (Скачать)

     5) Создание пенсионной  системы, обеспечивающей  достойный уровень жизни пенсионерам 

     В 2010 году начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного  обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.  
Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой  станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года. 

     С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета. 

     Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний  размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение  трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах[3].

     6) Разработка и реализация  совместно с Банком  России мер по  поддержанию стабильности банковской системы 

     Мировой финансовый кризис осенью прошлого года поставил в сложное положение  функционирование банковского сектора  Российской Федерации.  
Возникший дефицит ликвидности в сочетании с убытками на фондовом рынке спровоцировал кризис доверия, который грозил обернуться остановкой платежной системы и массовыми банкротствами. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию и с помощью ряда решительных мер предотвратили системный банковский кризис. Основные усилия были направлены на обеспечение стабильной работы банковской системы и включали снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных организаций к ресурсам Банка России. Одновременно было принято решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках. Эти меры поддержали банковский сектор в 2008 году и первом полугодии 2009 года. 

     В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала. 

     В этой связи в бюджете предусматриваются  средства на дополнительную капитализацию  банковского сектора - в 2009 году в  размере 210 млрд. рублей и 250 млрд. рублей в 2010 году. Кроме того, в текущем  году предусмотрены государственные гарантии по кредитам системообразующим предприятиям в размере 300 млрд. рублей. 

     В 2010-2012 годах одним из направлений  деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание  стабильности банковской системы и  защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора. 

     Также продолжится работа по следующим  направлениям: 

     1.Обеспечение  открытости деятельности кредитных  организаций, в том числе прозрачности  структуры собственности акционеров (участников). 

     2.Упрощение  и удешевление процедур реорганизации,  включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах. 

     3.Оптимизация  условий для развития сети  банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого предпринимательства. 

     4.Обеспечение  противодействия допуску к участию  в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей кредитных организаций. 

     5.Рационализация  механизмов контроля за приобретением  инвесторами акций (долей) кредитных  организаций. 

     6.Развитие  риск-ориентированного надзора. 

     7.Совершенствование  регулирования деятельности кредитных  организаций по предоставлению населению потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных продуктов. 

     8.Совершенствование  методического и нормативно-правового  обеспечения инспекционной деятельности. 

     9.Совершенствование  процедур ликвидации кредитных  организаций, у которых отозвана  лицензия на осуществление деятельности.  
Эти меры позволят снизить риски в банковской системе и укрепить ее [5].

2 ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

     Совершенствование законодательства в области бюджетной  политики в субъектах федерации  является приоритетной задачей государства. В вопросах самоуправления и территориальных  финансов законодательство отстает  от потребностей практики. Актуальным является разрешение проблемы расширения собственной доходной базы бюджетов регионов. Сегодня федеральное правительство перекладывает на местные бюджеты расходы по финансированию социальной сферы, не сопровождая процесс расширением доходной базы, что является тупиковым путем. В свою очередь недостаточная помощь регионам и ее низкая социально-экономическая эффективность, объяснимы – не существует четкой методологии и выверенной стратегии развития. Оба процесса подвержены политическому лоббированию, что существенно снижает их  эффективность, Так, ряд регионов РФ сумели получить льготы и привилегии за счет федерального бюджета, т.е. фактически за счет других регионов. Такое положение, по прогнозам Министерства Финансов РФ будет сохраняться до тех пор, пока региональные власти не получат достаточных стимулов к проведению рациональной и «прозрачной» бюджетной политики. Имеет место следующая ситуация: регион получает почти половину (а иногда и 90%) собственных доходов в виде зачетов и денежных суррогатов. При этом часто региональная бюджетная политика ведется таким образом, что появляются утверждения покрытия дефицита не имеющие источников, выделяются бюджетные ссуды и субсидии в отрасли и предприятиям бесперспективным. Ликвидировать эти «бреши» региональному правительству не выгодно, в итоге мы имеем дополнительные отчисления из федерального бюджета на покрытие тех же социальных выплат. В то же время для регулярной выплаты зарплат бюджетникам необходимо порядка 30-40% собственных доходов регионов[1].

     Сложившаяся на сегодняшний день российская система  бюджетного устройства хаотична, поскольку содержит черты не только федеративного, но также унитарного и даже конфедеративного государства. К  концу 2010 года данное положение привело к необходимости коренного реформирования бюджетной политики государства, как считают в Министерстве финансов РФ. В какой-то степени данная реформа уже начата, однако до ее завершения еще далеко. В частности государство установило единые, стабильные (в большинстве своем) нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов федерации, была   расширена налоговая самостоятельность региональных властей, введена формула расчета объемов финансовой помощи регионам[4].

     Необходимость перехода к более новой, улучшенной государственной политике обусловлена  тем, что сложившаяся система  межбюджетных отношений не удовлетворяет на сегодняшний день ни субъекты федерации, ни сам федеральный центр. Как результат мы имеем дестабилизирующие процессы противостояния властей разных уровней.

     Все также «на весу» находятся  вопросы разграничения полномочий и ответственности за финансирование расходов с оценкой объективных потребностей каждого уровня бюджетной системы в финансовых ресурсах. На данный момент разделение доходов и выравнивания бюджета остаются лишь частью сферы политического торга.

     Общество  требует внесения изменений в  работу государственного бюджета, граждане хотят знать, куда деваются деньги от налоговых отчислений и видеть применение бюджетных средств на практике.

     Следовательно, для достижения целей бюджетной  реформы необходимо чтобы:

  • выделялись  средства в первую очередь на проблемы, требующие  незамедлительного решения в понимании граждан;
  • бюджетные инвестиции были ориентированы на результат;
  • была повышена прозрачность финансового состояния государства.

     Уже в 2004 году началось внедрение программно-целевых  принципов бюджетирования, но, можно  сказать, что именно  с принятием в июне 2010 г. Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года началось новое направление в реформировании российской системы управления общественными финансами. Одним из ключевых направлений Программы Правительство России определило переход к построению федерального бюджета по программному принципу[1].

     В ходе рабочей встречи с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Министром финансов Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин пояснил, что идея заключается в том, «чтобы основной бюджетный процесс направить через так называемые государственные программы развития, для того, чтобы сделать более прозрачным бюджет и сложить усилия всех ведомств — и финансов, и административный ресурс — для того, чтобы по примеру нацпроектов развивать отдельные отрасли с максимальным эффектом использования бюджетных средств»[3].

     Таким образом, В. В. Путин  указал на  необходимость  реформирования системы управления общественными финансами в соответствии с современными требованиями прозрачности и доступности информации о государственном бюджете.

     Работа  в направлении утверждения государственных  программ уже завершена и это начало нового витка государственной бюджетной системы, который заключается в реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов. На данный момент России предстоит преодолеть путь, который проходили многие европейские страны при переходе к программно-целевым принципам планирования и исполнения бюджета государства.

     В течение переходного 2011 г. между ответственными исполнителями и соисполнителями программ будет проходить, так называемый,  управленческий диалог, нацеленный на концентрацию бюджетных ассигнований, выделяемых разным ведомствам, в рамках единого долгосрочного финансирования.

     Программный бюджет призван решить проблемы роста  государственных расходов и оценки их эффективности, преодолеть трудности  восприятия бюджетных ассигнований в разрезе ведомственной классификации, а также сплотить многочисленные разрозненные программно-целевые инструменты, используемые в бюджетном процессе. Разработка бюджетных программ становится попыткой объединить все инструменты по достижению целей государственной политики, имеющихся в распоряжении правительства.

     Формирование  бюджета в программном разрезе  неизбежно приводит к глубокому переосмыслению функций и задач деятельности органов исполнительной власти. В этой связи одним из наиболее важных этапов подготовки бюджетной реформы является четкое закрепление полномочий и ответственности между исполнителями и соисполнителями программ в процессе их планирования и реализации[2].

     В заключение следует отметить, что  в определении целей и задач  государственной бюджетной политики в 2010-2011 годах следует ориентироваться на ситуацию на рынках сырья, продовольствия, капитала, отслеживать замедление темпов роста мировой экономики и роста цен. В государственном бюджетном плане на текущий год приоритетными являются направления, стимулирующие рост экономики и повышение уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. Так, по заявлению Минфина РФ на данный момент находится в разработке долгосрочная бюджетная стратегия на период до 2023 года. Разработка продлится ориентировочно до 1 августа текущего года. Стратегия будет включать в себя основные параметры бюджетной системы, сможет выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики. 
 
 

Информация о работе Бюджетная политика