Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:53, контрольная работа
Среди современных функций государства выделяют функцию обеспечения правовой базы и общественной атмосферы, способствующую эффективному функционированию хозяйственной системы, а также функцию перераспределения доходов и богатства, что позволяет снизить дифференциацию неравенства среди различных слоев населения в обществе. Государство устанавливает для хозяйствующих агентов "правила игры" в экономике, в том числе регулирует уровень их доходов.
Следует отметить, что Трудовым кодексом РФ также установлена ответственность работодателя за задержку заработной платы, но объем невыплаченной зарплаты, хотя и имеет тенденцию к снижению (за первый квартал 2005 г. уменьшился на 15% и составил 12,8 млрд. руб.), еще достаточно велик, а число оштрафованных по этому поводу работодателей мало.
Проблематична и идея снижения дифференциации дохода посредством применения законодательства. В нашей стране налоговым законодательством установлена система пропорционального налогообложения вне зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Большая часть доходов облагается по ставке в 13%, повышенная ставка в 35% установлена лишь для наиболее непроизводительных доходов (выигрыши, проценты по вкладам в банках при превышении суммой процентов установленного лимита, материальная выгода от экономии на процентах по заемным кредитным средствам), в 30% для физических лиц - нерезидентов РФ.
Общий итог таких законодательных установлений - усиление дифференциации доходов. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) достиг по итогам I квартала 2005 г. 0,405 (для сравнения - в среднем по развитым странам 0,3); коэффициент фондов - 14,8 раза (для сравнения - в среднем по развитым странам 11,6 раза). На долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 29,8% общего объема денежного дохода, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2%. Доходы 15% населения не дотягивают до официального минимального бюджета. Эта картина весьма неблагополучна, несмотря на то что в некоторых странах (например, в США) коэффициент фондов достигает 15,7 раза, но среднедушевые доходы в нижнем дециле по паритету покупательной способности при этом составляют 5 тыс. долларов. В целом доходы 70% населения России по ППС меньше, чем у 10% самого малоимущего населения в США. Такая ситуация привела к тому, что к числу бедных относятся и работающие лица. Для развитых стран - это нонсенс. Доля в ВВП совокупного дохода работников в России, по данным МОТ и Госкомстата РФ, составляет 31%, из них 23,8% - чистая заработная плата рабочих (после вычета налогов), а 7,2% - трансферты социального обеспечения. Если сравнить эти данные с данными по ЕС и США, то они явно не в пользу нашей страны.
Слабо ограничивается рост иных доходов, кроме заработной платы. В 2004 г. при реальном росте зарплаты и пенсий на 5 - 10% рост уровня реальных доходов в рамках официальной статистики составил 15%. Это напрямую связано с ростом прибыли. По оценкам, за 2003 - 2005 гг. она выросла вчетверо при росте фонда оплаты труда вдвое. Такая тенденция опять же ведет к дифференциации уровня доходов. Несколько лет на национальном уровне идет обсуждение необходимости введения вместо ЕТС отраслевых тарифных систем. Но механизм такой замены пока не запущен. Фактически не реализуется Закон "О государственной социальной помощи", ориентирующий на адресное поддержание уровня жизни малоимущих семей.
Соответственно можно сделать вывод, что законодательные методы регулирования на общенациональном уровне, несмотря на обильность и систематизированность, имеют пробелы и не позволяют государству достаточно эффективно выполнить функцию по снижению дифференциации доходов населения. Основные причины лежат в области реализации нормативных актов.
Ситуация
усугубляется на уровне территорий. В
основу регионального регулирования доходов
населения положен принцип разграничения
полномочий и сфер компетенций между федеральными
органами власти и исполнительно-
Таким
образом, законодательные методы политики
доходов во многом определяют ее эффективность,
но для этого недостаточно принять "хорошие"
нормативные акты, необходимо обеспечить
их комплексную взаимосвязь, непротиворечивость
и действенную реализацию на практике.
Принятие законов, которые не могут быть
выполнены по разным обстоятельствам,
только ухудшает социальный климат в обществе
и создает основу критического отношения
граждан к законодательству.