Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:00, контрольная работа
Несмотря на большое значение бюджетного обеспечения регионального экономического роста, существующая в России бюджетная система, по сути, не соответствует потребностям стратегии развития национальной экономики в стратегическом отношении. Наблюдается неоправданно высокая степень кон-центрации налоговых и бюджетных полномочий на федеральном уровне – в центре. Одновременно с этим местные и региональные бюджеты обладают излишним объемом социальных и экономических обязательств, реализация которых не обеспечена соответствующими финансовыми поступлениями.
На федеральном уровне
разрабатываются: прогноз социально-
По результатам этой работы
Министерство финансов РФ и Министерство
экономического развития и торговли
РФ совместно с Центробанком готовят
и представляют на рассмотрение Правительства
Российской Федерации проекты
Проект федерального бюджета вносится в Государственную думу, где процесс рассмотрения предусматривает четыре чтения. В первом чтении рассматриваются доходы федерального бюджета, распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, определяется дефицит федерального бюджета в абсолютном и относительном выражении и общий объем расходов. Во втором чтении обсуждаются и утверждаются статьи расходов по разделам функциональной классификации и размер Фонда финансовой помощи субъектам Российской Федерации. В третьем чтении утверждаются расходы по всем подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителям средств бюджета (ведомственная структура), а также различные федеральные программы (инвестиционная, внешних заимствований, гарантий и т. п.). В четвертом чтении принимается бюджет в целом.
Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики
Основу финансовой базы государственного регулирования национальной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней
Бюджет – это счетный
план государства, позволяющий контролировать
поступление доходов в форме
налоговых и неналоговых
Все экономические проблемы
в бюджете предопределены проблемами
доходных источников, т. е. состоянием
налоговых и кредитных
Доходная часть
Исторически структура государственных расходов определялась потребностями в конкретных условиях. Так, Первая и Вторая мировые войны вызвали увеличение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказывали большое влияние экономические и социальные факторы.
Что касается расходов на финансирование
хозяйства, то в развитых странах
имеются существенные различия, связанные
масштабом государственного сектора.
Например, в европейских странах,
где удельный вес государственного
сектора до недавнего времени
был велик, большая часть государственных
расходов шла на поддержание, субсидирование
и развитие национализированных
предприятий, а прямые государственные
капиталовложения составляли 10 – 20% всех
инвестиций. Приватизация национализированных
предприятий сократила
Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три функции:
1) фискальная функция
означает создание финансовой
базы функционирования
функция экономического регулирования
– это использование
социальная функция
Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.
Бюджетная политика России
Начало XXI в. для бюджетной политики России знаменовалось положительными тенденциями: доходы как консолидированного, так и федерального бюджета стабильно превышали расходы, обеспечивая профицит бюджета на уровне 2-3% к ВВП. При этом помимо количественных улучшений показателей бюджета, положительным является тот факт, что прирост доходов был достигнут за счет не только налогообложения экспортно-импортных операций, но и увеличения налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих на внутреннем рынке. Большая часть профицита была использована на погашение государственного долга, в основном внешнего.
В начале 2003 г. была разработана правительственная Программа бюджетной политики Российской Федерации на 2003 – 2005 годы. Направленность на достижение сбалансированности государственных финансов в среднесрочной перспективе, превышение доходов бюджета над расходами предполагают использовать больше половины ожидаемого профицита на формирование финансового резерва. Фактически речь идет о резервном бюджетном фонде стабилизационного характера, нормальное функционирование которого повысит устойчивость бюджетной системы в целом, так как зависимость доходной части бюджета от ситуации на мировых рынках не должна кардинально влиять на уровень расходов бюджета.
Резервный бюджетный фонд
может выполнять две цели. Первая
– сбережение для будущих поколений.
Оно связано с долгосрочной задачей
создания механизма перераспределения
существующих ресурсов между текущим
моментом и будущим. Вторая – стабилизация.
Она связана с задачей
В целом основными принципами современной бюджетной политики нашего государства являются:
недопущение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики;
безусловное исполнение принятых сектором государственного и муниципального управления обязательств;
приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления развития экономики;
конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов;
открытость и доступность информации по расходам государственного бюджета на всех уровнях.
Проблемы государственного долга в России
С 2003 г. наступает период, когда по внешнему долгу выплачиваются до трети расходов федерального бюджета. На 1 мая 2012 г. внешний долг России составил 41737,7 млн. долл. по данным Минфина России, а его структура, по данным Минфина России, выглядела так, как показано в табл. 1
Объем государственного внутреннего долга на 1.01.2012 г. Составил 4190,55 млрд. рублей, а в 2011 г. Он был – 2940,39 млрд. рублей.
Чем обременительнее для
страны накопленный внешний долг,
тем в большей мере его обслуживание
взаимодействует с
В условиях обременительного внешнего долга существенно подрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Бремя платежей по внешнему долгу усиливается в случае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения его реального курса.
Все это свидетельствует
о необходимости управления внешним
долгом. Одним из элементов управления
внешним долгом страны является разработка
программы внешних
Современному российскому государственному долгу присущи следующие черты:
внутренний и внешний долг постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
большую часть российского долга составляют краткосрочные заимствования, из-за чего на протяжении последних 10 лет постоянно возникает вопрос о реструктуризации задолженности;
отсутствует система долгового управления, т. е. не существует единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга. Сегодня этим занимаются Минфин, Внешэкономбанк, Центральный банк;
погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение.
Правительство РФ стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствуют прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами.
Для совершенствования управления государственным долгом необходимо проведение следующих неотложных мер:
создание особого агентства
по управлению государственным долгом
с независимым статусом, принимающим
решения по управлению государственным
долгом страны оперативно и без политического
давления, допускающим согласованные
и реалистичные бюджеты. Эти функции
не могут выполнять ни Банк России,
ни Минфин России. У них свои приоритеты,
которые плохо сочетаются со стратегическим
управлением государственным
создание системы эффективного управления государственным долгом, минимизирующей совокупные издержки и максимизирующей сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста;
дальнейшее совершенствование налоговой системы, поскольку доходы бюджета в настоящее время являются основным источником покрытия государственного долга;
Эти действия государства
будут не только способствовать снижению
долгового бремени, но и повышать
эффективность использования
Информация о работе Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики