Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 19:17, курсовая работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Государство берет на себя роль субъекта распределения финан¬совых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать.
1. Социально-экономическая сущность бюджета. 3
2. Функции и роль бюджета в условиях рынка. 10
3. Бюджет государства как важнейший регулятор социально-экономических процессов 15
ЛИТЕРАТУРА 22
«Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее – Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и иными актами законодательства Российской Федерации.
2.3. В 2009 – 2011 годах прогнозируется, что реальный объем ВВП увеличится на 20,8 %, в то время как за 2006 - 2008 годы он вырастет на 25,2 %. В целом за 2001 – 2010 годы реальный объем ВВП увеличится в 1,9 раза, что не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десять лет, поставленную Президентом Российской Федерации.
Данные
об объемах ВВП, реальных темпах
роста ВВП и индексах-
3.1.2. Законопроектом за 2009 - 2011 годы прогнозируется увеличение общего объема доходов в реальном выражении на 2,0 %, или на 0,7 % в среднем за год (за 2006 - 2008 годы увеличение общего объема доходов в реальном выражении составило 18,5 %, или на 5,8 % в среднем за год).
Динамика
поступления доходов в федеральный
бюджет в 2009 – 2011 годах представлена на
следующей диаграмме.
Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 35 % (оценка 2008 года - 23,6 %), таможенных пошлин - 33,4 % (39,4 %), НДПИ – 11,5 % (18 %), налога на прибыль организаций – 7,3 % (6,9 %), акцизов – 2,0 % (1,5 %).
3.1.3. Объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличится в 1,6 раза в номинальном и в 1,3 раза в реальном выражении при тенденции к сокращению их доли в ВВП начиная с 2009 года.
Среднегодовой темп прироста расходов федерального бюджета по отношению к предыдущему году в 2009 – 2011 годах составит 6,3 %, что на 0,2 процентных пункта ниже темпов прироста ВВП (6,5 %).
Структура расходов федерального бюджета на 2008 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в следующей таблице.
млрд. рублей
|
2008 год (№198-ФЗ с изм.) | в %
к итогу |
2009
год |
в %
к итогу |
2010
год |
в %
к итогу |
2011
год |
в %
к итогу |
Расходы,
всего
(без учета условно утвержденных расходов) |
7 021, 9 | 100,0 | 9 024,7 | 100,0 | 10 062,3 | 100,0 | 10 751,8 | 100,0 |
(без процентных расходов) |
690,4 | 9,8 | 1 119,5 | 12,4 | 1 002,8 | 10,0 | 895,8 | 8,3 |
Национальная оборона | 1 016,7 | 14,5 | 1 277,5 | 14,2 | 1 390,7 | 13,8 | 1 480,5 | 13,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 827,2 | 11,8 | 1 085,9 | 12,0 | 1 198,3 | 11,9 | 1 266,1 | 11,8 |
Национальная экономика | 771,3 | 11,0 | 1 039,7 | 11,5 | 1 181,2 | 11,7 | 1 384,8 | 12,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 64,0 | 0,9 | 107,7 | 1,2 | 118,3 | 1,2 | 110,3 | 1,0 |
Охрана окружающей среды | 9,9 | 0,1 | 13,8 | 0,1 | 14,7 | 0,1 | 15,1 | 0,1 |
Образование | 336,1 | 4,8 | 423,1 | 4,7 | 468,8 | 4,7 | 484,9 | 4,5 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 93,7 | 1,3 | 113,9 | 1,3 | 114,4 | 1,1 | 114,4 | 1,1 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 229,9 | 3,3 | 365, 8 | 4,1 | 379,4 | 3,8 | 382,2 | 3,6 |
Социальная политика | 275,6 | 3,9 | 297,7 | 3,3 | 338,6 | 3,4 | 307,9 | 2,9 |
Межбюджетные трансферты | 2 527,3 | 36,0 | 2 982,0 | 33,0 | 3 621, 1 | 36,0 | 4 001, 7 | 37,2 |
Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы остается достаточно стабильной. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам: 33,0 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов) - в 2009 году, 36,0 % - в 2010 году и 37,2 % - в 2011 году; на втором месте - бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной обороны, соответственно 14,2 % в 2009 году, 13,8 % в 2010 - 2011 годах, на третьем месте – бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, - соответственно 12,0 % в 2009 году, 11,9 % в 2010 году, 11,8 % в 2011 году. На исполнение расходных обязательств в области национальной экономики предусмотрены бюджетные ассигнования в 2009 году 11,5 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов), в 2010 году – 11,7 %, в 2011 году – 12,9 %.
3.2.1. В соответствии со статьями 170 и 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, определяющем основные направления и ориентиры бюджетной политики.
Основными
задачами бюджетной и налоговой
политики, сформулированными в Бюджетном
послании, являются: принятие мер по снижению
инфляции, внедрение долгосрочного бюджетного
планирования, расширение горизонта и
повышение надежности социально-экономического
прогнозирования, формирование устойчивого
механизма пенсионного обеспечения на
длительную перспективу; переход к финансовому
обеспечению государственных услуг на
основе государственного задания и принципов
нормативно-подушевого финансирования;
завершение переходного периода формирования
новой системы местного самоуправления;
практический переход на современные
принципы осуществления государственных
инвестиций и реализации долгосрочных
программ за счет бюджетных средств; дальнейшее
развитие практики бюджетирования, ориентированного
на результат; повышение эффективности
управления бюджетными средствами, качества
управления государственной собственностью
и эффективности работы государственного
сектора; совершенствование структуры
и механизмов государственного и муниципального
финансового контроля; повышение эффективности
налоговой политики.»2