Защита населения при чрезвычайных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:11, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение нормативной базы, принципов и комплекса мер по защите населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях.
Жизнь современного человека сопряжена с огромным количеством опасностей. Научно-технический прогресс значительно увеличил возможности человечества, но принес с собой техногенную и экологическую опасность для человека и окружающей среды. Экономическое неравенство населения привело к социальной нестабильности. Непредсказуемость природных явлений, несоблюдение правил безопасности, нарастающая социальная напряженность – все эти факторы могут являться причинами чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, и угрозами жизни и здоровью населения.

Оглавление

Введение 3
1. Нормативная база 3
2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций 5
3. Защита населения в чрезвычайной ситуации. 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение 3

1. Нормативная база 3

2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций 5

3. Защита населения  в чрезвычайной ситуации. 9

Заключение 14

Список использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Жизнь современного человека сопряжена с огромным количеством  опасностей. Научно-технический прогресс значительно увеличил возможности человечества, но принес с собой техногенную и экологическую опасность для человека и окружающей среды. Экономическое неравенство населения привело к социальной нестабильности. Непредсказуемость природных явлений, несоблюдение правил безопасности,  нарастающая социальная напряженность – все эти факторы могут являться причинами чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, и угрозами жизни и здоровью населения.

Одной из приоритетных задач государства является обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан на принадлежащей ему территории. Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения, угрозы его жизни и здоровью  от поражающих факторов и воздействий источников ЧС.

Целью данной работы является рассмотрение нормативной базы, принципов и комплекса мер по защите населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях.

1. Нормативная база

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его  части, объектов производственного  и социального назначения, а также  окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном  законе «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятом Государственной Думой 11 ноября 1994 года. В данном законе обозначены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

  • Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
  • Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
  • Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
  • Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с данным законом граждане РФ имеют  право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

а также обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; 
    выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Федеральный закон «О гражданской  обороне», принятый Государственной  Думой 26 декабря 1997 года, определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом «О противодействии терроризму», принятым Государственной думой 26 февраля 2006 года.

2. Предупреждение чрезвычайных  ситуаций

Предупреждение  чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно  и направленных на максимально возможное  уменьшение риска возникновения  чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде  и материальных потерь в случае их возникновения. Этот комплекс мероприятий проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС (ГОСТ Р22.0.02-94).

Организация работ  по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой  программы «Снижение рисков и  смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года»

Контроль и наблюдение за окружающей природной средой  и потенциально опасными объектами осуществляется с целью проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС, готовности органов управления, должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС, выполнения соответствующими инстанциями установленных требований норм проектирования инженерно-технических мероприятий (ИТМГО). Эти меры осуществляют надзорные органы, деятельность которых координирует МЧС России.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера и проводится по следующим направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; 
  • рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; 
  • предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала; 
  • предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; 
  • разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на сокращение числа источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
  • подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • декларирование промышленной безопасности; 
  • лицензирование деятельности опасных производственных объектов; 
  • страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; 
  • проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; 
  • государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; 
  • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; 
  • подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций.

 

Прогнозирование возникновения источника  ЧС заключается в определении  вероятности возникновения аварии по причине отказа какой-либо из подсистем, обеспечивающих функционирование объекта  в целом. Зная вероятность возникновения аварий, анализируя их причины, принимаются меры по предупреждению, т. е. проводится профилактика возникновения источников ЧС – заблаговременное проведение мероприятий по недопущению и/или устранению причин и предпосылок возникновения источников ЧС, а также ограничению ущерба от них. При предупреждении ЧС природного характера важную роль играет прогнозирование стихийных бедствий и заблаговременное осуществление мероприятий по снижению возможного ущерба. В отличие от техногенных, некоторые природные ЧС, например землетрясения, невозможно предотвратить, и главное мероприятие в связи с подобными стихийными бедствиями – своевременное оповещение населения.

Территория  и объекты экономики  должны быть подготовлены к ЧС. Подготовка территории к функционированию в ЧС - комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых на территории субъектов Российской Федерации с целью обеспечения безопасности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях. Основными мероприятиями в подготовке территории к ЧС являются:

  • Создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
  • Накопление и создание запасов средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • Планирование защиты территории и населения в ЧС;
  • Создание резервов финансовых и материально-технических средств для предупреждения и ликвидации ЧС.

 Подготовка объекта экономики к работе в ЧС представляет собой комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, осуществляемых на объекте экономики с целью обеспечения его работы с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения аварий или катастроф, противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайных ситуаций, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи населения, а также оперативного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций. Основные мероприятия данного комплекса:

  • Создание на объекте надёжной системы защиты персонала и проживающего вблизи населения;
  • Исследование устойчивости функционирования объекта в ЧС;
  • Создание надёжной системы снабжения объекта всем необходимым для функционирования в ЧС;
  • Подготовка объекта к восстановлению в случае повреждения;
  • Создание резервов финансовых и материально-технических средств для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • Создание и подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Отдельным пунктом следует  выделить предотвращение ЧС, причиной которых является терроризм. Правовым отражением принципов противодействия терроризму является Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года, который провозглашает следующие принципы противодействия терроризму:

Противодействие терроризму в  Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных  прав и свобод человека и  гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных  интересов лиц, подвергающихся  террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за  осуществление террористической  деятельности;

5) системность и комплексное использование  политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия  терроризму;

6) сотрудничество государства с  общественными и религиозными  объединениями, международными и  иными организациями, гражданами  в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения  терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми  силами и средствами при проведении  контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных  методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о  специальных средствах, технических  приемах, тактике осуществления  мероприятий по борьбе с терроризмом,  а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок  террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация  последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия  терроризму степени террористической  опасности.

Следует развить общегосударственную  систему мер профилактики терроризма — превентивную систему, охватывающую структуры исполнительной власти и  правоохранительные органы, общественные организации и конфессиональные институты.

Превентивная система  должна включать:

  • доктрину безопасности, одновременно являющуюся определенной идеологией или системой целей, способной объединить общество;
  • систему законов, позволяющих защитить интересы общества на ранних стадиях подготовки наиболее опасных преступлений;
  • общественную систему безопасности, включающую совокупность государственных органов, общественных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять террористической угрозе, иным криминальным вызовам.

Информация о работе Защита населения при чрезвычайных ситуациях