Управление ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации при лесном пожаре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка тактических действий руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации при лесном пожаре в Дюртюлинском районе РБ.

Оглавление

РЕФЕРАТ…………………………………………………………………………5
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…6
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ………………………...…………………………..8
1.1 Основные понятия, термины и определения……………….…………….…9
1.2 Анализ причин возникновения лесных пожаров. Крупнейшие лесные пожары…………………………………………………………………................11
1.3 Лесные пожары, как разновидность ландшафтных пожаров. Виды лесных пожаров и их распространение…………..……………………………………..12
1.4 Основные поражающие факторы пожаров и защитные мероприятия при крупномасштабных лесных пожарах…………………………………...………16
1.5 Развитие лесных пожаров………………………………………………..….17
2 ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЗОНЕ ЛЕСНОГО ПОЖАРА………………….20
2.1 Общие положения по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зоне...…………………………………………..20
2.2 Основы тактики тушения лесных пожаров…………………….…………. 22
2.2.1 Тушение низовых пожаров……………………….……………………… 22
2.3 Использование магистральных трубопроводов для тушения лесных пожаров……………………………………………………………..….. ………..26
2.4 Дотушивание пожара………………………………………………………. 30
2.5 Окарауливание пожара………………………………………………………30
2.6 Основные превентивные мероприятия, осуществляемые при крупномасштабных ландшафтных (лесных, степных) пожарах………….…..31
3 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ГИПОТЕТИЧЕСКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ……………………..34
3.1 Краткое описание рассматриваемой чрезвычайной ситуации – лесного пожара…………………………………………………………………………….34
3.2 Перечень мероприятий, необходимых для ликвидации ЧС………………35
3.2.1 Прогноз и оценка пожарной обстановки в лесу…………………………35
3.2.2 Прогнозирование последствий лесного пожа….………………………...38
3.3 Определение сил и средств РСЧС, привлекаемых для работ в зоне ЧС…41
3.4 Расчет сил и средств, необходимых и задействованных для локализации и ликвидации лесного пожара…………………………………………………….41
3.4.1 Расчет продолжительности по локализации лесного пожара…………. 46
3.5 Планирование мероприятий тушения лесного пожара….………………. 47
3.5.1 Прокладка заградительных и минерализованных полос………………..49
4 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДАЦИЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - ЛЕСНОГО ПОЖАРА В ДЮРТЮЛИНСКОМ РАЙОНЕ РБ...51
4.1 Общее руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации……………....51




4.2 Руководство работами по тушению лесного пожара на территории лесхоза «Венеция»……………………………………………………………….53
4.3 Решение председателя комиссии по чрезвычайным стуациям и обеспечению пожарной безопасности на проведение работ по локализации и ликвидации лесного пожара…………………………………………………….53
4.4 Организация связи…………………………………………………………...55
5 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ………………...…57
5.1 Общие требования безопасности………..………………………………….57
5.2 Меры безопасности при разведке пожара……………..…………………...58
5.3 Меры безопасности при спасании людей………………………………….59
5.4 Меры безопасности при применении для тушения инженерной техники.59
5.5 Меры безопасности при боевом развертывании…………………………..60
5.6 Меры безопасности при тушении пожара…………………….…………... 61
ВЫВОДЫ…….…………………………………………………………………. 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….... 65
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Справочные данные……………..……………………… 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Оснащение пожарно-химических станции I и II типа ...71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Величина расхода стволов ………………..……………. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Е – Общая схема аварийно-спасательных и других неотложных работ при тушении пожара……………………………………….78
ПРИЛОЖЕНИЕ И – Решение председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при возникновении лесного пожара в Дюртюлинском районе Республики Башкортостан…………………………………………………………………….81

Файлы: 15 файлов

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.doc

— 196.50 Кб (Открыть, Скачать)

2 ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО.doc

— 363.50 Кб (Открыть, Скачать)

3 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГИПОТЕТИЧЕСКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИ1.doc

— 665.00 Кб (Открыть, Скачать)

4 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДАЦИЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

      4 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ  ЛИКВИДАЦИЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ  СИТУАЦИИ – ЛЕСНОГО  ПОЖАРА В ДЮРТЮЛИНСКОМ РАЙОНЕ РБ 

      Управление  при ликвидации чрезвычайных ситуаций заключается в руководстве силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах чрезвычайных ситуаций выполняются в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств.  

      4.1 Общее руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации 

      Общее руководство тушением лесных пожаров  на территории лесхоза и ответственность  за полноту и своевременность  принимаемых мер к их ликвидации возложены на директора лесхоза. Координация всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами в данном административном районе, когда на тушение его привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, организаций и учреждений, осуществляется администрацией через лесхоз или создаваемой при администрации районной комиссией, а в республиках, краях, областях и автономных образованиях - соответственно республиканской, краевой или областной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (далее КЧС БП). При данном лесном пожаре общее руководство ликвидацией ЧС будет осуществлять КЧС ПБ Дюртюлинского района. Схема  управления   на  пожаре представлена на рисунке 4.1 [4].

 
 
 

        
 
 
 
 
 

      Рисунок  4.1 - Схема  управления   на  пожаре 

      

      

      Непосредственное  руководство работами по тушению  каждого лесного пожара в районах  наземной охраны осуществляет начальник  лесопожарной службы (или бригадир, если прибыла лишь одна бригада из состава лесопожарной службы). До прибытия этих сил руководство тушением осуществляется работником лесной охраны (лесником, участковым техником).

      Прибывшее на пожар вышестоящее должностное  лицо лесной охраны (лесничий, инженер  по охране и защите леса и др.) при  необходимости (в случае усложнившейся обстановки) принимает руководство тушением пожара на себя.

      Директор  лесхоза (а при отсутствии директора  лицо, его замещающее) по получении сообщения о возникшем лесном пожаре немедленно устанавливает связь с находящимся на месте работником, руководящим тушением, выявляет достаточность принятых мер и, если пожар продолжает развиваться или принятые меры для его тушения недостаточны, организует отправку на пожар дополнительных сил и средств и при необходимости командирует для непосредственного руководства тушением пожара наиболее опытного инженерно-технического работника лесхоза.

      Руководитель  тушения пожара назначает помощников для разведки пожара, руководства отдельными отрядами (или группами), осуществляющими работы на отдельных участках.

      Прибывшие на пожар команды или отдельные бригады пожарно-химических станций, или пожарного резерва лесхоза по возможности сохраняют свою организационную структуру. Рабочие, привлеченные из населенных пунктов, предприятий, организаций и учреждений, также сохраняют свое деление на отряды, команды и бригады, причем - по указанию руководителя тушения пожара эти подразделения могут укрупняться или разделяться на более мелкие.

      Каждому отдельному отряду, команде, бригаде  рабочих, привлеченных из населенных пунктов или отряду, команде, группе невоенизированных формирований гражданской обороны, либо воинскому подразделению, по прибытии их на место пожара, руководитель тушения ставит определенную задачу по локализации и тушению пожара и отводит часть кромки пожара. Начальники (командиры) всех названных выше подразделений поддерживают постоянную связь с руководителем тушения и выполняют его указания [16]. 
 
 
 
 
 
 

      4.2 Руководство работами по тушению лесного пожара на территории лесхоза «Венеция»

 

      Руководитель  лесхоза, получает сообщение о пожаре, немедленно принимает меры к его тушению силами пожарных формирований лесхоза. Так как быстро потушить возникший пожар силами одной пожарно-химической станции невозможно, лесничий немедленно сообщает об этом руководителям лесхоза для направления на тушение дополнительных сил и средств. Имеющихся мобильных сил для быстрого тушения возникших пожаров недостаточно, руководитель лесхоза немедленно привлекает на тушение пожаров резервные команды, необходимую технику и средства транспорта с производства. Оперативный план резервных пунктов сил и средств смотреть в приложении З.

      При направлении для тушения пожаров  необходимых сил и средств  руководитель лесхоза учитывает  возможную силу и скорость распространения  пожара.

      Руководитель  лесхоза или лесничий составляет прогноз поведения пожара с учетом возможного изменения обстановки и погоды. Причем расчет необходимых сил и средств пожаротушения производит применительно к возможной наиболее тяжелой ситуации в сложившихся условиях и с учетом поправочных коэффициентов на ведущие факторы, определяющие скорость распространения кромки пожара и трудность его тушения.

      

      Привлеченные  пожарная техника и средства транспорта, с обслуживающим их персоналом, прикрепляются соответствующим отрядам, командам или бригадам.

      К каждому отдельному отряду, команде и бригаде на пункте сбора прикреплен назначенный лесхозом работник для сопровождения к месту пожара и помощи в руководстве работами по тушению пожара.

      Решение о частичном тушении или прекращении  тушения принимается на основе тщательного анализа пожарной обстановки по каждому конкретному пожару [1].

      4.3 Решение председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности на проведение работ по локализации и ликвидации лесного пожара Дюртюлинского района РБ

 

      В 13 ч. 00 мин.  24 июля на лесной территории с хвойными насаждениями (сосна, средний  диаметр древостоя – 30 см.) возник очаг устойчивого низового лесного пожара.

     Пожар возник в результате несоблюдения правил пожарной безопасности. Свободное распространения  огня составляет 3 часа. К времени  обнаружения пожара 15 ч. 30 мин. площадь  пожара составила 9,9 га. Возникает непосредственная угроза охвата огнем всей площади лесного массива и деревни Венеция, с численностью населения 720 человек, а также 

сильное задымление населенных пунктов, удаленных  от лесных массивов.  

      РЕШИЛ:

      1.Локализацию и ликвидацию очагов пожара осуществить силами лесопожарной службы Дюртюлинского лесхоза. Основные усилия сосредоточить на спасении людей, выводе людей из зоны пожара.

     К ликвидации очагов пожара приступить немедленно. Силами пожарных команд и  резервных пожарных команд ликвидировать  очаги пожара на закрепленных за ними боевых участках.

      Личному составу пожарных команд и групп механизации использовать дополнительные средства защиты (противогазы ГП-5 с гопкалитовым патроном).

      2.Руководителю тушения пожара, закрепить за личным составом боевые участки и установить график ведения работ – 1 смена, т. к. время локализации составляет около 4 ч. 38 мин.

      

     Подготовить резерв сил и средств на случай прорыва  огня через заградительные полосы и боевые участки.

      3.Начальнику группы механизации к 17.00, 24.07.2006 г. локализовать пожар, путем прокладки заградительных и минерализованных полос.

      4.Начальнику  пожарно-технической станции к 17.20, 24.07.2006 г. организовать техническое обслуживание, и ремонт техники, в случае необходимости.

      5. Начальнику тыла обеспечить участников  тушения пожара, средствами индивидуальной защиты, питанием и предметами первой необходимости. К 17.30 ч., 24.07.2006 г.  оборудовать места для приема пищи и места для отдыха. Организовать доставку необходимого количества горюче-смазочных материалов.

      6. Начальнику медицинской службы к 16.30 ч., 24.07.2006 г. развернуть пункт оказания первой медицинской помощи, эвакуацию пострадавших осуществлять по мере необходимости с использованием машин скорой помощи городской сети.

      7. Заместителю председателя КЧС ПБ, к 15.45 ч., 24.07.2006 г. организовать в порядке взаимодействия с администрацией Дюртюлинского района оцепление зоны пожара силами МВД и осуществить эвакуацию населения.

      8. Начальнику отдела связи: к  15.45 ч., 24.07.2006 г. обеспечить устойчивую радиопроводную связь с местом ЧС, пунктами сбора пораженных, участками тушения пожара.

      9. О ходе выполнения поставленных задач докладывать руководителю тушения пожара каждый час с момента возникновения лесного пожара, при необходимости немедленно.

      Решение председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности на проведение работ по локализации и ликвидации лесного пожара представлено в приложение И.

      4.4 Организация связи

 

      При тушении пожара требуется четкое управление подразделениями, своевременная информация центрального пункта пожарной связи или пожарных частей об обстановке, организация взаимодействия подразделений. Основные задачи службы связи:

      - организация и поддержание связи  между оперативным штабом тушения пожара, боевыми участками и тылом, между участками тушения пожара, и другими службами;

      - передача приказаний и распоряжений  руководителя тушения пожара  исполнителям, получении докладов об исполнении приказаний и иной информации в ходе ликвидации пожара.

      Связь с пожарными командами или  бригадами, работающими на тушении пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование (при наличии у них средств радиосвязи), поддерживается в течение всего периода работ по тушению пожаров или по патрулированию

      

лесов. На рисунке 4.2 представлена схема связи на пожаре.

      Основными техническими средствами связи являются телефонная проводная связь и радиосвязь.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

      1 - руководитель ликвидации ЧС; 2 - комиссия по КЧС ПБ; 3 - руководитель тушения пожара; 4 - оперативный штаб тушения пожара; 5 - начальник тыла; 6 - группа тыла; 7 - начальник боевого участка; 8 - автомобиль связи; 9 - центральный пункт пожарной части; 10 - инженерная техника; 11 - посты милиции.

      Рисунок 4.2 - Общая схема связи на пожаре

    

    

     Связь с пожарными  командами или бригадами, работающими на тушении пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование (при наличии у них средств радиосвязи), поддерживается в течение всего периода работ по тушению пожаров или по патрулированию лесов. Основными техническими средствами связи являются телефонная проводная связь и радиосвязь представленными на рисунке 4.3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РТП — руководитель тушения пожара; НШ — начальник штаба; ЗНШ —  заместитель начальника штаба;  НT — начальник тыла; КС — командир отделения связи;   АСО — автомобиль   связи   и   освещения;   ЦППС — центральный   пункт пожарной связи; НБУ — начальник боевого участка; НТ – начальник тыла; ГТ – группа тыла; ИТ – инженерная техника; ДПС – пост дорожно-патрульной службы.

5 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВЫВОДЫ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

РЕФЕРАТ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ А - таблицы.doc

— 160.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ В - Оснащение ПХС I и II типа.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Величина расхода стволов.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ Е - Общая схема АСДНР при тушении пожара.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЕ И - Решение председателя КЧС и ОПБ.doc

— 1.16 Мб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Управление ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации при лесном пожаре