Сотрудничество с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:09, аттестационная работа

Краткое описание

Семья и дошкольное учреждение играют важную роль в развитии и становлении личности ребенка. В связи с тем, что большинство родителей работает. Значительную часть времени ребенок проводит в дошкольном учреждении. Многие ученые доказали, что именно в дошкольные годы закладывается фундамент психофизического здоровья, формируются основы личности ребенка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое. Умственное, эмоциональное и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. Поэтому очень важно, чтобы в этот ответственный период родители и педагоги тесно взаимодействовали в его интересах, строили свои отношения на доверии. Открытости, взаимоуважении.

Файлы: 1 файл

обобщение опыта.doc

— 1.08 Мб (Скачать)
 
 
 
 

     Опыт  описывает систему работы по актуальной проблеме налаживания партнерских взаимоотношений педагогов с семьями воспитанников в условиях дошкольного учреждения. В данной работе раскрываются аспекты эффективного взаимодействия с семьей, наиболее результативные формы работы, механизмы привлечения родителей  к  участию в образовательном процессе.

Наиболее  практически значимыми являются следующие материалы: конспекты нетрадиционных форм работы с семьей, консультации. анкета.

     Знакомство  с материалами работы будет полезно воспитателям дошкольных учреждений, педагогам-психологам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     

     

     Приоритетным  направлением  в работе является активное взаимодействие с семьями  воспитанников по вопросам воспитания и образования детей дошкольного  возраста. Ирина Анатольевна активно использует нетрадиционные формы работы с семьей.

     В своей работе  с семьями Ирина  Анатольевна ставит следующие задачи: объединение усилий педагогического  коллектива детского сада  и семьи  в решении задач, связанных с  разносторонним гармоническим развитием детей; установление взаимопонимания и доверия с семьями воспитанников, сотрудничества и сотворчества с ними в интересах ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ.

     Семья и дошкольное учреждение играют важную роль в развитии и становлении  личности ребенка. В связи с тем, что большинство родителей работает. Значительную часть времени ребенок проводит в дошкольном учреждении. Многие ученые доказали, что именно в дошкольные годы закладывается фундамент психофизического здоровья, формируются основы личности ребенка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое. Умственное, эмоциональное и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. Поэтому очень важно, чтобы в этот ответственный период родители и педагоги тесно взаимодействовали в его интересах, строили свои отношения на доверии. Открытости, взаимоуважении.

     Взаимодействие  существующих институтов воспитания является одним из ведущих направлений  реализации положений правовых и  образовательных документов Республики Беларусь.

     Результаты  исследований по проблеме взаимодействия детей. Родителей и педагогов (В.Т. Кабуш, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.В. Чечет и др.) позволяют предполагать, что существует различие в представлениях педагогов и родителей об их функциях в воспитании детей. Для родителей наиболее значимыми являются воспитание и развитие ребенка, становление его как социального индивида; эмоциональная функция. Состоящая в удовлетворении потребностей ребенка в симпатии, эмоциональной поддержке, заботе о нем; подготовка к школе. Функцию сотрудничества родители считают значимой для педагогов, отводя минимальную роль себе в этом процессе. По данным исследований В.В. Чечета отмечается снижение качества и содержания семейного воспитания, «проявление отчужденности родителей от детей, … неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни. Низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и соответственно слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей.

     Следует отметить, результаты анкетирования семей. Посещающих мою группу показывают, что каждая семья заинтересована в том, чтобы их ребенок был здоровым, успешно развивался, умел общаться и комфортно чувствовал себя в детском саду и дома. Но для этого всего семье и педагогам следует сделать шаг навстречу, чтобы объединить усилия, направленные на обеспечение благоприятных условий для полноценного разностороннего развития и становления каждого ребенка. Соблюдения и уважения его прав и интересов.

     Целью моей работы является не только педагогическое и правовое просвещение родителей, но и прежде всего, влияние на формирование их самосознания, осознание значимости семьи, семейных ценностей, культурного досуга для них самих и детей, обучение родителей практическим навыкам взаимодействия с детьми, взаимодействие с социумом в решении проблем ребенка и его семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приобщение  родителей к участию  в образовательном  процессе

     Сотрудничество  с семьями воспитанников –  необходимое условие воспитания счастливых и здоровых детей. Только вместе можно достичь желаемого для наших детей, помочь им раскрыть и реализовать свои возможности, создать благоприятные условия для полноценного развития и саморазвития каждого ребенка. В Концепции дошкольного образования отмечается, что одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования  является «усовершенствование работы с семьей: включение родителей в воспитательно-образовательный процесс в качестве наблюдателей, добровольных помощников, сотрудников; организация разных форм содействия семье в формировании личности ребенка; внедрение модели открытого детского сада. Как наиболее перспективной в обеспечении и развитии взаимодействия педагогического коллектива и семьи».

     Основными направлениями в  моей работе по взаимодействию с семьей являются:

     - объединение усилий семьи и  детского сада в решении задач,  связанных с разносторонним гармоническим  развитием детей; сохранением  и укреплением их физического  и психологического здоровья;

     - создание атмосферы сотрудничества, установление партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;

     - обеспечение преемственности воспитания  в семье и дошкольном образовательном  учреждении;

     - оказание помощи в овладении  родителями психологической и педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребенку;

     - повышение эффективности воспитательных  воздействий родителей на детей;  укрепление веры в своего ребенка  и себя как компетентного родителя.

     Наиболее  эффективной работа в данных направлениях будет тогда, когда между детским садом и семьей будет установлен такой тип связи как сотрудничество и сотворчество, в основе которого – вера в ребенка, его возможности, взаимоуважение, доброжелательность. Сотрудничество предполагает партнерские, равноправные отношения в системе «педагог-родители». Это возможно при использовании в работе с семьями воспитанников нетрадиционных форм работы. Именно нетрадиционные формы работы с семьями позволяют эффективно сотрудничать с семьями. Способствуют повышению педагогической и правовой культуры родителей.

     Семинар для родителей

     «Здоровый образ жизни в  условиях семейного  воспитания»

     Задачи: помочь родителям понять и определить, что такое ЗОЖ, его компоненты; понять важность проблемы ЗОЖ для себя и собственного ребенка; осознать как семья и семейная культура влияют на формирование здорового образа жизни; способствовать  использованию в семейном воспитании навыков здорового образа жизни.

Используемые  методы: метод активного взаимодействия, метод «жужжащие группы», беседа, упражнения, анкетирование.

Предварительная работа:

- подбор и  анализ литературы по теме  семинара;

- мини-консультация  «Здоровый образ жизни для  взрослых и детей».

ХОД СЕМИНАРА:

  • Вступительная беседа: сообщение целей встречи
  • Актуализация проблемы. Сообщение информации о том. Что здоровье человека более чем наполовину зависит от образа жизни, который он ведет.
  • Диалог «система здорового образа жизни в условиях семьи»;
  • Работа в малых группах: «Какие основные компоненты входят в понятие «здоровый образ жизни»(нарисовать компоненты, защитить свой плакат). Можно использовать стихотворение, песню, рассказ.  В конце данной части семинара проводится обобщение выступлений.
  • Работа в малых подгруппах. Создание коллективного образа. Представление на листе ватмана в виде текста перечня заданий.

    1 подгруппа: «Питание»

    - Что обычно  едят ваши дети; что едят в  выходные и праздничные дни? (составить  перечень блюд)

    - Какие интересные  традиции. Связанные с приемом  пищи есть в вашей семье?

    - Какова роль  детей в подготовке к таким праздникам?

    - Предложить 2 – 3 рецепта полезных блюд.

    2 подгруппа «Забота  о своем здоровье»  (физкультура, закаливание)

    - Как вы  заботитесь о своем здоровье  и здоровье детей, когда здоровы?

    - Что предпринимаете. Когда больны дети или сами?

    - Что посоветовали  бы иметь или делать в семье,  чтобы закаливать своего ребенка?

    3 подгруппа: «Любимое  семейное занятие» (отдых,  досуг)

    - Чем больше  всего любит заниматься ваш  ребенок дома?

    -Ваше любимое  семейное занятие. 

  • Решение педагогических ситуаций. Для групп в конвертах подготовлены карточки с описанием педагогических ситуаций. Команды обсуждают вариант ответа, демонстрируют его по ролям.

    Ситуация 1.

    Машеньке 3 года. Сидит за столом, обедает, капризничает. Отказывается есть. Все взрослые забавляют ребенка, стараясь втолкнуть ему очередную ложку еды в рот.

          Разыграйте  ситуацию по ролям. Обоснуйте свой ответ, следует ли кормить насильно ребенка? Какие приемы можно использовать в семье, чтобы ребенок ел с  аппетитом?

    Ситуация 2.

    Ваши сыновья (трех и шести лет) играют. И вот вы замечаете, что они держат во рту палочки, имитируя курение, «чокаются» кубиками 9выпивают). Мама в ужасе. «Вот, полюбуйся…» - говорит она мужу. Разыграйте ситуацию, в чем будут заключаться ваши дальнейшие действия? Проанализируйте ситуацию, чем вызваны подобные игры сыновей? Чтобы вы порекомендовали родителям мальчиков? 

  • Рефлексия.
  • Подведение итогов семинара.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА:

     Закон Республики Беларусь «Об образовании».

     Концепция дошкольного образования Республики Беларусь.

     Программа «Пралеска».

     Лобынько  Л.В. Дошкольное учреждение и проблемная семья. Мн., 2007.

     Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Мозырь, 2003.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сотрудничество с семьей