Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:09, аттестационная работа
Семья и дошкольное учреждение играют важную роль в развитии и становлении личности ребенка. В связи с тем, что большинство родителей работает. Значительную часть времени ребенок проводит в дошкольном учреждении. Многие ученые доказали, что именно в дошкольные годы закладывается фундамент психофизического здоровья, формируются основы личности ребенка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое. Умственное, эмоциональное и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. Поэтому очень важно, чтобы в этот ответственный период родители и педагоги тесно взаимодействовали в его интересах, строили свои отношения на доверии. Открытости, взаимоуважении.
Опыт описывает систему работы по актуальной проблеме налаживания партнерских взаимоотношений педагогов с семьями воспитанников в условиях дошкольного учреждения. В данной работе раскрываются аспекты эффективного взаимодействия с семьей, наиболее результативные формы работы, механизмы привлечения родителей к участию в образовательном процессе.
Наиболее практически значимыми являются следующие материалы: конспекты нетрадиционных форм работы с семьей, консультации. анкета.
Знакомство
с материалами работы будет полезно
воспитателям дошкольных учреждений,
педагогам-психологам.
Приоритетным
направлением в работе является
активное взаимодействие с семьями
воспитанников по вопросам воспитания
и образования детей
В
своей работе с семьями Ирина
Анатольевна ставит следующие задачи:
объединение усилий педагогического
коллектива детского сада и семьи
в решении задач, связанных с
разносторонним гармоническим развитием
детей; установление взаимопонимания
и доверия с семьями воспитанников, сотрудничества
и сотворчества с ними в интересах ребенка.
ВВЕДЕНИЕ.
Семья и дошкольное учреждение играют важную роль в развитии и становлении личности ребенка. В связи с тем, что большинство родителей работает. Значительную часть времени ребенок проводит в дошкольном учреждении. Многие ученые доказали, что именно в дошкольные годы закладывается фундамент психофизического здоровья, формируются основы личности ребенка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое. Умственное, эмоциональное и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. Поэтому очень важно, чтобы в этот ответственный период родители и педагоги тесно взаимодействовали в его интересах, строили свои отношения на доверии. Открытости, взаимоуважении.
Взаимодействие существующих институтов воспитания является одним из ведущих направлений реализации положений правовых и образовательных документов Республики Беларусь.
Результаты исследований по проблеме взаимодействия детей. Родителей и педагогов (В.Т. Кабуш, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.В. Чечет и др.) позволяют предполагать, что существует различие в представлениях педагогов и родителей об их функциях в воспитании детей. Для родителей наиболее значимыми являются воспитание и развитие ребенка, становление его как социального индивида; эмоциональная функция. Состоящая в удовлетворении потребностей ребенка в симпатии, эмоциональной поддержке, заботе о нем; подготовка к школе. Функцию сотрудничества родители считают значимой для педагогов, отводя минимальную роль себе в этом процессе. По данным исследований В.В. Чечета отмечается снижение качества и содержания семейного воспитания, «проявление отчужденности родителей от детей, … неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни. Низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и соответственно слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей.
Следует отметить, результаты анкетирования семей. Посещающих мою группу показывают, что каждая семья заинтересована в том, чтобы их ребенок был здоровым, успешно развивался, умел общаться и комфортно чувствовал себя в детском саду и дома. Но для этого всего семье и педагогам следует сделать шаг навстречу, чтобы объединить усилия, направленные на обеспечение благоприятных условий для полноценного разностороннего развития и становления каждого ребенка. Соблюдения и уважения его прав и интересов.
Целью
моей работы является не только педагогическое
и правовое просвещение родителей, но
и прежде всего, влияние на формирование
их самосознания, осознание значимости
семьи, семейных ценностей, культурного
досуга для них самих и детей, обучение
родителей практическим навыкам взаимодействия
с детьми, взаимодействие с социумом в
решении проблем ребенка и его семьи.
Приобщение родителей к участию в образовательном процессе
Сотрудничество с семьями воспитанников – необходимое условие воспитания счастливых и здоровых детей. Только вместе можно достичь желаемого для наших детей, помочь им раскрыть и реализовать свои возможности, создать благоприятные условия для полноценного развития и саморазвития каждого ребенка. В Концепции дошкольного образования отмечается, что одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования является «усовершенствование работы с семьей: включение родителей в воспитательно-образовательный процесс в качестве наблюдателей, добровольных помощников, сотрудников; организация разных форм содействия семье в формировании личности ребенка; внедрение модели открытого детского сада. Как наиболее перспективной в обеспечении и развитии взаимодействия педагогического коллектива и семьи».
Основными направлениями в моей работе по взаимодействию с семьей являются:
-
объединение усилий семьи и
детского сада в решении задач,
- создание атмосферы сотрудничества, установление партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
-
обеспечение преемственности
- оказание помощи в овладении родителями психологической и педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребенку;
-
повышение эффективности
Наиболее эффективной работа в данных направлениях будет тогда, когда между детским садом и семьей будет установлен такой тип связи как сотрудничество и сотворчество, в основе которого – вера в ребенка, его возможности, взаимоуважение, доброжелательность. Сотрудничество предполагает партнерские, равноправные отношения в системе «педагог-родители». Это возможно при использовании в работе с семьями воспитанников нетрадиционных форм работы. Именно нетрадиционные формы работы с семьями позволяют эффективно сотрудничать с семьями. Способствуют повышению педагогической и правовой культуры родителей.
Семинар для родителей
«Здоровый образ жизни в условиях семейного воспитания»
Задачи: помочь родителям понять и определить, что такое ЗОЖ, его компоненты; понять важность проблемы ЗОЖ для себя и собственного ребенка; осознать как семья и семейная культура влияют на формирование здорового образа жизни; способствовать использованию в семейном воспитании навыков здорового образа жизни.
Используемые методы: метод активного взаимодействия, метод «жужжащие группы», беседа, упражнения, анкетирование.
Предварительная работа:
- подбор и анализ литературы по теме семинара;
- мини-консультация «Здоровый образ жизни для взрослых и детей».
ХОД СЕМИНАРА:
1 подгруппа: «Питание»
- Что обычно едят ваши дети; что едят в выходные и праздничные дни? (составить перечень блюд)
- Какие интересные традиции. Связанные с приемом пищи есть в вашей семье?
- Какова роль детей в подготовке к таким праздникам?
- Предложить 2 – 3 рецепта полезных блюд.
2 подгруппа «Забота о своем здоровье» (физкультура, закаливание)
- Как вы
заботитесь о своем здоровье
и здоровье детей, когда
- Что предпринимаете. Когда больны дети или сами?
- Что посоветовали
бы иметь или делать в семье,
чтобы закаливать своего
3 подгруппа: «Любимое семейное занятие» (отдых, досуг)
- Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок дома?
-Ваше любимое
семейное занятие.
Ситуация 1.
Машеньке 3 года. Сидит за столом, обедает, капризничает. Отказывается есть. Все взрослые забавляют ребенка, стараясь втолкнуть ему очередную ложку еды в рот.
Разыграйте ситуацию по ролям. Обоснуйте свой ответ, следует ли кормить насильно ребенка? Какие приемы можно использовать в семье, чтобы ребенок ел с аппетитом?
Ситуация 2.
Ваши сыновья
(трех и шести лет) играют. И вот вы замечаете,
что они держат во рту палочки, имитируя
курение, «чокаются» кубиками 9выпивают).
Мама в ужасе. «Вот, полюбуйся…» - говорит
она мужу. Разыграйте ситуацию, в чем будут
заключаться ваши дальнейшие действия?
Проанализируйте ситуацию, чем вызваны
подобные игры сыновей? Чтобы вы порекомендовали
родителям мальчиков?
ЛИТЕРАТУРА:
Закон Республики Беларусь «Об образовании».
Концепция
дошкольного образования
Программа «Пралеска».
Лобынько Л.В. Дошкольное учреждение и проблемная семья. Мн., 2007.
Чечет
В.В. Педагогика семейного воспитания.
Мозырь, 2003.