Состояние здоровья современного подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:11, реферат

Краткое описание

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.

Оглавление

Содержание 2
Введение 3
Факторы влияющие на состояние здоровья подростка 4
Здоровье подрастающего поколения 5
Подростковая наркомания и алкоголизм. 6
Исследование старшего подросткового возраста-адресата профилактики наркомании и алкоголизма. 6
О проблеме 6
Старший подростковый возраст психология личности 7
Факторы риска алкоголизации и наркотизации подростков. 10
Профилактика 10
Проблемы профилактики 12
Психологическое состояние человека подверженный влиянию наркотического средства 15
Классификация стадий и форм подросткового алкоголизма и наркомании 17
Психические заболевания которым подвержено подрастающее поколение 18
Самые распространенные психические заболевания 18
Профилактика и лечение психических заболеваний 21
Проблема низкой физической активности молодежи 22
Причины и статистика физической активности подростков 22
Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации 23
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

валеология готово.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

   Одним из важнейших признаков является непрерывность и преемственность  физического воспитания различных  возрастных групп учащейся молодежи на всех ступенях образования.Непрерывность  и преемственность физического  воспитания учащейся молодежи в системе образования обеспечиваются:

    • единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования;
    • совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре;
    • систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени;
    • сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели;
    • системой гигиенического обучения и воспитания учащейся молодежи, формирования навыков здорового образа жизни;
    • обязательностью требований по контролю динамики физической подготовленности учащейся молодежи в образовательных учреждениях.

   Учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях дополняется внеучебными формами занятий физической культурой в спортивных клубах и коллективах физической культуры. В настоящее время во внеучебных занятиях участвуют более 5 млн. учащихся, что составляет 18,6% от контингента обучающихся в системе образования.

   С 1993 года Министерством образования Российской Федерации совместно с Госкомспортом  России, Минздравом России и РАО  проделана определенная работа по формированию нормативно-правового, кадрового и  учебно-методического обеспечения  процесса физического воспитания в системе образования:

    • в Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27.04.1993 г. и в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 г. включены положения по развитию физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
    • в Национальную доктрину образования в Российской Федерации от 04.10.2000 г. включены вопросы формирования здорового образа жизни, физического развития и воспитания учащейся молодежи;
    • в региональные законы в области физической культуры в большинстве субъектов Российской Федерации включены положения о физическом воспитании учащейся молодежи;
    • в типовые положения об образовательных учреждениях включены вопросы организации процесса физического воспитания учащихся и студентов;
    • в государственные образовательные стандарты включены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по физической культуре;
    • издан приказ Минобразования России от 01.12.99 №1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования";
    • издан приказ Минздрава России от 20.08.2001 №337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры";
    • разработано и издается новое поколение учебной и учебно-методической литературы по физической культуре для учащихся, студентов и преподавателей;
    • утверждены перечни учебного спортивного оборудования по физической культуре для общеобразовательных учреждений России;
    • формируется система текущего и итогового тестирования физической подготовленности учащихся и выпускников образовательных учреждений.

   В системе  физического воспитания учащейся молодежи работают 124,2 тыс. специалистов физической культуры. Средняя обеспеченность кадрами в расчете на одного специалиста в дошкольном образовании составляет 336 детей; в общеобразовательных учреждениях – 229 учащихся; в начальном профессиональном образовании – 312 учащихся, в среднем профессиональном образовании – 226 студентов; высшем профессиональном образовании – 197 студентов.

   Подготовка  кадров по физической культуре для  системы физического воспитания учащейся молодежи осуществляется по одному направлению и семи специальностям в 216 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Минобразованию России и Госкомспорту России.

   В последние  годы открыты четыре новые специальности: 2307 "Туризм", 0317 "Педагогика дополнительного  образования" с квалификацией "Педагог  дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности" - в среднем профессиональном образовании, 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" - в высшем профессиональном образовании, 0323 "Адаптивная физическая культура" – в среднем профессиональном образовании, 022400 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" – в высшем профессиональном образовании.

   Для специальности "Адаптивная физическая культура" открыты новые должности для преподавания физического воспитания в образовательных учреждениях. Кроме этого, открыта подготовка кадров в вузах физической культуры по специальностям: 031100 "Педагогика и методика дошкольного образования", 031200 "Педагогика и методика начального образования".

   Вместе  с тем, в последние годы в системе  образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и  физической подготовленности учащейся молодежи России. По данным научных  исследований, лишь около 10% молодежи можно  считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.

   Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние  двенадцать лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось  почти на треть (с 92,7% до 67%). В то же время количество граждан, ограниченно  годных и временно не годных к военной службе, возросло почти в 5 раз (с 4,5% до 22,3% и с 2,1% до 10,3% соответственно). Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке.

   За  последние два года в 2,4 раза увеличилось  количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании.

   Стратегия обеспечения здоровья детей, подростков и молодежи путем лечения и  медикаментозной профилактики заболеваний  является пассивной, не в полной мере отвечающей современным представлениям о повышении и сохранении высокого уровня здоровья.

   Несмотря  на количественный рост кадров в области  физической культуры, спорта и туризма, органы управления образованием субъектов  Российской Федерации отмечают недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма. Не хватает также учителей физической культуры для общеобразовательных школах и, особенно, сельских и малокомплектных школ.

   Прогнозируемые  изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с  демографическими процессами, выдвигают  острую проблему долгосрочного планирования подготовки кадров по физической культуре в высших и средних специальных  учебных заведениях.

   Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к  специальной медицинской группе являются: повышение физической и  умственной работоспособности, освоение и развитие основных двигательных умений и навыков, воспитание правильной осанки и ее коррекция. [18]

 

Заключение

В народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует  помнить всегда, а не только в  те моменты, когда в организме  начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого. Прежде всего, речь идет о формировании у человека здорового образа жизни, опирающийся на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями. Здоровый образ жизни - это знание правил санитарии, гигиены жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни.

И мы должны воспитать  в наших детях культуру здорового  образа жизни. Здоровье будущих поколений  в наших руках и если мы не примем соответствующие меры по улучшению качества нации, то последствия могут быть плачевными.

Здоровы образ  жизни - это четкие знания о вредных  факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики) и сознательное негативное отношение к ним. Словом, главная  цель- добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. 
 
 
 
 
 

                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27758&p_page=4

2. Романова О.Л.  Первичная профилактика наркологических заболеваний у  детей// Вопросы наркологии. 1993. N3. С.53-59.

3. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника  и профилактика раннего алкоголизма.  М.: Изд-во МГУ, 1984.

4. Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Представления  школьников о

  наркомании  и токсикомании//Социологические  исследования. 1989. №3.  С.66-71.

5. Гурски С.  Внимание - наркомания! М.: Медицина, 1988.

6. Лешнер А.  Наркомания - заболевание мозга//Глобальные  вопросы.  1997.Т.2. №3. Июнь.

7. Курек Н.С.  Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболевания наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений//Вопросы наркологии. 1993. №1. С.66-71.

8. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология  ранней наркомании. Самара, 1997.

9.Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984.

10. Берн Э.  Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994.

11. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация  мероприятий по профилактике  наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных   педагогов. М.: Медицина. 1991.

12. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма.  М.: Медицина, 1986.

13. Пятницкая  И.Н. Наркомании. М.: Медицина, 1997.

14. Научная статья  Ф. Ямбиков "Профилактика наркомании  в подростковой среде"

15. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991.

16. http://psihicheskiezabolevanija.ru/

17. http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/39/1003905/1003905A.htm

18. http://stat.edu.ru/CD/section4/s4a1.htm

Информация о работе Состояние здоровья современного подростка