Социальные последствия информатизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:37, статья

Краткое описание

Быстрое развитие информационных технологий и использование их практически во всех сферах нашей жизни достигло такого уровня, что возникает вопрос: насколько обдуманным и необходимым является столь сильное развитие процесса информатизации и как оно влияет на человека.

Файлы: 1 файл

Меньших Г.Н.,КПТ,доклад.doc

— 157.00 Кб (Скачать)


Социальные последствия информатизации

 

Г.Н.Меньших,

ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум»

С.А. Трифонова

 

 Быстрое развитие информационных технологий и использование их  практически  во всех сферах нашей жизни достигло такого уровня, что возникает вопрос: насколько обдуманным и необходимым  является столь сильное развитие процесса информатизации и как оно влияет на человека. Противоречие  заключается в следующем: несмотря на то, что компьютер – вещь, несомненно, полезная в деятельности человека, однако в то же время он может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие информационных технологий может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.

В  условиях  формирования  информационного  общества  возникает  целый ряд трудностей в сфере воспроизводства человека как личности, как субъекта социального  процесса.  Эти  социальные  проблемы,  обусловленные  стремительным  распространением  информационных  технологий,  их  внедрением  и проникновением в повседневную жизнь людей, работу, учебу и отдых, заслуживают самого пристального и внимательного изучения.                

Несмотря на то, что компьютеры и вычислительные сети сами в большой степени поспособствовали информационному кризису, они легли в основу так называемой информатизации общества.

Информатизация общества – это процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, техническую и научную) и направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей всех видов организации и людей.

По данным Фонда общественного мнения (ФОМ) аудитория Интернет в России на конец 2010 г. составляла 57 млн человек. Всего население РФ оценивают в 142 млн человек. Т.е. теперь не менее 40% россиян выходят в Интернет хотя бы раз месяц или практически половина россиян старше 12 лет. Кстати, в отчете за первое полугодие 2010 г. ФОМ насчитывал в Интернет меньше - 46,5 млн россиян. 31,9 млн россиян выходят в Интернет ежедневно, как минимум, по одному разу. Суточная Интернет-аудитория год назад составляла в стране 29 млн человек - эта группа выросла с зимы 2009/2010 весьма существенно, более чем на 11% (рис 1)

 

Таблица Хессига  “Последствия информатизации в зеркале общественности” является хорошим примером системного подхода  к анализу социальных последствий информатизации:

 

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Культура  и общество

Свободное развитие индивида

“Автоматизация” человека

Информационное  общество

Дегуманизация жизни

Социализация  информации

Технократическое  мышление

Коммуникативное общество

Снижение культурного  уровня

Преодоление кризиса

Лавина информации

Развитие  цивилизации

Элитарное знание (поляризация)

 

Изоляция индивида

Политика

Расширение  свобод

Снижение свобод

Децентрализация

Централизация

Выравнивание иерархии власти

Государство –  ”надзиратель”

Расширенное участие в общественной жизни

Расширение  государственной бюрократии

 

Усиление власти благодаря знаниям

 

Усиление манипуляции  людьми

Хозяйство и труд

Повышение продуктивности

Все возрастающая сложность жизни

Рационализация

Обострение  промышленного кризиса

Повышение компетентности

Концентрация

Увеличение  богатства

Подверженность  кризисам

Преодоление кризиса

Стандартизация

Экономия  ресурсов

Массовая безработица

Охрана  окружающей среды

Новые требования к мобильности трудящихся

Децентрализация промышленности

Дегуманизация труда

Новая продукция

Стрессы

Улучшение качества

Деквалификация

Диверсификация  продукции

Исчезновение  многочисленных профессий

Новые профессии и квалификации

 

Международные отношения

Появляется  шанс на развитие у стран “третьего  мира”

Технологическая зависимость

Улучшение обороноспособности страны

Обострение  отношений Юга-Запада

Улучшение обороноспособности страны

Уязвимость

Национальная  независимость

Усиление взаимозависимости


 

Как мы видим, процесс информатизации носит разный характер, с одной стороны – положительный, с другой – отрицательный. Особенно широко вовлечена в процесс информатизации молодежь. Социологический опрос и анализ статистических данных позволяют сделать следующий вывод.

В Катайском педагогическом техникуме 98% студентов имеют компьютер, из них 86% студентов - выход в Интернет.

Приблизительно  каждый студент проводит в среднем около 4-5 часов за компьютером. При этом в образовательных целях студент обращается к Интернету в среднем в день на 1,2 часа. Таким образом, можно сделать вывод, что большую часть времени студент проводит в социальных сетях. По данным опроса зарегистрировано в социальных сетях (из числа имеющих выход в Интернет):  «Мой мир» - 79%, «Одноклассники» - 100%, «Вконтакте» - 100%.

Социальные сети открывают огромные возможности в общении. Каждый человек может проявить себя как личность, а самое интересное, что общаться теперь можно практически с любой точки мира. Но всё ли так прекрасно и гладко складывается, как мы представляем на первый взгляд?

Социальные сети были разработаны для облегчения нашей жизни. Раньше такой обмен информацией казался фантастикой, а сегодня  с легкостью можно найти нужного человека, развивать свои таланты и быть признанным многими.  Социальные сети как феномен уже существуют, они стали нормой современной жизни и интерес к ним продолжает расти, поэтому запрещать их или избавляться от них - это не выход.

При нерациональном и неправильном отношении к этой всемирной сети из неё, как из настоящей паутины, сложно выпутаться. Человек, как муха, попадающая в сети паука, который затягивает и затягивает... и это становится уже вредной привычкой. Выделяют 5 «симптомов» или причин социальной зависимости:

 

1) Первый и самый верный признак – у человека возникает желание постоянно быть в онлайне, даже если никто не должен написать. Страх пропустить или вовремя не прочитать что-то интересное – верный признак социальной зависимости.
2) Интернет-зависимый человек всегда обещает себе, что заходит «вконтакт» всего на несколько минут, а в итоге обнаруживает, что завис там на несколько часов.
3) Если Вы постоянно меняете аватар, регулярно выкладываете новые фотоснимки, считаете количество посетителей и положительных комментов… нет, вы не активно живущий человек, вы зависимый от компьютера наркоман.
4) В последний раз Вы виделись с друзьями несколько месяцев или даже лет назад, зато в «Одноклассниках» общаетесь каждый день. Также вы с удовольствием играете во все эти игры, регулярно покупаете улучшения и повышаете рейтинг.                                     .
5) Если в доме нет Интернета, Вы не знаете, чем заняться и чувствуете себя оторванным от социальной жизни.                  ..
        Эти пять симптомов характеризуют зависимого от соцсетей человека как вместе, так и по отдельности. Чем больше симптомов наблюдается у одного конкретного человека, тем выше степень его зависимости от социальных сетей.

По итогам диагностики студентов педагогического техникума можно с уверенностью сказать, что 56% уже страдают информационной зависимостью. От этого страдает не только качество учения и уровень культуры молодых людей, но и состояние здоровья, и межличностные отношения.

Думаю,  что по мере скорости распространения сетей необходимо разрабатывать и вводить культуру пользования такими ресурсами, обеспечить контроль и ввести ограничения по времени для молодежи. И тогда можно будет не опасаться, что  люди забудут устную речь, не смогут  обзавестись семьей.

Социальные сети должны существовать, но общение в них должно быть в разы меньше, это даст нам свободное время на чтение  книг, саморазвитие, общение в реальном мире.

 



Информация о работе Социальные последствия информатизации