Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:37, статья
Быстрое развитие информационных технологий и использование их практически во всех сферах нашей жизни достигло такого уровня, что возникает вопрос: насколько обдуманным и необходимым является столь сильное развитие процесса информатизации и как оно влияет на человека.
Социальные последствия информатизации
Г.Н.Меньших,
ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум»
С.А. Трифонова
Быстрое развитие информационных технологий и использование их практически во всех сферах нашей жизни достигло такого уровня, что возникает вопрос: насколько обдуманным и необходимым является столь сильное развитие процесса информатизации и как оно влияет на человека. Противоречие заключается в следующем: несмотря на то, что компьютер – вещь, несомненно, полезная в деятельности человека, однако в то же время он может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие информационных технологий может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.
В условиях формирования информационного общества возникает целый ряд трудностей в сфере воспроизводства человека как личности, как субъекта социального процесса. Эти социальные проблемы, обусловленные стремительным распространением информационных технологий, их внедрением и проникновением в повседневную жизнь людей, работу, учебу и отдых, заслуживают самого пристального и внимательного изучения.
Несмотря на то, что компьютеры и вычислительные сети сами в большой степени поспособствовали информационному кризису, они легли в основу так называемой информатизации общества.
Информатизация общества – это процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, техническую и научную) и направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей всех видов организации и людей.
По данным Фонда общественного мнения (ФОМ) аудитория Интернет в России на конец 2010 г. составляла 57 млн человек. Всего население РФ оценивают в 142 млн человек. Т.е. теперь не менее 40% россиян выходят в Интернет хотя бы раз месяц или практически половина россиян старше 12 лет. Кстати, в отчете за первое полугодие 2010 г. ФОМ насчитывал в Интернет меньше - 46,5 млн россиян. 31,9 млн россиян выходят в Интернет ежедневно, как минимум, по одному разу. Суточная Интернет-аудитория год назад составляла в стране 29 млн человек - эта группа выросла с зимы 2009/2010 весьма существенно, более чем на 11% (рис 1)
Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности” явля
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Культура и общество | |
Свободное развитие индивида | “Автоматизация” человека |
Информационное общество | Дегуманизация жизни |
Социализация информации | Технократическое мышление |
Коммуникативное общество | Снижение культурного уровня |
Преодоление кризиса | Лавина информации |
Развитие цивилизации | Элитарное знание (поляризация) |
| Изоляция индивида |
Политика | |
Расширение свобод | Снижение свобод |
Децентрализация | Централизация |
Выравнивание иерархии власти | Государство – ”надзиратель” |
Расширенное участие в общественной жизни | Расширение государственной бюрократии |
| Усиление власти благодаря знаниям |
| Усиление манипуляции людьми |
Хозяйство и труд | |
Повышение продуктивности | Все возрастающая сложность жизни |
Рационализация | Обострение промышленного кризиса |
Повышение компетентности | Концентрация |
Увеличение богатства | Подверженность кризисам |
Преодоление кризиса | Стандартизация |
Экономия ресурсов | Массовая безработица |
Охрана окружающей среды | Новые требования к мобильности трудящихся |
Децентрализация промышленности | Дегуманизация труда |
Новая продукция | Стрессы |
Улучшение качества | Деквалификация |
Диверсификация продукции | Исчезновение многочисленных профессий |
Новые профессии и квалификации |
|
Международные отношения | |
Появляется шанс на развитие у стран “третьего мира” | Технологическая зависимость |
Улучшение обороноспособности страны | Обострение отношений Юга-Запада |
Улучшение обороноспособности страны | Уязвимость |
Национальная независимость | Усиление взаимозависимости |
Как мы видим, процесс информатизации носит разный характер, с одной стороны – положительный, с другой – отрицательный. Особенно широко вовлечена в процесс информатизации молодежь. Социологический опрос и анализ статистических данных позволяют сделать следующий вывод.
В Катайском педагогическом техникуме 98% студентов имеют компьютер, из них 86% студентов - выход в Интернет.
Приблизительно каждый студент проводит в среднем около 4-5 часов за компьютером. При этом в образовательных целях студент обращается к Интернету в среднем в день на 1,2 часа. Таким образом, можно сделать вывод, что большую часть времени студент проводит в социальных сетях. По данным опроса зарегистрировано в социальных сетях (из числа имеющих выход в Интернет): «Мой мир» - 79%, «Одноклассники» - 100%, «Вконтакте» - 100%.
Социальные сети открывают огромные возможности в общении. Каждый человек может проявить себя как личность, а самое интересное, что общаться теперь можно практически с любой точки мира. Но всё ли так прекрасно и гладко складывается, как мы представляем на первый взгляд?
Социальные сети были разработаны для облегчения нашей жизни. Раньше такой обмен информацией казался фантастикой, а сегодня с легкостью можно найти нужного человека, развивать свои таланты и быть признанным многими. Социальные сети как феномен уже существуют, они стали нормой современной жизни и интерес к ним продолжает расти, поэтому запрещать их или избавляться от них - это не выход.
При нерациональном и неправильном отношении к этой всемирной сети из неё, как из настоящей паутины, сложно выпутаться. Человек, как муха, попадающая в сети паука, который затягивает и затягивает... и это становится уже вредной привычкой. Выделяют 5 «симптомов» или причин социальной зависимости:
1) Первый и самый верный признак – у человека возникает желание постоянно быть в онлайне, даже если никто не должен написать. Страх пропустить или вовремя не прочитать что-то интересное – верный признак социальной зависимости.
2) Интернет-зависимый человек всегда обещает себе, что заходит «вконтакт» всего на несколько минут, а в итоге обнаруживает, что завис там на несколько часов.
3) Если Вы постоянно меняете аватар, регулярно выкладываете новые фотоснимки, считаете количество посетителей и положительных комментов… нет, вы не активно живущий человек, вы зависимый от компьютера наркоман.
4) В последний раз Вы виделись с друзьями несколько месяцев или даже лет назад, зато в «Одноклассниках» общаетесь каждый день. Также вы с удовольствием играете во все эти игры, регулярно покупаете улучшения и повышаете рейтинг.
5) Если в доме нет Интернета, Вы не знаете, чем заняться и чувствуете себя оторванным от социальной жизни. ..
Эти пять симптомов характеризуют зависимого от соцсетей человека как вместе, так и по отдельности. Чем больше симптомов наблюдается у одного конкретного человека, тем выше степень его зависимости от социальных сетей.
По итогам диагностики студентов педагогического техникума можно с уверенностью сказать, что 56% уже страдают информационной зависимостью. От этого страдает не только качество учения и уровень культуры молодых людей, но и состояние здоровья, и межличностные отношения.
Думаю, что по мере скорости распространения сетей необходимо разрабатывать и вводить культуру пользования такими ресурсами, обеспечить контроль и ввести ограничения по времени для молодежи. И тогда можно будет не опасаться, что люди забудут устную речь, не смогут обзавестись семьей.
Социальные сети должны существовать, но общение в них должно быть в разы меньше, это даст нам свободное время на чтение книг, саморазвитие, общение в реальном мире.