Социальная защита детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 18:54, реферат

Краткое описание

Семья является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, в связи с чем, признается, что семья обладает самыми широкими возможностями для защиты детей и обеспечения их безопасности.
Создание благоприятных социально-экономических условий жизни семьи было и остается приоритетным направлением государственной социальной политики. Господдержка семей с детьми занимает особое место в системе социальной защиты населения. Усиление такой поддержки способствует обеспечению охраны материнства и детства, укреплению семьи и ее престижа в обществе.

Файлы: 1 файл

Semya_yavlyaetsya_estestvennoy_sredoy_dlya_rosta_i.docx

— 29.46 Кб (Скачать)

О состоянии законности в сфере защиты прав детей, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях

Несмотря на то, что в области последовательно претворяются в жизнь основные приоритетные направления социальной политики государства в сфере защиты семьи, материнства и детства, не исключены факты пренебрежения интересами и потребностями ребенка, отсутствия должного содержания и ухода, жестокого обращения и насилия в родительской семье. Продолжают иметь место факты гибели детей, как по причине безответственности родителей, так и вследствие грубых нарушений в работе государственных органов, призванных обеспечивать их государственную защиту.

О состоянии законности в сфере защиты прав детей, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях

Несмотря на то, что в области последовательно претворяются в жизнь основные приоритетные направления социальной политики государства в сфере защиты семьи, материнства и детства, не исключены факты пренебрежения интересами и потребностями ребенка, отсутствия должного содержания и ухода, жестокого обращения и насилия в родительской семье. Продолжают иметь место факты гибели детей, как по причине безответственности родителей, так и вследствие грубых нарушений в работе государственных органов, призванных обеспечивать их государственную защиту.

О состоянии законности в сфере защиты прав детей, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях

Основные приоритетные направления социальной политики государства в сфере защиты семьи, материнства и детства, не исключены факты пренебрежения интересами и потребностями ребенка, отсутствия должного содержания и ухода, жестокого обращения и насилия в родительской семье. Продолжают иметь место факты гибели детей, как по причине безответственности родителей, так и вследствие грубых нарушений в работе государственных органов, призванных обеспечивать их государственную защиту.

Принимаемые меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», направленные на обеспечение безопасности детей, повышение ответственности родителей за их воспитание, защиту прав и интересов несовершеннолетних, проживающих в социально опасных условиях, не являются достаточными и исчерпывающими. Требуется большая совместная работа всех заинтересованных структур, общественности, семьи, чтобы минимизировать проблему социального сиротства.

Проблема детей, в особенности семей в Республике Беларусь остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы. 
Одним из последних документов, завершившим создание механизма реализации национальной политики защиты детства, является Декрет Президента Республики Беларусь №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", вступивший в действие 1 января 2007 года. Декрет дал нам реальные возможности спасти семью и сохранить ее для каждого ребенка. Оказание психолого-педагогической помощи ребенку, находящемуся в социально опасном положении связано в первую очередь с организацией работы с неблагополучной семьей. Подчеркнем необходимость тесного межведомственного взаимодействия: на всех этапах работы с семьей и ребенком. При этом чем эффективнее будет межведомственная работа с семьей на ранних стадиях ее неблагополучия, когда дети признаются находящимися в социально опасном положении, тем меньше будет возникать ситуаций с необходимостью отобрания детей у родителей и, соответственно, затрат государства на их содержание. 
Уже упомянутый Декрет № 18 предоставил правовую основу для более раннего вмешательства в семью. Органы охраны детства получили те полномочия, отсутствие которых не позволяло им ранее в полной мере заниматься ранней профилактикой. Теперь дело за нашим профессионализмом и вниманием к проблемам каждого ребенка. 
Оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки семье в воспитании детей, предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье является важной задачей социально-педагогических учреждений. Практически все несовершеннолетние, помещенные в детский социальный приют, нуждаются в государственной защите и своевременном решении вопроса их устройства. 
Говоря о профилактике, упреждения попадания детей в социально опасное положение, отметим, что результативность этой работы зависит от того, насколько вовремя и глубоко выявляются причины, лежащие в основе попадания детей в социально опасное положение. Важна также разработка и реализация комплекса мер как в регионе, так и в каждом учреждении образования по раннему устранению условий и причин неблагополучия несовершеннолетних.  
В повседневной жизни наши дети сталкиваются с многообразием проблем, которые они ощущают своими неокрепшими душами и нервами сегодня, которые в полной мере влияют на их завтра. С учетом этого главным стержнем профессиональной деятельности каждого педагога, педагогических коллективов, учреждений образования по улучшению положения детей должна стать профилактическая направленность всего образовательно-воспитательного процесса в тесном взаимодействии с социальным окружении. Такой подход заложен во вновь принятой министерством Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Концепции. Названные документы определяют пути активизации таких направлений воспитательной практики, как подготовка учащейся молодежи к семейной жизни, формирование ответственного материнства и отцовства, гендерной культуры, здорового образа жизни, традиционных нравственно-духовных ценностей на основе объединения и интеграции усилий школы, семьи, общественных объединений.

В последнее время все чаще и практики (учителя, воспитатели, социальные работники), и ученые, исследующие феномен семьи, характеризуют ситуацию как кризисную. Следует признать, что признаки кризиса действительно налицо. С точки зрения работы с семьей, влияния семейных отношений в различных типах неблагополучных семей на воспитание детей, интересуют следствия этого кризисного состояния, к которым с полным основанием отнесем следующие проявления: 1) усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; 2) развитие теневых, рыночных отношений среди под-ростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений; 3) расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; 4) рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; 5) приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании; 6) распространение подростковой и юношеской проституции; 7) рост подросткового и юношеского суицида; 8) падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье.  
К сожалению, в наше непростое время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, формируются злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так, как прежде. Ребенок впитывает эту семейную социально-этническую неприязнь, а подросток, будучи максималистом, уже в кругу сверстников готов крушить, бить, уничтожать ненавистных инородцев или инакомыслящих. Многие ли родители целенаправленно воспитывают и последовательно формируют в своих детях такое важное качество, как терпимость? Именно на этой стадии, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости. Так должно быть. Но, увы, бывают досадные исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности.

 

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. 2002.

Основы психологии семьи и семейного консультирования. Под общей ред. Н.Н. Посысоева.2004.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. 2004.

Склюева Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении. Под ред. Федоровой Н.П., Малаховой Н.М. - Тюмень: ГУСО "Областной центр социальной помощи семье и детям. 2004. (Серия "Практика социальной работы").

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. 2001.

Ходанович Ю. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей в прием​ных семьях.2006. – № 4.

Сидорова Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка. Социальная педагогика. – 2003. – № 2.

Поспелова Н. С. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства .2004. – № 3.

Целуйко, В. М. Родители и дети : психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – Мозырь : Содействие, 2006. –  

  1. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие для вузов / Т. И. Шульга. – М. : Дрофа, 2005.
  2. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для вузов / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. – М. : Академия, 2002. 
  3. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособие для студ. по пед. специальностям вузов / Т. В. Лодкина. – 2-е изд., доп. и испр. – М. : Академия, 2007. 

 

 


Информация о работе Социальная защита детей