Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:00, контрольная работа
Безопасность жизнедеятельности — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений.
Вопрос №1.
Роль, место и задачи дисциплины Безопасность жизнедеятельности (БЖД). Предмет изучения и принципы воспитания БЖД.
Безопасность
Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:
• приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
• овладение приемами рационализации жизнедеятельности,
ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
• формирование:
- культуры безопасности, экологического сознания и
рискориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- культуры профессиональной
безопасности, способностей идентифицикации
опасности и оценивания рисков
в сфере своей
- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- мотивации и способностей
для самостоятельного
- способностей к оценке
вклада своей предметной
- способностей для
В результате освоения дисциплины студент должен:
• знать: основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
• уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
• владеть: законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества.
Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.
Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.
Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем: «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности – объект защиты».
Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.
Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасность – потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.
В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.
Вред – это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты.
В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуются набором факторов, способных нанести вред, и степенью их опасности – риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при реализации опасности.
Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда.
Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.
Другое центральное изучаемое понятие – безопасность. Безопасность - это состояние объекта защиты и системы «человек-среда обитания», при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды. В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.
При изучении дисциплины рассматриваются:
• современное состояние и негативные факторы среды обитания;
• принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности;
• последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;
• средства и методы повышения
безопасности, экологичности и устойчивости
жизнедеятельности в
• методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;
• мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий, и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
• правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;
• методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.
Вопрос №2.
Физический труд. Динамическая, статическая работа.
Труд физический (ручной)
является исторически первичным
видом общественно полезной деятельности
человека, насчитывающим, начиная с
появления самых примитивных
орудий (из кости, камня), около трех
миллионов лет. В настоящее время ручные
формы труда подразделяются на простые
(землекоп, грузчик), не требующие особой
длительной подготовки, и сложные (лекальщик,
слесарь, маляр), основанные на определенной
системе научно-технических знаний и специальном
профессиональном обучении. - динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так же самого тела человека или его частей, в пространстве. При этом энергия организма расходуется как на поддержание определённого напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы. Динамическая работа подразделяется на общую мышечную работу, выполняемую более чем 2/3 мышц скелетной мускулатуры, в том числе ног и туловища (грузчики, сельхозрабочие); региональную мышечную работу, которая выполняется мускулатурой плечевого пояса и верхних конечностей; локальную мышечную работу с участием менее чем 1/3 скелетных мышц. - статическая работа связанна с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, с поддержанием тела или его частей в пространстве (фиксация рабочей позы). Внешняя мышечная работа отсутствует, но остаётся напряжённое состояние мышц, длящееся бесконечно долго. Это приводит к сильному утомлению мышц, а с учётом недостаточного их кровоснабжения, к заболеванию мышечной и периферийной нервной системы. Пример статической работы - часовой на посту. Количество работы, выполняемой
человеком за смену, определяет степень
тяжести его труда и Формы труда, требующие высокой
мышечной активности и больших затрат
физической энергии человеком, в
настоящее время относятся к уходящим.
Тем не менее, в ряде профессий (при полностью
или частично отсутствующей механизации
производственных процессов) применение
мышечных усилий имеет место. |
Вопрос №3
Химически опасный объект. Виды химических аварий.
Объект народного хозяйства, при аварии на котором и при разрушении которого могут произойти выбросы в окружающую среду аварийно химически опасных веществ (АХОВ), в результате чего могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, называют химически опасным объектом (ХОО).Всего в России функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами АХОВ (аммиак, хлор, соляная кислота и др.). На отдельных объектах одновременно может находится от нескольких сот до нескольких тысяч тонн АХОВ. Суммарный же запас на предприятиях достигает 700 тыс. тонн. Около 70% предприятий химической промышленности и почти все предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности сосредоточены в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек. Общая площадь территории России, на которой может возникнуть химическое заражение, составляет около 300 тыс. км2 с населением около 59 млн. человек.
Особую опасность представляют
ХОО, связанные с хранением
В регионах России, где хранится химическое оружие, осуществляется комплексное обследование окружающей среды и состояния здоровья населения. Общепризнанно, что уничтожение химического оружия остается одним из важных условий обеспечения безопасности людей и состояния окружающей природной среды.
Проблема промышленной безопасности
значительно обострилась с
Основу химической промышленности составили производства непрерывного цикла, производительность которых не имеет, по существу, естественных ограничений. Постоянный рост производительности обусловлен значительными экономическими преимуществами крупных установок. Как следствие, возрастает содержание опасных веществ в технологических аппаратах, что сопровождается возникновением опасностей катастрофических пожаров, взрывов, токсических выбросов и других разрушительных явлений. Безопасность функционирования химически опасных объектов (ХОО) зависит от многих факторов: физико-химических свойств сырья, полупродуктов и продуктов, от характера технологического процесса, от конструкции и надежности оборудования, условий хранения и транспортирования химических веществ, состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации, эффективности средств противоаварийной защиты и т. д. Кроме того, безопасность производства, использования, хранения и перевозок СДЯВ в значительной степени зависит от уровня организации профилактической работы, своевременности и качества планово-предупредительных ремонтных работ, подготовленности и практических навыков персонала, системы надзора за состоянием технических средств противоаварийной защиты. Наличие такого количества факторов, от которых зависит безопасность функционирования ХОО, делает эту проблему крайне сложной. Как показывает анализ причин крупных аварий, сопровождаемых выбросом (утечкой) СДЯВ, на сегодня нельзя исключить возможность возникновения аварий.
К ХОО относят:
· Предприятия химической
и нефтеперерабатывающей
· Пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;
· Очистные сооружения, использующие в качестве дезинфицирующего вещества хлор;
· Железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильнодействующими ядовитыми веществами, а также станции, где производят погрузку и выгрузку СДЯВ;
-Склады и базы с
запасом химического оружия
-Газопроводы.
Опасные химические вещества
хранятся и транспортируются в специальных
герметически закрытых резервуарах, танках,
цистернах и др. При этом в зависимости
от условий хранения они могут
быть в газообразном, жидком и твердом
агрегатном состоянии. При аварии выброс
газообразного вещества ведет к
очень быстрому заражению воздуха.
При разливе жидких АХОВ происходит
их испарение и последующее
АВАРИИ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ
Попадание опасных химических веществ в окружающую среду может произойти при производственных и транспортных авариях, при стихийных бедствиях.
Причины таких аварий:
· нарушения техники безопасности по транспортировке и хранению ядовитых веществ;
· выход из строя агрегатов, трубопроводов, разгерметизация емкостей хранения;
· превышение нормативных запасов;
· нарушение установленных норм и правил размещения химически опасных объектов;
· выход на полную производственную
мощность предприятий химической промышленности,
вызванный стремлением
· возрастание терроризма на химически опасных объектах;
· изношенность системы жизнеобеспечения населения;
· размещение зарубежными фирмами на территории России экологически опасных предприятий;
· ввоз из-за границы опасных отходов и захоронение их на территории России (иногда их даже оставляют в железнодорожных вагонах).