Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:09, курсовая работа
Резервуарные парки являются взрывопожароопасными объектами, так как на них производятся различные операции с легковоспламеняющимися жидкостями (слив и налив железнодорожных и автомобильных цистерн), возможно появление источников зажигания (удары молнии, искровые разряды статического электричества, искры при работе стальным инструментом, перегретые выхлопные трубы и искры при работе двигателей внутреннего сгорания тепловозов и автомобилей и т.д.) и имеются благоприятные условия для распространения пожара.
1. Введение 2
2. Краткая характеристика резервуарного парка 4
2.1. Краткое описание технологического процесса УПН 11
3. Анализ пожарной опасности технологического процесса ЦППН 22
3.1. Определение пожарной опасности использующихся в
технологическом процессе веществ и материалов 24
3.2. Оценка пожаровзрывоопасности среды внутри аппаратов
при их нормальной работы 25
3.3. Оценка возможности образования горючей среды около
емкостей, резервуаров с нефтью и в насосных станциях 30
3.4. Причины повреждения резервуаров, насосов
и трубопроводов с нефтью 35
3.5. Особенности повреждений резервуаров и возникновения
пожаров в резервуарном парке 43
3.6. Источники зажигания 45
3.7. Пути распространения пожара 47
4. Разработка технических решений обеспечивающих
пожарную безопасность технологического процесса
резервуарного парка 51
4.1. Определение категории помещения насосной для перекачки
нефти по взрывопожарной и пожарной опасности 52
4.2. Проверочный расчет гасящего диаметра отверстий
кассетного огнепреградителя, установленного на дыхательной
линии технологического РВС-10000 59
4.3. Обоснование и расчет системы аварийного слива нефти
из помещения нефтенасосной 62
4.4. Защита от разлива нефти при мгновенном разрушении резервуара 67
4.5. Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей
природной среды при пожаре разлива нефти 70
4.6. Технико-экономическое обоснование вариантов защитных
ограждений для резервуарного парка ЦППН 77
Выводы 84
Литература 86
- механические повреждения (аварии), способные вызвать утечку, выброс нефти из насоса;
- негерметичность разъемного соединения корпуса насоса, что может вызвать утечку нефти в помещение нефтенасосной;
- коррозия и эрозия (кавитация).
Следствием повреждений,
неисправностей является выход нефти
в помещение нефтенасосной и
создание взрывопожароопасной
Автоматическая защита насосов обеспечивает: бесперебойную подачу смазки к трущимся деталям – подшипникам и торцевым уплотнениям вала насоса; контроль за температурой корпуса насоса и электродвигателя; входящего и выходящего из электродвигателя воздуха. Подача масла контролируется манометром, контакты которого включены в пусковые цепи электродвигателей, что предотвращает включение электродвигателя, при отсутствии давления в системе смазки. Падение давления в маслосистеме во время работы агрегата вызывает его остановку. Тепловая защита корпуса насоса предотвращает длительную работу при закрытой задвижке и контроль за входящим и выходящим из электродвигателя воздухом, не допускает в летнее время перегрева обмотки статора электродвигателя. Эксплуатация продуваемых под избыточным давлением электродвигателей требует во взрывоопасных помещениях контроля за давлением. Сигнализатор падения давления производит включение в работу напорного вентилятора. Герметичность торцевого уплотнения контролируется специальным датчиком. Если вибрация оборудования в процессе его работы превысит критическое значение, то вибросигнализатор отключит агрегат. Визуальный контроль за давлением во всасывающем и нагнетательном трубопроводах магистрального насоса осуществляется по показаниям манометров. Давление в линии нагнетания контролируется по манометру, а нагрузка электродвигателя – по амперметру.
Эрозия – механическое истирание лопастей насоса в результате попадания в полость насоса пузырьков воздуха или газа, от которого может повредиться рабочее колесо насосного аппарат. Защита от эрозии – исключение попадания в насос пузырьков воздуха или газа. При наличии признаков кавитации насос должен останавливаться.
Причиной повреждения насоса может явиться химическое воздействие на его детали перекачиваемой нефти, а именно – химическая и электрохимическая коррозия. Химическая коррозия – это самопроизвольное разрушение деталей аппаратов в результате взаимодействия с окружающей средой и хранящимися в аппаратах веществами. Для нефтенасосов характерна серная химическая коррозия, так как они перекачивают сернистую нефть, в результате чего на внутренних поверхностях корпуса насоса, рабочем колесе могут образовываться сернистые отложения – сульфиды железа.
2Fe + 3S = Fe2S3 3Fe + 4S = Fe3S4
Чтобы эти соединения не образовывались детали насосов изготавливаются из материала, устойчивого к воздействию серы, производится их окраска и другие способы защиты поверхности. Электрохимическая коррозия сопровождается выделением электротока. Чтобы защитить детали нужно зарядить их отрицательным зарядом.
Причинами повреждения трубопроводов на предприятии могут являться:
а) уменьшение сечения трубопроводов из-за:
- наличия в них парафиновых отложений или неполного открытия задвижек,
-гидравлического удара;
б) увеличение производительности насосов;
в) коррозия.
Оценим возможность повреждения нефтепровода в случае быстрого перекрытия задвижки при рабочем давлении нефти в трубопроводе 4МПа, плотность нефти ρ = 830 кг/м3, материал трубопровода – сталь 17Г1С с модулем упругости Е= 2.1·1011 Па. Коэффициент объемного сжатия (βсж) для нефти равен 0.74·10-9 Па, фактическая производительность нефтепровода (при работе одного насоса) Q = 3500 м3/ч, наружный диаметр трубопровода Dн = 500 мм = 0,5 м; толщина стенки S = 8 мм = 0,008 м.
Определим площадь проходного сечения трубопровода:
F = π·(D2в/4) = (π/4)(Dн-2S)2 = 3,14/(0,5 - 2·0,008)2 = 0,379 м2
Определим скорость движения нефти по формуле:
w = Q/F = 3500/0,379 = 9234 м/ч = 2,56 м/с
Находим скорость распространения ударной волны при быстром перекрытии задвижки по формуле 4.14 [3]:
, м/с (2.7)
где: Dв = Dн – 2S = 0,5 - 2·0,008 = 0,484 м
тогда:
Определим максимальное уменьшение скорости нефти в трубе по формуле 4.15 [3]:
Δω = ωнач – ωкон, Δω = 2,56 – 0 = 2,56 м/с (2.8)
Находим приращение давления в трубопроводе при гидравлическом ударе по формуле Н. Е. Жуковского, 4.13 [3]
ΔP = C · Δω · ρt, Па (2.9)
ΔР = 991.4 · 2,56 · 830 = 2110830 = 2,11 МПа
Определяем конечное давление нефти в трубопроводе по формуле 4.2 [3]
Рк = Рн + ΔР, Па (2.10)
Рк = 5 · 106 + 2,11 · 106 = 7,11 · 106 Па = 7,11 МПа
Определяем пробное давление Рпр при испытании трубопровода по формуле [2]:
Рпр = 1.25 · Рр (при Рр > 0.5 МПа), МПа (2.11),
Рпр = 1,25·5 = 6,25 МПа
Таким образом, давление в магистральном трубопроводе при гидравлическом ударе (при быстром перекрытии задвижки) превышает допустимое давление: Рк = 7,11 МПа > Рпр = 6,25 МПа, что может привести к разрушению трубопровода.
Давление гидроудара
зависит от времени закрытия запорных
устройств и длины
Электроприводы задвижек в резервуарном парке позволяют плавно перекрывать трубопроводы. Подачу нефти насосами во избежание гидравлического удара нельзя резко изменять. Давление при пуске или остановке насоса нельзя резко повышать или понижать. Для защиты от гидроудара предусмотрены обратные клапаны и регуляторы сглаживания волн давления.
Оценим возможность повреждения магистрального трубопровода из-за приращения давления, вызванного уменьшением сечения трубопровода при наличии отложений или неполном открытии задвижки по формуле 4.1 [3]:
, Па (2.12)
Приращение давления в результате наличия отложений (на преодоление сопротивления) определим по формуле:
ΔP = ΔP2 – ΔP1, Па (2.13)
где: ΔP1 – давление при работе трубопровода, не имеющего отложений
ΔP2 – давление при работе трубопровода с отложениями
, Па (2.14)
где: d1 = 0,5 м – диаметр трубопровода без отложений;
ω1 = 2,56 м/с – скорость движения нефти определена ранее при Q = 3500 м3/ч;
d2 = 0,25 м – диаметр трубопровода на расчетном участке с отложениями;
ω2 – скорость движения нефти на расчетном участке трубопровода с отложениями. Определим эту скорость из уравнения неразрывности потока:
ω1·f1 = ω2·f2 (2.15)
Откуда: = 10,24 м/с
lэкв – эквивалентная расчетная длина трубопровода с учетом местных сопротивлений , принимаем lэкв = 4000 м;
λ1 и λ2 – коэффициенты гидравлического сопротивления трению для трубопровода без отложений и с отложениями.
Определим сначала режим движения нефти в трубопроводе по числу Рейнольдса Re:
Re = ω·d/ν (2.16 )
где: d1 = 0,5 м – диаметр расчетного участка трубопровода, без отложений с отложениями – d2 = 0,25 м;
ν = 0,00069 м2/с, [2] – коэффициент кинематической вязкости нефти, берем его как для бензина
Находим число Рейнольдса, Re при d1 = 0,5 м и d2 = 0,25 м;
Re1 = (2,56·0,5)/0,00069 = 1855
Re2 = 10,24·0,25/0,00069 = 3710
Здесь выполняется условие: 2320<Re<10000 т.е режим течения переходный и λ определяется по формуле 4.4 [3]:
(2.17)
Для трубопровода нормального сечения (без отложений):
Для трубопровода уменьшенного сечения (с отложениями):
Определяем потери напора по расчетной длине трубопровода lэкв = 4000 м по формуле (2.12) для участка без отложений:
для участка с отложениями:
В итоге приращение давления на преодоление сопротивления составит по формуле (2.13):
ΔP = ΔP2 – ΔP1 = 27850178 – 1044382 = 26805796 Па = 26,8 МПа
На основании расчета делаем вывод, что образование отложений ведет к уменьшению сечения трубопровода, что на расчетной длине 4000 м от d1= 0,5 м до d2 = 0,25 м приводит к увеличению давления в трубе на 26,8 МПа, что вызовет нарушение целостности трубопровода.
Чтобы избежать отложений, трубопроводы периодически чистят промышленными скребками. Для предупреждения гидравлических ударов в задвижках с электроприводом предусмотрена установка датчиков, сигнализирующих о неполном открытии задвижек.
Причиной повреждения трубопроводов может явиться химическое воздействие, а именно, химическая и электрохимическая коррозия, а также механическое воздействие – эрозия (истирание стенок движущейся нефтью). Защита от серной коррозии аналогична защите от нее резервуаров.
Для защиты от электрохимической коррозии применяются: катодная защита, протекторная и дренажная защита.
3.5. Особенности повреждений резервуаров и возникновения пожаров в резервуарном парке.
Особую опасность для объектов предприятия и прилегающей территории представляют случаи полного разрушения резервуаров с нефтью. Наиболее опасным фактором возникающего при этом пожара являются гидродинамическое истечение нефти. Так за период с 1970 по 1990 годы в бывшем СССР произошло 46 случаев аварий, связанных с частичным или полным разрушением резервуаров. Из этих аварий в 23 случаях (50%) возникали крупные пожары, в 11 случаях (24%) – разрушения резервуаров с нефтепродуктами пожарами не сопровождались и квалифицировались как аварии 1 и 2 категории, остальные 13 разрушений произошли при гидравлических испытаниях резервуаров.
Поток нефтепродукта при
Другой особенностью гидродинамического растекания является перенос вместе с горящей жидкостью открытого пламени, его теплового излучения и других опасных факторов пожара, что может привести к быстрому распространению огня на прилегающей к резервуарному парку территории.
Анализ полных аварийных разрушений резервуаров указывает на необходимость устройства специальных обвалований резервуарных парков, расположенных рядом с жилыми и промышленными объектами.
Пожар в резервуарном парке начинается, как правило, со взрыва смеси паров ЛВЖ с воздухом, находящейся в газовом пространстве резервуара. В результате взрыва происходит полное или частичное разрушение крыши резервуара и загорается жидкость на всей свободной поверхности. Значительно реже взрыв паровоздушной смеси сопровождается разрушением стенок резервуара с изливом его содержимого наружу.
Если концентрация смеси паров горючей жидкости (нефти) с воздухом в резервуаре будет выше верхнего концентрационного предела распространения пламени, то пожар, чаще всего, начинается с воспламенения и факельного горения струи, выходящей через дыхательную арматуру, открытые люки или через неплотности в крыше и верхней части корпуса резервуара.
Если резервуар после взрыва паровоздушной смеси загорелся, то в первые же минуты горения на поверхности жидкости (нефти), устанавливается температура, близкая к температуре ее кипения. Для нефтей эта температура непостоянна и превышает 100°С, постоянно увеличиваясь по мере выгорания легких фракций жидкости.
Скорость выгорания жидкости зависит от ее летучести, условий горения и скорости ветра.
Для нефти Vвыг = 9-12 см/ч, для сравнения скорость выгорания у бензина Vвыг – до 30 см/ч, у дизельного топлива 18-20 см/ч, с увеличением скорости ветра до 8-10 м/с скорость выгорания возрастает на 30-50% [8]. Имея ввиду, что теплота выгорания нефтепродуктов составляет 44000 КДж/кг, при пожаре будет выделяться большое количество тепла.