Разработка инженерных решений по обеспечению пожарной безопасности технологии хранения нефтепродуктов на нефтебазе ООО «АНП – Центр» в

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:14, дипломная работа

Краткое описание

В дипломном проекте исследованы статистические данные о пожарах на подобных объектах, практической работы отдельного оборудования, установленного на резервуарах нефтебазы. Выявлены недостатки в устройстве, с учетом имеющихся передовых, прогрессивных идей конструкций и технических решений, исключающих эти недостатки. Предложены наиболее эффективные технические решения, которые позволят снизить пожаровзрывоопасность процесса хранения нефтепродуктов в условиях уральского климата, с соблюдением действующих нормативных актов в области обеспечения пожарной безопасности.

Оглавление

Введение ...........................................................................................................
Оценка современного состояния и анализ статистических данных по
аварийности резервуарных парков для хранения нефти
и нефтепродуктов .......................................................................................
Общая и оперативно-тактическая характеристика нефтебазы …............
Географическое положение и состав нефтебазы ....................
Пожарная автоматика .............................................................
Водоснабжение нефтебазы ......................................................
Технико-экономическая характеристика стальных
вертикальных цилиндрических резервуаров .........................
Оперативно - тактическая характеристика нефтебазы ....................
Анализ пожарной опасности процесса хранения нефтепродуктов
в стальных вертикальных резервуарах (РВС) .........................................
Анализ пожаровзрывоопасных свойств веществ,
обращающихся в производстве …………………………………….
Оценка горючести среды внутри резервуара без выхода
паров наружу …………………………………………………………
Количественная оценка пожарной опасности выхода горючих
паров ЛВЖ из нормально работающих технологических
аппаратов ……………………………………………………………..
Расчет количества горючих паров, поступивших в
атмосферу в результате «малого дыхания» ……………….....
Расчет количества горючих паров, поступивших в
атмосферу в результате «большого дыхания» …………….......
Определение размеров взрывоопасной зоны……………………
Причины повреждения стальных вертикальных резервуаров и
средства защиты от повреждений. …………………………………
Анализ характерных источников зажигания. …………………….
Расчет по оценке зажигательной способности искры………….
Пути распространения огня и мероприятия им препятствующие ....
Средства борьбы с распространением огня в стальных вертикальных резервуарах .......................................... ……………..
Заключение по 4 разделу………………………………………….
Категорирование стальных вертикальных резервуаров
по пожарной опасности …………………………………………………....
Экспертиза технологической части проекта ……………………..........
Разработка решений по обеспечению пожарной безопасности
в стальных вертикальных резервуарах на нефтебазе п. Шабры ........
Разработка газоуровнительной системы резервуаров …………........
Разработка решений по взрывозащите технологического
оборудования …………………………………………………………...
Расчет огнепреградителя, особенности устройства ……………...
Подбор разрывной мембраны ……………………………………..
Устройство газового эжектора …………………………………….......
Применение тепло – луче отражающих покрытий ………………......
Применение дисков отражателей ………………………………….......
Установка непримерзающих мембранных клапанов ……………......
Расчет аварийного слива из РВС – 3000 …………………………......
Применение понтонов из синтетических материалов …………........
Разработка и применение подслойного способа подачи пены ........
Разработка инструкции о мерах по обеспечению пожарной
безопасности в резервуарном парке нефтебазы ………………..........
Выводы по дипломному проекту ……………………………….....................
Список используемых источников …...........................................................

Файлы: 1 файл

Нефтебаза диплом 2.doc

— 1.21 Мб (Скачать)
  • устройства, препятствующие испарению жидкости с поверхности нефтепродукта (понтоны, плавающие крыши и так далее);
  • устройства, влияющие на доступ атмосферного воздуха в газовое пространство (диски – отражатели, дыхательная арматура);
  • температура нефтепродукта;
  • а также воздействия, оказываемые снаружи (температура воздуха, солнечная радиация, погодные условия).

Таким образом, если концентрация паров в газовом пространстве достигает состояния насыщения, горючесть паровоздушной среды  оценивается по температурным пределам воспламенения, следующим соотношением:

         tнтпрп < tр < tвтпрп,                                               (3.1)

 

где tр – расчетная температура жидкости, 0С;

tнтпрп, tвтпрп – соответственно нижней и верхней температурные пределы воспламенения согласно [11], или паспортных данных, поставленной на нефтебазу партии нефтепродуктов, 0С (K).

Данное соотношение  нельзя применять, когда резервуары снабжены понтонами, где концентрация паров далека от насыщения в газовом пространстве, а также при проведении операций (закачка, опорожнение). В этом случае оценку горючести среды следует выполнять с использованием концентрационных пределов распространения пламени по соотношению:

            φнкпрп < φр < φвкпрп,                                              (3.2)

где φнкпрп, φвкпрп – соответственно нижний и верхний концентрационные пределы распространения пламени, об. доли;

φр – рабочая концентрация, об. доли.

Основоположником методов  расчета концентраций паров в  газовом пространстве резервуаров, разработанных в связи с расчетами  потерь от испарения, является в нашей  стране В.И.Черникин. Дальнейшее продолжение работ в этой области принадлежит Н.Н.Константинову и многим другим последователям.

Приняв, что концентрация паровоздушной смеси насыщена в  резервуарах, например, вследствие очень  низкого коэффициента оборачиваемости nоб, произведем оценку горючести среды по соотношению  (3.1) для бензинов и дизельного топлива, для сравнения по методике предложенной  О.М.Волковым и др. [7], сведенной в таблицу 3.2.

В  данном сравнении:  

- ∆tнтпрп = -10 0С и ∆tвтпрп =10 0С - расширение нижнего и верхнего пределов воспламенения из соображения безопасности (надежности оценки среды);

- tрасч - средняя температура в наиболее жаркий и холодный месяц года  для данного региона, окружающего воздуха, подразумевающая температуру поверхности слоя Тп нефтепродукта или газового  пространства Тг

Таблица 3.2

Оценка горючести паровоздушной  среды в газовом пространстве резервуаров по температурным пределам воспламенения

 

Вид

нефтепродукта

Температура  0С

 

Наличие ВОК

tнтпрп

∆tнтпрп

tвтпрп

∆tвтпрп

tнтпрп -∆tнтпрп

tрасч

t втпрп+ ∆tвпрп

летом

 

 

летом

Бензин:

 

А-76

-35

-10

17

+10

-45

33

27

нет

А-92

-37

-10

10

+10

-47

33

20

нет

Диз. топливо

76

-10

146

+10

66

33

156

нет

зимой  

 

 

зимой       

Бензин:

 

А-76

-35

-10

17

+10

-45

-37

27

есть

А – 92

-37

-10

10

+10

-47

-37

20

есть

Диз. топливо

76

-10

146

+10

66

-37

156

нет


 

Согласно СНиП 2.01.01-82 «Строительные  климатология и геофизика» для Екатеринбурга температура в наиболее жаркий месяц года составляет +33 0С, в наиболее холодный месяц года составляет -37 0С.

 

Летом:       t расч = Тп - днем,        t расч = Тг - ночью;

Зимой:       t расч = То.в. – круглосуточно.

Согласно теории и  метода Н.Н.Константинова [5]  летом, в дневное время, учитывался перегрев поверхностного слоя  жидкости от 8 до 10 0С   tнкпрп,  tвкпрп – взяты для сравнения из таблицы 3.1.

Таким образом,  сопоставив значения безопасных температурных пределов распространения пламени с расчетной температурой для каждого времени года и типа нефтепродукта табл. 3.2, данная методика оценки горючести среды по температурным  пределам воспламенения говорит о том, что резервуары с бензином опасны зимой, а дизельное топливо безопасно в любое время.

Для более качественной оценки горючести  среды внутри  резервуаров без  выхода паров наружу проверим условия пожаровзрывобезопасности  согласно ГОСТ [10], которые зависят от нижнего φн и верхнего  φв концентрационных пределов распространения пламени (таблица 4.1.), имеющие следующий вид:

                       φрбез ≤ 0,9 ( φнкпрп – 0,7 R )   при R=0,3%                             (3.3)

или

                         φрбез ≥ 1,1 ( φвкпрп + 0,7 R )  при R = 0,6%                            (3.4)

 где φрбез – взрывобезопасная концентрация горючего вещества в паровоздушной смеси, (%, об. доли, кг/м3);

  R – воспроизводимость метода определения показателей пожарной опасности при доверительной вероятности 95%.

 

Рабочую концентрацию паров φр рассчитаем по формуле:

                                                             

                                                              (3.5)

где Рр - рабочее давление паровоздушной смеси в резервуаре равное барометрическому давлению Рбар =105, Па.

Рs- давление насыщенного пара жидкости при рабочей температуре, Па.

Величину можно определить по уравнению Антуана:

                                      

                                      (3.6)

где  А, В и Са - константы, зависящие от свойств горючей жидкости, приведены в справочной литературе [14];

 

Оценку условий пожаровзрывобезопасности  проведем аналогично, для бензина  марки Аи-92 и дизельного топлива в сравнении.

Здесь интервал рабочих температур tр примем за температуру окружающего воздуха от –50 до +50 0С приняв ее за температуру нефтепродукта (бензина, дизельного топлива).

Произведем расчет безопасных концентраций φрбез  для данных нефтепродуктов по формулам (3.3) и (3.4):

 

Бензин Аи-92:  

Дизельное топливо:

Константы Антуана  для бензина Аи-92 и дизельного топлива примем по [14]:

  • для бензина Аи-92:              А=4,99831; В=664,976; Са=221,695
  • для дизельного топлива:     А=5,95338; В=1255,3;   Са=199,523.

 Отсюда найдя Ps по формуле (3.6) определим φр по формуле (3.5) в зависимости от температуры с интервалом в 10 0С для бензина и дизельного топлива, полученные результаты сведем в таблицы 3.3 и 3.4.

Выполним ход действий математических вычислений на примере бензина АИ-92 для температуры 20 0С:


 

 

Тогда

Для наглядности по результатам  расчетов построим графики зависимости  концентрации паров бензина марки  АИ-92  и дизельного топлива от  температуры, представленные на рисунках 3.1. и 3.2.

Таблица 3.3

Сводные данные расчета концентрации паров бензина марки Аи-92

t p, 0С

Ps, Па

φр, %

tр, 0С

Рs, Па

φр, %

-50

1779

1,8

10

17910

17,9

-40

2906

2,9

20

23542

23,5

-30

4510

4,5

30

30280

30,3

-20

6702

6,7

40

38204

38,2

-10

9593

9,6

50

47384

47,4

0

13293

13,3

     


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставив полученные значения концентраций паров бензина со значениями безопасных концентраций горючего вещества по таблице 3.3 и графику зависимости рис. 3.1 можно сделать вывод, что условие пожаровзрывобезопасности не будет выполнено при температуре окружающего воздуха (нефтепродукта) от –22,3 0С и ниже. Такие температуры наиболее характерны для Свердловской области в период с конца ноября по конец февраля.

Таблица 3.4

Сводные данные расчета концентрации паров дизельного топлива

t p, 0С

Ps, Па

φр, %

tр, 0С

Рs, Па

φр, %

-50

0,5

0,001

10

122,2

0,122

-40

1,6

0,002

20

229,0

0,229

-30

4,7

0,005

30

406,5

0,407

-20

12,2

0,012

40

687,7

0,688

-10

28,5

0,029

50

1155,4

1,115

0

61,2

0,061

     


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивая полученные значения концентрации паров дизельного топлива со значением взрывобезопасной концентрации, где φр.без ≤ 0,36 %, и построив графическую зависимость можно сделать вывод, что для дизельного топлива условие пожаровзрывоопасности не будет выполняться при температуре окружающего воздуха ( нефтепродукта ) от +27,8 0С и выше, что характерно для Свердловской области в период с 15 июня по 1 сентября.

 

3.3. Количественная  оценка  пожарной опасности   выхода горючих паров ЛВЖ из  нормально работающих технологических  аппаратов

 

Резервуары по условиям работы относятся к «дышащему» технологическому оборудованию, так как для нормальной эксплуатации  требуется сообщение их внутреннего объема с окружающей средой. Сообщение паров жидкости с атмосферой происходит через дыхательную арматуры в результате так называемых «малых» и «больших» дыханий и обратного выхода.

«Большое дыхание» –  это вытеснение паров наружу (или  подсос воздуха внутрь) при изменении  уровня жидкости в аппарате.

«Малое дыхание» - вытеснение паров наружу (или подсос воздуха внутрь аппарата), связанное с изменением температуры газового пространства  под влиянием изменения температуры среды.

Информация о работе Разработка инженерных решений по обеспечению пожарной безопасности технологии хранения нефтепродуктов на нефтебазе ООО «АНП – Центр» в