Радиоэкологическая обстановка в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:50, реферат

Краткое описание

Чернобыльская катастрофа оказала воздействие на все сферы жизнедеятельности человека - производство, здравоохранение, культуру, науку, образование, экономику и др.
Радиоактивное загрязнение природной среды является наиболее серьезной экологической и социально-экономической проблемой страны. Поэтому каждый житель страны должен знать радиоэкологическую обстановку в Республике Беларусь.
Нам необходимо знать меры, проводимые государством по преодолению последствий катастрофы, и принимать активное участие в программах, проводимых в республике по этому направлению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Радиоэкологическая обстановка в РБ сегодня 4
2. Социально-экономические последствия аварии на ЧАЭС для Беларуси 14
3. Медицинские последствия 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 240.71 Кб (Скачать)

* По данным Минсельхозпрода Республики Беларусь

 

Таблица 6 – Плотность  загрязнения сельскохозяйственных земель Беларуси стронцием-90 в 2007-2009 гг.*

Год

Площадь тыс. га

Всего загрязнено

>5,6 кБк/м2

(> 0,15 Ku/км2)

В % по зонам загрязнения,

кБк/м2 (Кu/км2)

тыс. га

%

5,6-11,0

(0,15-0,30)

11,1-37,0

(0,31-1,00)

37,1-107,0

(1,01-2,99)

Сельскохозяйственные земли

2007

7584,0

343,7

4,5

58,0

35,0

7,0

2008

7634,8

347,1

4,6

57,0

36,0

7,0

2009

7634,8

347,9

4,6

56,8

36,4

6,8

Пашня

2007

4601,5

194,6

4,2

58,0

34,0

8,0

2008

4696,1

198,5

4,2

58,0

34,0

8,0

2009

4696,1

199,6

4,2

58,9

34,1

7,0

Сенокосы и пастбища

2007

2926,7

149,1

5,1

57,0

37,0

6,0

2008

2938,7

148,6

5,1

55,0

38,5

6,5

2009

2938,7

148,3

5,0

54,1

39,4

6,4


* По данным Минсельхозпрода Республики Беларусь

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономические последствия аварии на ЧАЭС для Беларуси

 В Беларуси радиоактивному загрязнению цезием-137 с плотностью выше 37 кБк/м2 (1 Ки/км2) подверглось более 1,8 млн. га сельскохозяйственных угодий (около 20% их общей площади). Масштабы катастрофы потребовали принятия ряда чрезвычайных мер. Вследствие высокой плотности загрязнения радионуклидами из хозяйственного оборота были исключены 265,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Ликвидировано 53 колхоза и совхоза. По расчетам, выполненным Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси, ежегодный ущерб от выбытия сельхозугодий из оборота в ценах 1998 г. составляет 717,5 млн. долларов США. Ежегодный недобор продукции равен 641,1 тыс. т кормовых единиц, 256,4 тыс. т молока, по 24 тыс. т мяса крупного рогатого скота и свинины в живом весе. [8]

Поскольку районы Республики Беларусь, наиболее пострадавшие вследствие катастрофы на ЧАЭС, являются преимущественно  сельскохозяйственными, в наибольшей степени чернобыльские последствия  затронули именно эту сферу. Из сельскохозяйственного  оборота выведено 2,64 тыс. кв.км сельхозугодий. Ликвидировано 54 колхоза и совхоза, закрыто девять заводов перерабатывающей промышленности агропромышленного  комплекса. Резко сократились посевные площади и валовой сбор сельскохозяйственных культур, существенно уменьшилось  поголовье скота.

Значительно уменьшены размеры  пользования лесными, минерально-сырьевыми  и другими ресурсами. В зоне загрязнения  оказались 132 месторождения различных  видов минерально-сырьевых ресурсов, в том числе 47 % промышленных запасов  формовочных, 19 % строительных и силикатных, 91 % стекольных песков республики; 20 % промышленных запасов мела, 13 % запасов глин для  производства кирпича, 40 % тугоплавких  глин, 65 % запасов строительного камня  и 16 % цементного сырья.

Из пользования выведено 22 месторождения минерально-сырьевых ресурсов, балансовые запасы которых составляют почти 5 млн. куб.м строительного песка, песчано-гравийных материалов и глин, 7,7 млн. т мела и 13,5 млн. т торфа. Из планов проведения геологоразведочных работ исключена территория Припятской нефтегазоносной области, ресурсы которой оценены в 52,2 млн. т нефти.

Большой урон нанесен лесному  хозяйству. Около четверти лесного  фонда Беларуси - 17,3 тыс. кв.км леса подверглись  радиоактивному загрязнению. Ежегодные  потери древесных ресурсов превышают 2 млн. куб.м. В Гомельской и Могилевской  областях, где загрязнено радионуклидами соответственно 51,6 и 36,4 % общей площади  лесных массивов, заготовка древесины  на территории с плотностью загрязнения  по цезию-137 555 кБк/м2 и выше полностью  прекращена.

В зоне загрязнения находится  около 340 промышленных предприятий, условия  функционирования которых существенно  ухудшились. В связи с отселением жителей из наиболее пострадавших районов, деятельность ряда промышленных предприятий и объектов социальной сферы прекращена. Другие же несут большие потери и продолжают терпеть убытки от снижения объемов производства, неполной окупаемости средств, вложенных в здания, сооружения, оборудование, мелиоративные системы. Существенными являются потери топлива, сырья и материалов.

Экономический кризис поставил радиоактивно загрязненные территории в особо сложные социально-экономические  условия. На них особенно резко проявляются  общие черты кризиса: спад производства, отток из этих районов населения, неразвитость потребительского сектора, низкий уровень удовлетворения потребностей в социально-бытовом и медицинском  обслуживании населения.

В таких условиях практически  невозможно ни быстрое самовосстановление пострадавших территорий, ни прямая реставрация  расположенных на них объектов хозяйства. Речь можно вести лишь о длительном процессе реабилитации, который подразумевает  поэтапное введение в хозяйственную  сферу утраченного потенциала по мере создания безопасных условий для  проживания людей и развития тех  отраслей, деятельность которых возможна в условиях радиоактивного загрязнения  без ущерба для здоровья населения.

Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в  расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долларов США, что равно 32 бюджетам республики 1985 года. Сюда включены потери, связанные  с ухудшением здоровья населения; ущербом, нанесенным промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному  комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному  хозяйству; загрязнением минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов; а также дополнительные затраты, связанные с осуществлением мер по ликвидации и минимизации  последствий катастрофы и обеспечением безопасных условий жизнедеятельности  населения.

В структуре общего ущерба за 1986-2015 годы наибольшую долю (81,6 %) занимают затраты, связанные с поддержанием функционирования производства и осуществлением защитных мер, которые составляют 191,7 млрд. дол. США. На долю прямых и косвенных  потерь приходится около 30,0 млрд. дол. (12,6 %). Упущенная выгода оценивается  в 13,7 млрд. дол. (5,8 %). Прямые потери включают стоимость выведенной из использования  составной части национального  богатства республики: основные и  оборотные производственные фонды, объекты социальной инфраструктуры, жилье и природные ресурсы.

К косвенным отнесены потери, обусловленные влиянием экономических  и социальных факторов (условия жизни, быта, состояние здоровья населения), вызвавшим нарушение или прекращение  производства, снижение производительности труда, увеличение стоимости и сложности  обеспечения других объектов государственной, кооперативной и личной собственности, а также потери от миграции населения из пораженных районов.

Составляющими упущенной  выгоды, выраженной в стоимостной  форме, являются сокращение объемов  выпуска продукции, работ и услуг  на загрязненных территориях, стоимость  непригодной из-за радиационного  загрязнения продукции, дополнительные затраты по восполнению недополученной продукции, затраты на восстановление утраченного качества продукции, потери от расторжения контрактов, аннулирования  проектов, замораживания кредитов, выплаты штрафов, пени, неустоек и  др.

Дополнительные затраты - это расходы по преодолению последствий  аварии и обеспечению нормального  функционирования различных отраслей народного хозяйства в зонах  радиоактивного загрязнения, включая  создание безопасных условий жизнедеятельности  населения. К ним также относятся  расходы по компенсации последствий  действия негативных факторов, стоимость  дополнительных ресурсов, привлекаемых для компенсации потерь и упущенной  выгоды, затраты на работы по дезактивации и организации контроля за радиационной обстановкой.

Проведенная оценка ущерба не является окончательной, поскольку  причинно-следственные связи, отражающие воздействие радиоактивного загрязнения  территории на различные стороны  жизнедеятельности, достаточно сложны. Наука пока не располагает полной и окончательной информацией  о медико-биологических, социальных и экологических последствиях чернобыльской  катастрофы.

Меры по обеспечению в  стране экологической безопасности в связи с радиоактивным загрязнением территории предусматриваются Государственной программой по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Она включает в себя следующие основные направления деятельности.

Первое направление касается дезактивации территории, утилизации и захоронения радиоактивных отходов.[8]

В Беларуси ежегодно проводится дезактивация от 20 до 30 промышленных зданий и вентиляционных систем.[7]

Второе направление имеет  отношение к ведению сельского  хозяйства на загрязненных территориях. Защитные мероприятия в сельском хозяйстве представляют собой комплекс организационных, агротехнических, агрохимических и зооветеринарных мероприятий, направленных на получение продуктов питания и сырья, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по содержанию радионуклидов, обеспечение радиационной безопасности сельскохозяйственных работ.

Третье направление, связанное  с защитными мерами в лесном хозяйстве, способствует усилению экологической роли леса как биогеохимического барьера, препятствующего выносу радионуклидов за пределы загрязненной территории, предотвращению гибели леса от пожаров, вредителей и болезней, обеспечению радиационной безопасности работающих в лесу, местного населения и потребителей продукции.

Четвертое направление, предусматривающее меры по реабилитации загрязненных территорий и содержанию зон отчуждения и отселения, включает в себя контроль за использованием отселенных территорий, за соблюдением противопожарной безопасности, охрану материальных ценностей, сохранность памятников истории, культуры и архитектуры, мест воинских захоронений и кладбищ, проведение работ по переводу радиационноопасных земель в сельскохозяйственное использование.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» территории радиоактивного загрязнения в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на население (величины эффективной дозы) подразделяются на следующие зоны:

  • зона эвакуации (отчуждения),
  • зона первоочередного отселения,
  • зона последующего отселения,
  • зона с правом на отселение,
  • зона проживания с периодическим радиационным контролем.

Зона  эвакуации (отчуждения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой  в 1986 году в соответствии с существовавшими  нормами радиационной безопасности было эвакуировано население (30- километровая зона и территория, с которой проведено  дополнительное отселение в связи  с плотностью загрязнения почв стронцием-90 выше 3 Ки/кв.км и плутонием-238, 239, 240 - выше 0,1 Ки/кв.км).

Зона  первоочередного отселения - территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 40 Ки/кв.км либо стронцием-90 или плутонием-238, 239, 240 соответственно 3,0; 0,1 Ки/кв.км и  более.

Зона  последующего отселения - территория с  плотностью загрязнения почв цезием-137 от 15 до 40 Ки/кв.км либо стронцием-90 от 2 до 3 Ки/кв.км или плутонием-238, 239, 240 от 0,05 до 0,1 Ки/кв.км, на которых среднегодовая  эффективная доза облучения населения  может превысить (над естественным и техногенным фоном) 5 мЗв в  год, и другие территории с меньшей  плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая  эффективная доза облучения населения  может превысить 5 мЗв в год.

Зона  с правом на отселение - территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв.км либо стронцием 0,5 до 2 Ки/кв.км или плутонием-238, 239, 240 от 0,02 до 0,05 Ки/кв.км, на которых среднегодовая  эффективная доза облучения населения  может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1 мЗв в  год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв в год.

Информация о работе Радиоэкологическая обстановка в Республике Беларусь