Принципы, методы и средства обеспечения безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:08, реферат

Краткое описание

Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:
обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;
создает и использует защиту от негативных воздействий как среды обитания, так и себе подобных.

Файлы: 1 файл

Введение в БЖД.docx

— 37.33 Кб (Скачать)

Введение в БЖД. Безопасность жизнедеятельности

Непрерывная интенсификация и расширение масштабов хозяйственной  деятельности человека, сопровождаемые неуправляемым ростом производства и нарушением экологического равновесия, приводят ко все более частому возникновению природных и техногенных ситуаций, явлений и процессов, характеризующихся резким отклонением от норм. Они приводят к возникновению стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБ, А и К) с многочисленными человеческими жертвами, огромными материальными потерями и нарушениями условий жизнедеятельности. Предупреждение ЧС, вызываемых указанными явлениями, являются актуальной проблемой современности. Ежегодно число жертв СБ, А и К не уменьшается, а увеличивается. Это происходит не только из-за активного роста воздействия человека на среду обитания (интенсивного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, массового использования средств транспорта, загрязнения окружающей среды и т. д.), стихийных бедствий, но и из-за неразумного отношения человека к самому себе. Алкоголизм, наркомания, потеря нравственности и т. д. негативно сказываются на процессе жизнедеятельности человека, особенно у нас, в России.

Анализ причин потерь населения  от последствий аварий, катастроф  и стихийных бедствий приводит к  выводу, что более чем в 80% случаев  возник-новение ЧС связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях ЧС.

Системное изучение наиболее вероятных ЧС, их особенностей и  возможных последствий, обучение поведению  в таких условиях призвано подготовить  человека к выбору правильного решения  для выхода из ЧС с наименьшими  потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

В учебных заведениях данная подготовка ведется путем изучения дисцип-лины "БЖД", предназначенной для формирования у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привития основополагающих знаний и умения распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также уметь ликвидировать последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случаях проявления любых опасностей.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности БЖД  предусматривает приобретение знаний, умений и навыков, ряда физичес-ких и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к наиболее потенциально опасным видам деятельности.

 

Один персидский шах собрал всех своих мудрецов и задал им вопрос: "Что все-таки движет человеком?". Десять лет работали мудрецы и  исписали сотни томов. "Изложите проще", — потребовал шах. Прошло еще тридцать лет, и мудрецы принесли ему одну толстенную книгу. Выгнал их шах и попросил, чтобы ответ  был ясен и понятен каждому.

Прошло еще много лет, и к умирающему шаху пришел последний  оставшийся в живых мудрец. И вымолвил шах: "Я умираю, скажи мне одним  словом, что движет человеком?". И  ответил мудрец: "Выживание".

Действительно, для того чтобы  жить, человеку нужны вода, еда, тепло. Имея это, он хочет удовлетворить свои новые потребности: получить не просто воду, еду, тепло, а хорошую еду, одежду, обувь и другие материальные и духовные блага — автомобиль, видеоаппаратуру, коттедж, заграничный отдых и т. д. Так уж устроен окружающий мир, жизнь человека связана с постоянной заботой о еде, одежде, обуви, жилище и тысяче других необходимых ему предметов, которые можно либо сделать самому, либо купить у другого человека.

Человек должен трудиться, заниматься какой-либо деятельностью. В ходе деятельности он общается с другими людьми, т. е. с окружающей его средой, и возникает  система "человек — среда обитания". Человек выбирает свое место жительства, вид деятельности, условия отдыха и тем самым определяет конкретную среду обитания.

Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в  данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать  прямое или косвенное, немедленное  или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:

обеспечивает свои потребности  в пище, воде и воздухе;

создает и использует защиту от негативных воздействий как среды обитания, так и себе подобных.

 

Принципы, методы и средства обеспечения  безопасности.

Принципы безопасности жизнедеятельности  – это основные направления дея-тельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

Теоретическое и познавательное значение принципов состоит в  том, что с их по-мощью определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и, следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и методы их расчета. Принципы БЖД позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на ос-нове сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «Человек-среда обитания», вклю-чающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений. Принципы БЖД могут быть применены в различных сферах: технике, медицине, органи-зации труда и отдыха. По сфере реализации, т.е. в зависимости от того где они применя-ются принципы БЖД могут быть подразделены на инженерно-технические, методические, медико-биологические.

По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они  осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы:

• ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.

• управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.

• организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защи-ту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.

• технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.

На последней группе принципов  следует остановиться как на особенно многочис-ленной и разнообразной. К техническим принципам относятся такие как:

защита количеством (снижение количественных характеристик негативных воз-действий, например, интенсивности шума), или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных, экологичных техниче-ских устройств (автомобильные двигатели с низким содержанием вредных веществ в вы-хлопных газах, мониторы компьютеров, обладающие незначительными уровнями элек-тромагнитного излучения в окружающую среду и т.п.);

защита расстоянием, использующая тот факт, что интенсивность ряда негатив-ных воздействий убывает с расстоянием;

защита с помощью ограждений;

экранирование;

блокировка;

герметизация;

принцип слабого звена (применение предохранителей, например, плавких  предо-хранителей в электрической цепи, размыкающих цепь при возникновении аварийного режима, предохранительных клапанов, мембран, которые в опасной ситуации сбрасывают избыточное давление и т.п.).

В дальнейшем вы увидите как  те или иные принципы реализуются  при защите от конкретных опасностей.

Принципы обеспечения  безопасности необходимо рассматривать  во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие  друг друга.

Некоторые принципы относятся  к нескольким классам одновременно. Принципы обеспечения БЖД образуют систему, и в тоже время каждый принцип обладает относи-тельной самостоятельностью.

Методы обеспечения БЖД.

Как известно, метод - это  способ достижения цели. Здесь целью  является обеспе-чение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных прин-ципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие ха-рактеристик человека с окружающей средой (будь то система "человек - производствен-ная среда", "человек - бытовая среда" или "человек - природная среда"), т.е. достичь оп-ределенного уровня безопасности.

Принято выделить четыре метода  БЖД:

А-метод: пространственное или временнóе разделение гомосферы и ноксо-сферы (дистанционное управление, механизация, автоматизация)

Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще про-изводственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристика-ми человека. Б-метод реализуется в создании безопасной техники.

В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого резуль-тат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксо-сфере (обучение, тренировка, профессиональный отбор).

Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.

 

Физиологические основы труда.

Физиология труда - раздел гигиены труда, посвященный изучению изменения функционального состояния  организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомендаций по организации трудового  процесса.

Основными задачами физиологии труда является: 1) исследование физиологических  параметров организма человека при  выполнении различных работ; 2) изучение физиологических закономерностей  организма человека в процессе трудовой деятельности; 3) разработка практических и мероприятий,  с целью оптимизации  трудового процесса, снижение утомляемости, сохранение здоровья и высокой работоспособности  в течение продолжительного времени.

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Общепризнанная физиологическая классификации  трудовой деятельности включает следующие  формы труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, с энергетическими  затратами от 17-25 МДж/сутки (4000-6000 ккал/сутки) и более. Это социально неэффективный  труд, с низкой производительностью, требующий до 50% рабочего времени  отдыха

Групповые формы труда - конвейер с дроблением процесса на операции, заданные ритмом, строгой последовательностью  выполнения операций, с подачей деталей  к рабочему месту. Монотонность - основная отрицательная особенность конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и нервному истощению. Причина в преобладании процесса торможения в корковой деятельности мозга.

Механизированные формы  труда с энергетическими затратами 12,5-17 МДж/сутки (3000-4000 ккал/сутки) связаны  с уменьшением мышечной деятельности, вовлечением в работу мелких мышц конечностей, характеризуются однообразием локальных действий, малым объемом  воспринимаемой информации, монотонностью.

Формы труда, связанные с  управлением производственными  процессами, при которых человек  выполняет функции оперативного звена управления.

Формы интеллектуального  труда, характеризующиеся необходимостью переработки большого объема информации, мобилизации памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций, незначительными  энергозатратами 10-11,7 МДж/сутки (2400-2000 ккал/сутки), снижением двигательной активности (гипокинезой)[7].

Регуляцию трудовой деятельности осуществляет, прежде всего, центральная  нервная система (ЦНС). Она регулирует деятельность клеток, тканей, органов  и системы человеческого организма. Теория центрально-нервной регуляции  трудовой деятельности разработана  отечественными учеными И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, Н.Е. Введенским, Л.А. Ухтомским.

Энергетические затраты  человека связаны с терморегуляцией, с увеличением тяжести труда  растет потребление кислорода и  количество расходуемой энергии (на 95%): при умственном труде 10,5-11,7 МДж, а тяжелой физической 16,3-18 МДж. При  очень тяжелой работе непрерывно нарастает потребление кислорода, и может возникнуть кислородная  задолженность, когда в организме  накапливаются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ и расхода энергии приводит к повышению теплообразования, температуры тела на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты являются критерием физической тяжести труда.

Мышечная работа влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.

Увеличение интенсивности  работы сопровождается ростом воздухообмена (с 5-8 л/мин до 100 л/мин) частотой дыхания (с 10-20 до 30-40 в мин) и долей использования  кислорода (от 3-4% до 4-8%). Это обуславливается усилием диффузии кислорода в легкие.

Мышечная работа включает статическую и динамическую. Статическая работа - это процесс сокращения мышц, необходимый для поддержания тела или его частей в пространстве. Такая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы.

 

Динамическая работа - процесс  сокращения мышц приводящий к перемещению груза, а также тела человека. Энергия расходуется и поддержание напряжения в мышцах и механический эффект работы.

 

В условиях НТП увеличивается  доля умственной компоненты в профессиональной деятельности. Формы умственного  труда подразделяют на: операторский; управленческий; творческий; преподавателей; медработников; учащихся и студентов.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ

 

1. Классификация социальных  опасностей.

Социум — это особая система, некоторый организм, развивающийся  по своим специфическим законам, ха­рактеризующимся чрезвычайной сложностью. В социуме взаимодействует огромное количество людей. Результа­том этих связей является особая обстановка, создающая­ся в отдельных социальных группах, которая может вли­ять на других людей, не входящих в данные группы. Социальными называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. Носителями социальных опас­ностей являются люди, образующие определенные соци­альные группы. Распространение социальных опасностей обусловлено по­веденческими особенностями людей отдельных соци­альных групп. Социальные опасности весьма многочис­ленны и угрожают большому числу людей. К ним, например, относятся все незаконные формы насилия, употребление веществ, нарушающих психичес­кое и физиологическое равновесие человека (алкоголь, наркотики), курение, суициды, мошенничество, шарла­танство, способные нанести ущерб здоровью людей. Социальные опасности могут быть классифицирова­ны по определенным признакам.

Информация о работе Принципы, методы и средства обеспечения безопасности