Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:54, реферат

Краткое описание

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит "войти в политику" и почувствовать дыхание истории.
Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся зако¬нодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области соци¬ально-экономических и культурных взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством

Файлы: 1 файл

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.docx

— 26.75 Кб (Скачать)
 

                    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                        
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

            По дисциплине :  «Безопасность жизнедеятельности»

            На тему:  «Право человека на охрану здоровья»  
 
 
 
 

Выполнила:

студентка  5 курса

группы      ФЗ-51  

Проверил:

Оценка ______________

_____________________

(подпись дата ) 
 
 

                                                   Москва 2010 
 

    Современное конституционное право - это отрасль  права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации  власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил  вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет  назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит "войти  в политику" и почувствовать  дыхание истории.

    Едва  ли не самым трудным в наше время  является слежение за быстро меняющимся законодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области социально-экономических и культурных взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством

    Социальные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь. 

    Охрана  здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

    Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий  труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

    Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.

    Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право  на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно  проживающие а России, и беженцы  пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравмедпромом России и министерствами здравоохранения республик в составе Федерации. 

    Конституция указывает ( ч.2 ст.41 ) на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем самым закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану здоровья и медицинскую помощь. По основным направлениям деятельности органов здравоохранения действуют специальные программы и законы: Федеральная целевая программа на 1993-1995 гг. по предупреждению распространения заболеваний СПИДом, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации 1993 г., Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте 1992 г., Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991 г., Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах от 23 февраля 1995 г. и др. Целями охраны здоровья людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права.

    Конституция запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих  угрозу для жизни и здоровья людей. Это важная грань охраны здоровья человека, она призвана предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Конституция прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. 

    Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при распространении  рекламы. Они установлены Указом Президента РФ от 17 февраля 1995 г. не допускается распространение в средствах массовой информации рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не утвержденных в установленном порядке, целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины, продукции, не имеющей необходимого сертификата. За рекламу подобного рода редакции средств массовой информации несут ответственность. 

    Другое  дело - право на медицинскую помощь. Это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

    Права отдельных групп населения гарантируются  государством особо. В Основах законодательства об охране здоровья граждан ( принятыми 22 июля 1993 г. ) гарантии в области охраны здоровья установлены: семье ( ст.22 ); беременным женщинам и матерям (ст.23); несовершеннолетним ( ст.24 ); военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и поступающим на военную службу по контракту ( ст.25 ); гражданам пожилого возраста ( ст26 ); инвалидам ( ст.27 ); гражданам при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах ( ст.28 ) и др.

    Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Кодекс о  браке и семье, Жилищный кодекс и  другие нормативные акты. 

    Забота  о детях, их воспитание объявлены  Конституцией "равным правом и обязанностью родителей" ( ч.2 ст.38 ). Следовательно, родители не в праве перекладывать  на государство функцию заботы о  детях и их воспитании, эта функция  является их обязанностью. В то же время  государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных  в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения. Расторжение брака родителей ( или их раздельное проживание ) не влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не в праве ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка ( в браке и при его расторжении ) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом. 

    Родительские  права не могут осуществляться в  противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не могут рассчитывать на защиту их прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

    Наконец, Конституция закрепляет обязанность  трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны  поддерживать родителей, а при необходимости  и содержать их. При отказе в  помощи необходимые средства (алименты) могу быть взысканы по суду, а при  злостном уклонении от уплаты алиментов  наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности , если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей ( ст.78 Кодекса о браке и семье ).

    Семейное  право, опирающееся на ст.38 Конституции  РФ, детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные права их участников. 

    При обращении за медицинской помощью  и ее получении в соответствии со ст.30 Основ граждане имеют право  на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  • выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • проведение консилиума и консультаций других специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и ( или )медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, в соответствии со ст.61 Основ;
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст.32 Основ;
  • отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;
  • получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст.31 Основ, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья в соответствии со ст.30 Основ;
  • получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования в соответствии со ст.30 Основ;
  • возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.
 

    В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно  к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

    Граждане  имеют право и на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР о медицинском страховании граждан в Российской Федерации от 28 июня 1991 г.1, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников.

    Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и  благополучия людей является экологическая безопасность. Поэтому мировое сообщество признало экологические права в качестве фундаментальных прав человека и гражданина.

Заключение

       Перспективы совершенствования здравоохранительной сферы связываются с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье», который обещает стать государственным организационно-правовым механизмом, способствующим выведению сферы здравоохранения из кризиса. Его осуществление началось в 2006 году.

       Причины появления приоритетного национального проекта «Здоровье» в самом общем виде ясны и понятны – сложная демографическая ситуация в стране и тяжелое положение отечественного здравоохранения.     

       Национальный проект "Здоровье" занимает важное место в решении стоящей сейчас перед государством задачи по улучшению демографической ситуации в стране, повышению качества услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, и увеличению охвата населения данными услугами, снижению уровня заболеваемости населения и т.д. Реализация этого проекта представляется обоснованной не только с точки зрения социальной, дающей сиюминутные блага, но и в первую очередь экономической, позволяющей задать новый, более высокий уровень жизни населения в стране. В долгосрочной перспективе рост человеческого капитала через повышение производительности труда должен увеличить конкурентоспособность России на мировых рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература. 

Информация о работе Право на охрану здоровья и медицинскую помощь