Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 16:12, курсовая работа
В данной работе мы остановимся только на оценке радиационной обстановки. Необходимость этой оценки вытекает из опасности поражения людей радиоактивными веществами, что требует быстрого вмещательства, учитывая ее влияние на организацию спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, а также на производственную деятельность объекта народного хозяйства в условиях заражения.
Введение 2-3
Глава 1: Оценка радиационной обстановки на объекте 3-5
1.1. Методы оценки радиационной обстановки 5-11
Глава 2: Особенности управления объектом экономики при радиоактивном заражении (загрязнении) местности 11
2.1. Определение работоспособности предприятия в условиях возможного
радиоактивного заражения 12-14
2.2. Управление объектом экономики при радиационном загрязнении 14-16
Заключение 17
Литература 18
При решении задач по оценке радиационной обстановки обычно приво-
дят уровни радиации на 1 час после взрыва. При этом могут встретиться
два варианта: когда время взрыва известно и когда оно неизвестно.
Для расчетов возможных экспозиционных доз излучения при действиях
на местности, зараженной радиоактивными веществами, нужны сведения об
уровнях радиации, продолжительности нахождения людей на зараженной
местности и степени защищенности. Степень защищенности характеризуется
коэффициентом ослабления экспозиционной дозы радиации Косл, значения
которого для зданий и транспортных средств приведены в таблице.
------------------------------
Наименование укрытий и транспортных ¦ Косл
средств или условия действия населения ¦
------------------------------
Открытое расположение на местности ¦ 1
¦
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ¦
Автомобили и автобусы ¦ 2
Железнодорожные платформы ¦ 1.5
Крытые вагоны ¦ 2
Пассажирские вагоны, локомотивы ¦ 3
¦
ПРОМЫШЛЕННЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ ¦
Производственные одноэтажные здания (цеха)¦ 7
Производственные и административные ¦
трехэтажные здания ¦ 6
¦
ЖИЛЫЕ КАМЕННЫЕ ДОМА ¦
Одноэтажные ¦ 10
Подвал ¦ 40
Двухэтажные ¦ 15
Подвал ¦ 100
Трехэтажные ¦ 20
Подвал ¦ 400
Пятиэтажные ¦ 27
Подвал ¦ 400
¦
ЖИЛЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА ¦
Одноэтажные ¦ 2
Подвал ¦ 7
Двухэтажные ¦ 8
Подвал ¦ 12
¦
В СРЕДНЕМ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ¦
Городского ¦ 8
Сельского ¦ 4
Теперь разберем конкретные примеры решения задач на данную методику.
Пример. В 11 ч 20 мин уровень радиации на территории объекта составлял 5,3 Р/ч. Определить уровень радиации на 1 ч после взрыва, если ядерный удар нанесен в 8 ч 20 мин.
Решение 1. Определяем разность между временем замера уровня радиации и временем ядерного взрыва. Оно равно 3 ч.
2. По табл. 1 коэффициент
для пересчета уровней
3. Определяем по формуле Pt=PoKt уровень радиации на 1 ч после ядерного взрыва Р1=Рз/Кз=5.З/0.267=19.8 Р/ч, так как Kt на 1 ч после взрыва К1==1, на З ч - Кз=0,267.
Не установленное разведкой время взрыва можно определить по скорости спада уровня радиации. Для этого в какой-либо точке на территории объекта измеряют дважды уровень радиации. По результатам двух измерений уровней радиации через определенный интервал времени, используя зависимость Pt=PoKt, можно рассчитать время, прошедшее после взрыва.
Пример. На территории объекта уровень радиации через 1 ч после взрыва P1==135 Р/ч. Определить время начала проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР), количество смен и продолжительность работы каждой смены, если известно, что первая смена должна работать не менее Т=2 ч, а на проведение всех работ потребуется 12 ч. Экспозиционная доза излучения на первые сутки установлена Дзад = 50 Р.
Решение. 1. Вычисляем среднее значение уровня радиации на время проведения работ; оно равно Рср= ==Дзад/Г==50/2==25 Р/ч.
2. Определяем Kcp х Pcp-Ki/Pi^ =25.1/135=0,187.
3. По табл. 1 находим tcp==4: ч.
4. Время начала работ Тн==Тср – Т/2 =3ч.
5. Уровни радиации на начало (/н==3 ч) и окончание (^к==15 ч) проведения СНАВР равны Рз= 135-0,267=36 Р/ч; Pi5=135.0,039 =5,3 Р/ч.
6. Суммарную экспозиционную дозу излучения находим D = 5х36х3 - 5х5,3х15 = 142,5 Р.
7. При заданной экспозиционной дозе излучения 50 Р потребуется 3 смены. •
Первая смена проводит работы в течение 2ч (с 3 до 5 ч после взрыва).
Вторая смена начинает работы через 5 ч после взрыва при уровне радиации P5= 135х0,145 19,6 Р/ч. Для времени начала работы 5 ч и отношения Dзад/P5 =50/19,6 = 2,5 находим продолжительность работы второй смены 7=3 ч 28 мин.
Третья смена начинает работу через 8 ч 30 мин при уровне радиации P8,5= 10,3 Р/ч, и оканчивает через 15 ч после взрыва при уровне радиации P15 ==5,3 Р/ч. За это время личный состав смены получит экспозиционную дозу излучения D = 5 х 10,З х 8,5 – 5х5,3х15=40Р.
Глава 2: Особенности управления объектом экономики при радиоактивном заражении (загрязнении) местности.
Объектом
экономики называется субъект хозяйственной
деятельности, производящий экономический
продукт (результат человеческого
труда и хозяйственной
2.1.
Определение работоспособности
предприятия в условиях
возможного радиоактивного
заражения.
Последствия радиационной аварии (РА)
обусловлены их поражающими факторами
- местности (в основном -, - излучениями)
и воздействием излучений на людей.
Воздействие проникающей радиации ЯВ
на ОЭ проявляется главным образом через
ее действия на людей, конструкционные
материалы и приборы, которые чувствительны
к радиации. Поражающее же действие РЗ
связано с заражением (загрязнением) местности,
акватории и также с облучением людей.
В практической дозиметрии в качестве
основных параметров, характеризующих
степень опасности поражения людей излучением
и РЗ местности по - излучению, приняты
соответственно доза излучения и уровень
радиации. Устойчивость работы ОЭ в ЧС
мирного и военного времени зависит в
первую очередь от надежной защиты его
рабочих и служащих. Поэтому оценивая
устойчивость функционирования какого
либо ОЭ к воздействию указанных поражающих
факторов, необходимо оценить воздействие
ионизирующих излучений на рабочих и служащих,
занятых в производстве, а также воздействие
на радиоэлектронную аппаратуру и материалы.
Критерием устойчивости работы объекта
при воздействии проникающей радиации
и радиоактивного заражения является
предельно допустимая доза (ПДД) облучения
людей, которая не приводит к потере их
работоспособности и заболеванию лучевой
болезнью. ПДД или основной дозовой предел
в случае выполнения аварийных работ на
РЗ местности из-за аварий, катастроф на
атомных станциях (АС) и других радиационно-опасных
объектах (РОО), устанавливается "Нормами
радиационной безопасности (НРБ)". Так,
для действующих, строящихся, реконструируемых
и проектируемых АС согласно НРБ-96 планируемое
повышение облучения в дозе - эффективная
доза в год: 100 м3в (10 бэр) с разрешения территориальных
органов Госсанэпиднадзора и 200 м3в (20 бэр)
только с разрешения Госкомсанэпиднадзора
РФ /12,11/. Для военного времени при ЯВ / 1
/ ПДД установлены следующие: при однократном
облучении (в течении 4 сут.) - 50 Р; при многократном
облучении - 100 Р (в течении 30 сут.), 200 Р (в
течение 3 месяцев) и 300 Р (в течение 1 года).
Условия работы ОЭ после ядерного взрыва
или радиационной аварии, катастрофы на
РОО характеризуются радиационной обстановкой
(РО) на его территории, а следовательно,
уровнем радиации и местом работы людей
(в зданиях или на открытой местности).
Исходными данными для оценки устойчивости
работы ОЭ при РЗ местности и действии
проникающей радиации являются: уровень
радиации и доза излучения после ЯВ; характеристика
производственных зданий и сооружений
(расположение, конструкция, этажность
и т.д.); характеристики защитных сооружений
(ЗС); характеристики технологического
оборудования, приборов, автоматики и
используемых материалов. Оценка устойчивости
работы промышленного объекта и др. ОЭ
производится в такой последовательности:
1. Определяется степень защищенности
рабочих и служащих, характеризуемая коэффициентом
ослабления (Kосл.) защитных сооружений
или производственных зданий. В этом случае
находятся значения каждого здания, сооружения,
убежища и др. ЗС, в которых будет работать
или отдыхать производственный персонал.
2. Рассчитывается допустимая доза облучения
людей и уровень радиации через 1ч после
взрыва на данный рабочий день. Уровень
радиации после взрыва и доза облучения
персонала объекта определяются при выявлении
и оценке РО по данным разведки местности.
По значению дозы излучения оценивается
устойчивость работы объекта согласно
указанному определению по критерию устойчивости:
DобПДД. 3. Определяется критерий устойчивости
работы ОЭ. При этом значение полученной
дозы излучения сравнивается с ПДД согласно
определению критерия устойчивости объекта:
DобПДД - объект устойчив. 4. Выявляется
возможность герметизации помещений объекта
для предотвращения распространения РВ
и радиоактивных газов. 5. Определяется
режим радиационной защиты рабочих и служащих.
По значению уровня радиации на ОЭ через
1ч после взрыва согласно методике оценки
РО находится режим защиты персонала объекта.
Типовой режим включает три этапа (периода):
а) I этап - продолжительность прекращения
работы объекта и пребывания людей в ЗС;
б) II этап - продолжительность работы объекта
с использованием ЗС для отдыха людей;
в) III этап - продолжительность работы объекта
с использованием для отдыха жилых домов
с ограничением времени пребывания людей
на открытой местности. Таким образом,
допустимая продолжительность работы
рабочих и служащих на промышленном объекте
и режим их поведения в условиях РЗ будет
зависеть от: - уровня радиации на ОЭ; -
от значений Kосл. производственных зданий
сооружений и ЗС, где будут работать и
отдыхать люди; - от величины дозы излучения
на данные сутки работы ОЭ. С учетом этих
факторов и с использованием методики
оценки РО определяется и вводится режим
радиационной защиты рабочих и служащих
объекта. Анализ результатов оценки устойчивости
работы ОЭ в условиях воздействия проникающей
радиации и РЗ завершается выводами, в
которых указываются: ожидаемые дозы облучения
на открытой РЗ местности; критерий устойчивости
объекта; степень защиты персонала и оборудования;
возможность непрерывной работы объекта
в обычном режиме и при РЗ территории ОЭ;
мероприятия по повышению устойчивости
работы объекта.
2.2. Управление объектом экономики при радиационном загрязнении.
1) Администрация выводимого из эксплуатации объекта обязана разработать, утвердить и согласовать с органами Госсанэпиднадзора план мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии и план мероприятий по защите населения в случае радиационной аварии. План должен содержать следующие основные разделы:
прогноз возможных аварий с учетом вероятных причин, типов и сценариев развития аварии, а также прогнозируемой радиационной обстановки при авариях разного типа;
критерии для принятия решений о проведении защитных мероприятий;
перечень организаций, с которыми осуществляется взаимодействие при ликвидации аварии и ее последствий;
организация аварийного радиационного контроля;
оценка характера и размеров радиационной аварии;
порядок введения аварийного плана в действие;
порядок оповещения и информирования;
поведение персонала при аварии;
обязанности должностных лиц при проведении аварийных работ;
меры защиты персонала при проведении аварийных работ;
противопожарные мероприятия;
мероприятия по защите населения и окружающей среды;
оказание медицинской помощи пострадавшим;
меры по локализации и ликвидации очагов (участков) радиоактивного загрязнения;
подготовка и тренировка персонала к действиям в случае аварии.
2) Система радиационной безопасности персонала и населения при радиационной аварии на выводимом из эксплуатации объекте должна обеспечивать сведение к минимуму негативных последствий аварии, прежде всего - предотвращение возникновения детерминированных эффектов и минимизацию стохастических эффектов, что достигается путем восстановления контроля над источником излучения, снижения доз облучения, количества облучаемых лиц, а также радиоактивного загрязнения окружающей среды.
3) На производственных участках, в санпропускнике и здравпункте должны находиться аптечки с набором необходимых средств первой помощи пострадавшим при аварии, а также восполняемый запас средств санитарной обработки лиц, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Состав аптечки и средств санитарной обработки определяется администрацией объекта по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.
4) Во всех случаях установления факта радиационной аварии администрация объекта обязана немедленно поставить в известность:
администрацию территории;
органы Госсанэпиднадзора;
вышестоящую организацию
или ведомство.
Заключение
Проблемы радиационной безопасности занимают далеко не последнее место в нашей
жизни. Вопросами разрешения данной проблемы задаются многие люди, как те,
которые живут воспоминаниями от Чернобыльской катастрофы, так и те,
местожительство которых находится неподалеку от территории атомной станции.
Но что бы ни говорилось о якобы обеспеченной экологической чистоте ядерной
энергетики, возможность загрязнения окружающей среды существует практически
на всех этапах производства, как ядерной энергетики, так и ядерного оружия.
Хотя вероятность загрязнения окружающей среды при нормальной работе атомной
станции невелика, но аварии могут иметь катастрофические последствия.
Ядерное оружие - огромная угроза всему человечеству. Так, по расчетам
американских специалистов, взрыв термоядерного заряда мощностью 20 Мт может
сравнять с землей все жилые дома в радиусе 24 км и уничтожить все живое на
расстоянии 140 км от эпицентра.
Учитывая накопленные запасы ядерного оружия и его разрушительную силу,
специалисты считают, что мировая война с применением ядерного оружия означала
бы гибель сотен миллионов людей, превращение в руины всех достижений мировой
цивилизации и культуры.
К счастью, окончание холодной войны немного разрядило международную
политическую обстановку. Подписаны ряд договоров о прекращении ядерных
испытаний и ядерном разоружении.
Также важной проблемой на сегодняшний день является безопасная эксплуатация
атомных электростанций. Ведь самая обыкновенное невыполнение техники
безопасности может привести к таким же последствиям что и ядерная войны.