Особенности оповещения населения при ЧС природного и техногенного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:14, доклад

Краткое описание

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 72.83 Кб (Скачать)

 

АКАДЕМИЯ  ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

МЧС РОССИИ

Кафедра Оперативное Управление

РСЧС  и ГО

ДОКЛАД

Тема:«Особенности оповещения населения при ЧС природного и техногенного характера» 
 

                     Исполнил:      слушатель 5101А  уч. группы

        майор  Джамалов А.Б.

                  Проверил:  _____________________________________

 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

     Одно  из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

     В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала  при любом характере опасности  включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых  означает единый сигнал опасности —  “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы  прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению  в сложившихся условиях. Речевая  информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей  понять, что случилось и что  следует делать.

     Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные  системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

     Система оповещения города. Верхнее звено  системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в  органе управления ГОЧС города, где  организовано постоянное дежурство  ответственных лиц.

     Основным  средством доведения до населения  условного сигнала об опасности  на территории Российской Федерации  являются электрические сирены. Они  устанавливаются по территории городов  и населенных пунктов с таким  расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300–400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.

     Другим  эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго  этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40–50 м вдоль  улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие  сети уличных громкоговорителей  развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В  отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

     В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата  программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры. Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система  централизованного оповещения для  всех зон города (Москва разбита  на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”. Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.

СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

     Основной  задачей в случае возникновения  любых чрезвычайных ситуаций является сохранение жизни людей, попавших в  опасную зону. В настоящее время  во главе угла при решении этой задачи стоит своевременное оповещение и информирование всех заинтересованных лиц при помощи современных средств связи. Какова структура действующей системы оповещения в России? В чем ее сильные и слабые стороны.

Прогнозируемые, а также возникающие вне прогноза техногенные и природные чрезвычайные ситуации (ЧС) требуют оперативных  и скоординированных действий со стороны всех уровней единой государственной  системы предупреждения и ликвидации ЧС России (РСЧС). В число основных задач РСЧС входит оповещение ответственных должностных лиц в оперативных единых дежурно-диспетчерских службах (ЕДДС) МЧС РФ, департаментах, управлениях, отделах, ведомствах, службах, а также оповещение населения, находящегося в районе ЧС. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих систем оповещения ГО. Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к использованию систем оповещения ГО является составной частью мероприятий по гражданской обороне, которые проводят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления на соответствующих территориях и в организациях.

Системы оповещения ГО должны охватывать 100% населения  страны, в том числе:

  • 96% населения должны оповещаться автоматизированной системой централизованного оповещения РФ;
  • 4% населения должны оповещаться путем использования всех имеющихся действующих средств связи.

Значительная  экономическая целесообразность функционирования таких систем оповещения подтверждена на практике. При возникновении ЧС каждая минута промедления часто  оборачивается значительными материальными  и, самое главное, людскими потерями. Это подтверждается анализом убытков, которые понесла Россия в результате последних техногенных ЧС. В данной ситуации лица, которые занимают руководящие  посты разных уровней в сфере  гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в  постоянной готовности к работе систем оповещения ГО.

Уровни  системы оповещения ГО

В состав системы оповещения ГО России входят:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения

Федеральная автоматизированная система централизованного  оповещения (АСЦО) в автоматическом режиме обеспечивает поступление сигналов и информации оповещения от пунктов  управления МЧС России до всех региональных центров (РЦ), органов управления по делам ГОЧС, соединений и воинских частей войск ГО, находящихся в подчинении федерального центра, а также до федеральных органов исполнительной власти. 
Региональные системы оповещения обеспечивают передачу сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления региональных центров (РЦ) до подчиненных им органов управления по делам ГОЧС, сил, соединений и частей войск ГО. Их работа сопряжена с работой федеральной системы и обеспечивает оповещение 7 регионов. 
Оповещение населения Российской Федерации и органов управления на территории городов, городских и сельских районов обеспечивается 88 территориальными системами оповещения, каждая из которых работает в автоматическом режиме. Основной задачей территориальных систем оповещения является обеспечение передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации до:

  • органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов;
  • руководителей организаций и служб, обеспечивающих ГО, в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, а также в Москве и Санкт-Петербурге;
  • диспетчеров оперативных дежурных служб на потенциально опасных объектах и других крупных объектах экономики;
  • населения, проживающего на территории того или иного субъекта Российской Федерации.

Местные системы оповещения

Основной  задачей местных систем оповещения является обеспечение передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения сообщаются:

  • оперативным дежурным служб (диспетчерам) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
  • руководящему составу гражданской обороны города, городского и сельского районов, а также руководителям районных и городских служб гражданской обороны;
  • населению, проживающему на территории города, городского или сельского района.

Средства  местных систем оповещения можно  условно разделить на:

  • средства оповещения должностных лиц;
  • средства оповещения населения;
  • средства оповещения трудовых коллективов.

Рабочее место оператора (автоматизированный пульт управления П-166 АПУ) в составе  системы централизованного оповещения позволяет:

  • формировать, корректировать и хранить в памяти ПЭВМ списки абонентов (номер телефона, Ф.И.О и др.);
  • формировать, корректировать и хранить данные о структуре сети оповещения;
  • документировать информацию о работе системы и факты подтверждений оповещения штатным печатающим устройствам ПЭВМ;
  • выводить на экран монитора ПЭВМ номера телефона и Ф.И.О. не ответивших абонентов;
  • программно формировать дополнительные команды управления для запуска системы, расширяя ее функциональные возможности; [=> принимать команды оповещения с КТС верхнего звена, поступление которых сопровождается индикацией номера принятой команды и звуковым сигналом;
  • передавать на КТС верхнего звена автоматические и ручные подтверждения о приеме сигнала оповещения;
  • передавать речевые сообщения непосредственно с микрофона или сообщения, подготовленные заранее;
  • производить речевой обмен с выбранным абонентом сети;
  • осуществлять прием и передачу данных о чрезвычайных ситуациях;
  • осуществлять передачу и прием информации по выделенным или по 4-проводным каналам связи, взятым у их основных потребителей.

Информация о работе Особенности оповещения населения при ЧС природного и техногенного характера