Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 23:03, реферат
Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Основы безопасности жизнедеятельности……………………………………………..3
1.1 Основные понятия термины и определения………………………………………...3
1.2 Цели, задачи, объект и предметы изучения науки
«Безопасность жизнедеятельности»………………………………………………….4
2. Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска…………………………………………………………………………..6
3. Понятие безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения
безопасности……………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра "Транспортное право"
РЕФЕРАТ
Тема: «Основы безопасности жизнедеятельности: понятие, признаки, определения»
Выполнила: Игнатова Анастасия Николаевна
студентка группы ЮЮГ-113
Проверил: Пищелко Александр Валерьевич
Москва, 2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.
Основы безопасности жизнедеятельности…………………………………
1.1 Основные понятия термины и определения………………………………………...3
1.2 Цели, задачи, объект и предметы изучения науки
«Безопасность жизнедеятельности»………………………………
2. Опасности
и их источники, количественная
характеристика опасности, концепция
приемлемого риска…………………………………
3. Понятие безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения
безопасности………………………………………………
Введение
Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.
Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.
Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос.
1 Основы безопасности жизнедеятельности
1.1 Основные понятия термины и определения
Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.
Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.
В
настоящее время вокруг
Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.
Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.
Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.
Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.
В процессе жизнедеятельности
человек может оказаться в
любой опасной ситуации (заблудился
в лесу, получил травму, подвергся
нападению хулиганов и т.д.), когда
для выживания потребуется
Экстремальная ситуация
Часто на определенной
Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.
Обеспечение
безопасности и здоровья
Эти
дисциплины изучают сложный
1.2 Цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»
Очевидно, как всякая наука, БЖД имеет свои цели, задачи, объект и Предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.
Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого цель БЖД следующая:
- достижение
безаварийной ситуации и
- предупреждение травматизма;
- сохранение здоровья;
- сохранение работоспособности;
- сохранение качества полезного труда.
Для достижения цели БЖД выдвигаются научные и практические задачи. К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности
Основными задачами БЖД являются:
• распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;
• снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;
• обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Воспитание любви к окружающей
среде, привитие подрастающему
Модернизация системы обучения
и воспитания современного
Объектом изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную.
Основным элементом производственной среды является труд, который, в свою очередь, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, «машины» - средства и предметы труда, процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).
Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.
К предметам изучения БЖД относятся физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.
Исследование предметов и объекта БЖД для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими, как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, техника пожарной безопасности, горноспасательное дело, гражданская оборона, охрана окружающей среды.
2. Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска
Негативные воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями.
Опасность - основное понятие БЖД, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.
Источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Опасности не обладают избирательным свойством и при своем возникновении негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.
Все опасности классифицируют по ряду признаков:
1) по видам источников возникновения различают опасности естественные, техногенные и антропогенные.
- Естественные опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т.п.
-Опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными, а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей.
Таким образом, чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных и техногенных опасностей - вредных и опасных факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.
Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Опасный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.
В настоящее время перечень реально действующих техногенных и антропогенных негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или значительными энергетическими уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др. В быту нас также сопровождает большая гамма негативных факторов. Например, загрязненный воздух, недоброкачественная пища, шум, электромагнитные поля от бытовых приборов и др.
2) по видам потоков в жизненном пространстве опасности делятся на энергетические, массовые и информационные.
3) по моменту возникновения опасности делятся на прогнозируемые и спонтанные.
4) по виду воздействия на человека различают вредные и травмоопасные опасности.
5) по объектам защиты различают опасности, действующие на человека, на природную среду и на материальные ресурсы.
6) по видам зон воздействия опасности делятся на производственные, бытовые, городские (транспортные и др.), зоны чрезвычайных ситуаций.
Информация о работе Основы безопасности жизнедеятельности: понятие, признаки, определения