Основы безопасности жизнедеятельности: понятие, признаки, определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 23:03, реферат

Краткое описание

Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Основы безопасности жизнедеятельности……………………………………………..3
1.1 Основные понятия термины и определения………………………………………...3
1.2 Цели, задачи, объект и предметы изучения науки
«Безопасность жизнедеятельности»………………………………………………….4

2. Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска…………………………………………………………………………..6

3. Понятие безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения
безопасности……………………………………………………

Файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ) 
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра "Транспортное право"

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Основы безопасности жизнедеятельности: понятие, признаки, определения»

 

 

 

 

Выполнила: Игнатова Анастасия Николаевна 
студентка группы ЮЮГ-113 
Проверил: Пищелко Александр Валерьевич

 

 

 

 

Москва, 2015

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3

1. Основы безопасности жизнедеятельности……………………………………………..3

   1.1 Основные понятия термины и определения………………………………………...3

   1.2 Цели, задачи, объект и предметы изучения науки

         «Безопасность жизнедеятельности»………………………………………………….4

 

2. Опасности  и их источники, количественная  характеристика опасности, концепция  приемлемого риска…………………………………………………………………………..6

 

3. Понятие  безопасности, её системы, принципы  и методы обеспечения 

безопасности…………………………………………………………………………………8

 

Введение

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.

Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.

Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос.

1 Основы безопасности  жизнедеятельности

 

1.1 Основные понятия термины  и определения

 

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

   В  настоящее время вокруг человека  существует множество опасностей  природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

   Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

   Опасными  называют такие факторы, которые  могут привести к травмам и  нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

   Все  опасные и вредные факторы  образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

   Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

    В процессе жизнедеятельности  человек может оказаться в  любой опасной ситуации (заблудился  в лесу, получил травму, подвергся  нападению хулиганов и т.д.), когда  для выживания потребуется мобилизация  всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

    Экстремальная ситуация возникает  при нахождении человека в  ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

    Часто на определенной территории  в результате опасных социальных  ситуаций, природных явлений, техногенных  аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

   Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

   Обеспечение  безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

   Эти  дисциплины изучают сложный процесс  взаимодействия человека и окружающей  среды.

 

1.2 Цели, задачи, объект и предметы  изучения науки «Безопасность  жизнедеятельности»

 

   Очевидно, как всякая наука, БЖД имеет свои цели, задачи, объект и Предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

   Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого цель БЖД следующая:

 

- достижение  безаварийной ситуации и готовности  к стихийным бедствиям и другим  проявлениям природной среды;

- предупреждение  травматизма;

- сохранение  здоровья;

- сохранение работоспособности;

- сохранение  качества полезного труда.

 

   Для достижения цели БЖД выдвигаются научные и практические задачи. К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности

   Основными задачами БЖД являются:

• распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

• снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

• обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

 

    Воспитание любви к окружающей  среде, привитие подрастающему поколению  основных умений и навыков  существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

    Модернизация системы обучения  и воспитания современного поколения  молодых людей предусматривает  кардинальные перемены в профессиональной  подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

    Объектом изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную.

    Основным элементом производственной среды является труд, который, в свою очередь, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, «машины» - средства и предметы труда, процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).

    Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.

    К предметам изучения БЖД относятся физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.

    Исследование предметов и объекта БЖД для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими, как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, техника пожарной безопасности, горноспасательное дело, гражданская оборона, охрана окружающей среды.

2. Опасности и их  источники, количественная характеристика  опасности, концепция приемлемого  риска

 

   Негативные воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями.

   Опасность - основное понятие БЖД, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

   Источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Опасности не обладают избирательным свойством и при своем возникновении негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

   Все опасности классифицируют по ряду признаков:

1) по видам источников возникновения различают опасности естественные, техногенные и антропогенные.

      - Естественные опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т.п.

      -Опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными, а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей.

   Таким образом, чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных и техногенных опасностей - вредных и опасных факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

   Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

   Опасный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

   В настоящее время перечень реально действующих техногенных и антропогенных негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или значительными энергетическими уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др. В быту нас также сопровождает большая гамма негативных факторов. Например, загрязненный воздух, недоброкачественная пища, шум, электромагнитные поля от бытовых приборов и др.

2) по видам потоков в жизненном пространстве опасности делятся на энергетические, массовые и информационные.

3) по моменту возникновения опасности делятся на прогнозируемые и спонтанные.

4) по виду воздействия на человека различают вредные и травмоопасные опасности.

5) по объектам защиты различают опасности, действующие на человека, на природную среду и на материальные ресурсы.

6) по видам зон воздействия опасности делятся на производственные, бытовые, городские (транспортные и др.), зоны чрезвычайных ситуаций.

Информация о работе Основы безопасности жизнедеятельности: понятие, признаки, определения