Нарушение осанки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:59, доклад

Краткое описание

Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.

«Привычное положение тела» — это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.

Файлы: 1 файл

Нарушение осанки.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

   Выраженные  формы сколиоза ( 3-4 ст.) составляют  около 0,6-0,7% от общего количества  детей, страдающих сколиотической  болезнью. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

   Детям  с нарушениями осанки, непрогрессирующими  формами сколиоза необходимо  проводить лечение в амбулаторных  условиях до окончания их роста.  Основу комплексного лечения  должна составлять корригирующая  гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, изменяя их строение и функцию. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие ), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции , мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

   Обычно, если нет других заболеваний,  детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст ( вызванных недостатками организаций школьного и домашнего режима ) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

   При сколиозах  2-3 ст дети требуют особого  подхода и им обычно назначается  группа лечебной физкультуры,  дети занимаются в поликлинике  или во врачебно-физкультурном  диспансере.

   Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

   По характеру  воздействия на опорно-двигательный  аппарат все виды спорта можно  разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.

   Наблюдения  в динамике показывают, что для  устранения имеющихся нарушений  осанки во фронтальной плоскости  требуется длительное лечение  ( в среднем от 1 до 5 лет ).  

   В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений ( видами спорта ) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях ( до 6,0 - 7,0 % ) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста , в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем , что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

   Таким  образом, при выборе средств  профилактики и лечения детей  с нарушениями осанки и сколиозом  1 ст важен правильный подход: рекомендовать им корригирующую  гимнастику или занятия определенными  видами спорта.

   Дети  с нормальной осанкой могут  заниматься любыми видами спорта. Однако надо иметь в виду , что ранняя узкая специализация в асимметричных видах спорта приводит к нарушению осанки . В связи с этим, важно предусмотреть разностороннюю подготовку юных спортсменов.

   Дети  с нарушениями осанки и сколиозом 1 ст должны быть ориентированы в симметричные и смешанные виды спорта. Но, таким детям в течение первого года занятий необходимо проводить ортопедическое обследование не менее 2-х раз в год, чтобы не просмотреть прогрессирование процесса. При наличии признаков прогрессирования занятия спортом должны быть запрещены.

   Занятия  асимметричными видами спорта  при нарушениях осанки во фронтальной  плоскости и сколиозах 1 ст  противопоказаны. Они способствуют  прогрессированию имеющихся изменений. 

   При наличии у детей хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систем, органов выделения на фоне нарушений осанки и сколиоза 1 ст занятия спортом противопоказаны.

   Таким  образом, только разумные занятия  спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводят к патологическим отклонениям в опорно- двигательном аппарате.  

Профилактика 

Профилактика  развития нарушений осанки и сколиозов  должна быть комплексной и включать:    а). сон на жесткой постели в  положении лежа на животе или спине;

   б). правильная  и точная коррекция обуви : устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп ( плоскостопие, косолапость ).

   в). организация  и строгое соблюдение правильного  режима дня ( время сна , бодрствования,  питания и т.д. );

   г). постоянная двигательная активность , включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

   д). отказ  от таких вредных привычек, как  стояние на одной ноге, неправильное  положение тела во время сидения  ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. );

   е). контроль  за правильной, равномерной нагрузкой  на позвоночник при ношении  рюкзаков , сумок, портфелей и  др.;

   ж). плавание.  

Тренировка  мышц спины и живота 

   Для выработки  правильной осанки и профилактики  ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

   Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

   Силовая  выносливость мышц-разгибателей  спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка " или "рыбка " на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

   Силовая  выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед ( темп выполнения 15 -16 раз в мин ). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.

   Упражнения  для развития статической выносливости  мышц выполняются в статическом  режиме, т.е. мышцы необходимо  напрячь и удерживать в этом  состоянии 5 - 7 сек, затем сделать  паузу для отдыха в течение  8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И . п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения ( палки, гантели, мячи, медицинболы ), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе. 

ЛЕЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ 

Лечение нарушений  осанки процесс длительный. Лечение  проводится у ортопеда. Применяются  мануальная терапия, лечебная гимнастика, использование корсетов и т.д. С  помощью гимнастики мышцы разрабатываются  и способствуют поддержанию позвоночника в нормальном состоянии. Это мышцы живота, поясницы, спины, а при шейном сколиозе – мышцы шеи и плеч. Не рекомендуется самостоятельно придумывать комплекс упражнений, поскольку некоторые упражнения при сколиозе категорически запрещены (например, прыжки, поднятие тяжестей). В крайнем случае, проводится хирургическое лечение.  

Физическая реабилитация сколиотических больных проводится в комплексе с медицинской, психологической  и социальной реабилитацией и  включает: рациональный режим дня  и двигательной активности, правильно сбалансированное питание, а также другие методы консервативной терапии. 

Режим дня у  пациентов со сколиозом состоит  из лечебных мероприятий в соответствии с медицинскими требованиями учебных  занятий, сна, бодрствования, приема пищи развлечений. Дети спят на ортопедической постели или на постели с деревянным или металлическим щитом. Во время дневного отдыха, учебных занятий и лечебных процедур ребенок должен лежать пре-имущественно на спине или животе на невысокой подушке. 

Весь комплекс восстановительных мероприятий проводится по трем режимам двигательной активности:

•режим щадящий (РД-1) - назначается при прогрессирующих  сколиозах I - II степени, некомпенсированном сколиозе, сколиозе IV степени, состояниях после хирургических вмешательств, а также кратковременно всем больным в периоде акклиматизации, реабилитационные мероприятия у пациентов с РД-I включают ношение функционального кольта. Для удобства дневного и ночного сна в корсете изготавливают гипсо-вую кроватку или полукроватку с учетом корсета. Корсет снимают время приема лечебных процедур.

•режим щадяще-тренирующий (РД-II) назначают пациентам с непрогрессирующими, компенсированными II - III степенями  сколиоза. Этот режим исключает нагрузки на позвоночник, связанные с длительным сидением, бегом, прыжками, физическими работами. В ношении корсета у детей с РД-II, как правило, необходимости нет.

•режим тренирующий (РД-III) - применяют детям с I степенью непрогрессирующего сколиоза. Комплекс реабилитационных мероприятий у  них включает дозированную нагрузку, элементы спортивных игр, ближний туризм и др. 

Рациональное  питание пациентов строится на соблюдении физиологических соотношений основных веществ - белков, жиров, углеводов (1:1:4) при повышенном содержании в пище минеральных солей и витаминов. Необходимо достаточное содержание в пище полноценных белков и углеводов для обеспечения в организме пластических и энергетических процессов. Минеральные соли (соли кальция, фосфора и др.) должны входить в пищевой рацион за счет пищевых проектов. 

Ведущая роль в реабилитации больных с нарушениями осанки и сколиозах принадлежит ЛФК (лечебная физкультура). Клинико-физиологическим обоснованием к применению средств ЛФК в комплексной реабилитации больных сколиозом является связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы. ЛФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции. При неполной коррекции ЛФК обеспечивает стабилизацию позвоночника и препятствует прогрессированию болезни. Применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения. Специальными являются упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника - корригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными. Неравномерная тренировка мышц при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости искривления, что непосредственно приводит к нормализации тяги позвоночного столба. 

Массаж является обязательным компонентом функционального  лечения детей с нарушениями  осанки и при сколиозах. Применяется  общий массаж мышц спины и живота, а также специальный массаж определенных мышечных групп в зависимости от формы патологии. Массаж показан при всех степенях сколиоза. Его цель – улучшить лимфо- и кровообращение, укрепить мышцы спины и живота, нормализовать их тонус, способствовать коррекции позвоночника, улучшению o6щего физического состояния ребенка. 

Физиотерапевтические  процедуры назначают больным  с нарушениями осанки и сколиозом  в целях улучшения трофики  тканей, повышения сократительной активности мышц спины на выпуклой стороне деформации, общезакаливающего эффекта. Из методов аппаратной физиотерапии применяют индуктотермию в сочетании с электрофорезом кальция и фосфора, электростимуляцию мышц, общее ультрафиолетовое облучение. 

Курортные факторы  играют существенную роль в реабилитации больных с нарушениями осанки и сколиозом. Применяют климатолечение, бальнео-, пелоидо-, талассотерапию. 
 

Информация о работе Нарушение осанки