Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:26, реферат
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. В конкурентной борьбе за квалифицированный персонал кадровым службам предприятий приходится перестраивать свою работу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ…………………………………………………………………….5
2. МОТИВАЦИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………...13
2.1 Особенности формирования мотивов труда персонала…………………...13
2.2 Роль персональных мотивов в повышении результатов труда…………...18
2.3 Пути повышения производительности труда за счет совершенствования мотивации работников к труду…………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА
МОТИВАЦИИ………………………………………………………
2. МОТИВАЦИЯ КАК СПОСОБ
ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………
2.1 Особенности формирования
мотивов труда персонала…………………...13
2.2 Роль персональных
мотивов в повышении
результатов труда…………...18
2.3 Пути повышения производительности
труда за счет совершенствования
мотивации работников
к труду…………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ
ИСТОЧНИКОВ………………………………33
ВВЕДЕНИЕ
Основой любой организации
и ее главным богатством
являются люди. Многие
организации, желая
подчеркнуть свой вес
и размах деятельности,
говорят не о размере
их производственных
мощностей, объеме производства
или продаж, финансовом
потенциале и т.п., а
о числе работников
в организации. В конкурентной
борьбе за квалифицированный
персонал кадровым службам
предприятий приходится
перестраивать свою
работу.
Хорошая организация
стремится максимально
эффективно использовать
потенциал своих работников,
создавая все условия
для наиболее полной
отдачи сотрудников
на работе и для интенсивного
развития их потенциала.
Управление персоналом
включает в себя не только
кадровый учет, но и
развитие систем мотивации
работников, и формирование
корпоративной культуры,
и повышения престижа
предприятия, и создание
условий для привлечения
новых высококвалифицированных
специалистов.
Руководство организации
может разработать прекрасные
планы и стратегии, найти
оптимальные структуры
и создать эффективные
системы передачи и
обработки информации,
установить в организации
современное оборудование
и использовать самые
современные технологии.
Однако все это будет
сведено на нет, если
члены организации не
будут работать должным
образом, если они не
будут справляться со
своими обязанностями,
не будут вести себя
в коллективе соответствующим
образом, стремиться
своим трудом способствовать
достижению организацией
ее целей и выполнения
ею своей миссии.
Актуальность темы курсовой
работы проявляется
в том, что путь к эффективному
управлению человеком
лежит через понимание
его мотивации. Только
зная то, что движет
человеком, что побуждает
его к деятельности,
какие мотивы лежат
в основе его действий,
можно попытаться разработать
эффективную систему
форм и методов управления
человеком. Для этого
необходимо знать как
возникают или вызываются
те или иные мотивы,
как и какими способами,
мотивы могут быть приведены
в действие, как осуществляется
мотивирование людей.
Наиболее эффективно
это можно рассмотреть
на примере коллективной
деятельности людей
в организации, то есть
на примере мотивации
их трудовой деятельности
руководством организации.
1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА
МОТИВАЦИИ
В самом общем виде мотивация человека
к деятельности понимается
как совокупность движущих
сил, побуждающих человека
к осуществлению определенных
действий. Эти силы находятся
вне и внутри человека
и заставляют его осознанно
или же неосознанно
совершать некоторые
поступки. При этом связь
между отдельными силами
и действиями человека
опосредована очень
сложной системой взаимодействий,
в результате чего различные
люди могут совершенно
по-разному реагировать
на одинаковые воздействия
со стороны одинаковых
сил. Более того, поведение
человека, осуществляемые
им действия в свою очередь
также могут влиять
на его реакцию на воздействия,
в результате чего может
меняться как степень
влияния воздействия,
так и направленность
поведения, вызываемая
этим воздействием.
Принимая во внимание
сказанное, можно попытаться
дать более детализированное
определение мотивации (рис. 1).
Стимулы |
||||
|
||||
Мотивы человека |
Процесс мотивации |
Удовлетворение потребностей |
Рисунок 1 – Взаимосвязь
понятий мотивации
Мотивация — это совокупность
внутренних и внешних
движущих сил, которые
побуждают человека
к деятельности, задают
границы и формы деятельности
и придают этой деятельности
направленность, ориентированную
на достижение определенных
целей. Влияние мотивации
на поведение человека
зависит от множества
факторов, во многом
индивидуально может
меняться под воздействием
обратной связи со стороны
деятельности человека
и мотивов.
Мотив — это то, что вызывает
определенные действия
человека. Мотив находится
«внутри» человека,
имеет «персональный»
характер, зависит от
множества внешних и
внутренних по отношению
к человеку факторов,
а также от действия
других, возникающих
параллельно с ним мотивов.
Мотивы поддаются осознанию.
Человек может воздействовать
на свои мотивы, приглушая
их действие или даже
устраняя их из своей
мотивационной совокупности.
Поведение человека
обычно определяется
не одним мотивом, а
их совокупностью, в
которой мотивы могут
находиться в определенном
отношении друг к другу
по степени их воздействия
на поведение человека.
Поэтомумотивационная
структура человека
может рассматриваться
как основа осуществления
им определенных действии.
Мотивационная структура
человека обладает определенной
стабильностью. Однако
она может меняться,
в частности, сознательно
в процессе воспитания
человека, его образования.
Мотив не только побуждает
человека к действию,
но и определяет, что
надо сделать и как будет
осуществлено это действие.
В частности, если мотив
вызывает действия по
устранению потребности,
то у различных людей
эти действия могут
быть совершенно отличны,
даже если они испытывают
одинаковую потребность.
Потребности — это то,
что возникает и находится
внутри человека, что
достаточно общее для
разных людей, но в то
же время имеет определенное
индивидуальное проявление
у каждого человека.
Наконец, это то, от чего
человек стремится освободиться,
так как, пока потребность
существует, она дает
о себе знать и «требует»
своего устранения.
Люди по-разному могут
пытаться устранять
потребности, удовлетворять
их, подавлять или не
реагировать на них.
Потребности могут возникать
как осознанно, так и
неосознанно. При этом
не все потребности
осознаются и осознанно
устраняются. Если потребность
не устранена, то это
не предполагает, что
она устранена навсегда.
Большинство потребностей
периодически возобновляются,
хотя при этом они могут
менять форму своего
конкретного проявления,
а также степень настойчивости
и влияния на человека.
Большое значение в
удовлетворении потребностей
имеют стимулы. Широко
бытует мнение, что стимул
– это вознаграждение.
Это не совсем правильно,
т.к. слово происходит
от латинского stimulus
– буквально: остроконечная
палка, которой кололи
зверей и гладиаторов
на арене – имеет как
раз обратное значение
– принуждение. Поэтому
более правильно говорить,
что стимул – это побуждение
к действию или причина
поведения человека. Стимулы выполняют
роль рычагов воздействия
или носителей раздражения,
вызывающих действие
определенных мотивов.
В качестве стимулов
могут выступать отдельные
предметы, действия
других людей, обещания,
носители обязательств
и возможностей, предоставляемые
возможности и многое
другое, что может быть
предложено человеку
в компенсацию за его
действия или что он
желал бы получить в
результате определенных
действий. Человек реагирует
на многие стимулы не
обязательно сознательно.
На отдельные стимулы
его реакция даже может
не поддаваться сознательному
контролю.
Реакция на конкретные
стимулы не одинакова
у различных людей. Поэтому
сами по себе стимулы
не имеют абсолютного
значения или смысла,
если люди не реагируют
на них. Например, в условиях
развала денежной системы,
когда практически ничего
невозможно купить за
деньги, заработная
плата и денежные знаки
в целом теряют свою
роль стимулов и могут
быть очень ограниченно
использованы в управлении
людьми. Процесс использования
различных стимулов
для мотивирования людей
называется процессом
стимулирования. Стимулирование
имеет различные формы.
В практике управления
одной из самых распространенных
его форм является материальное
стимулирование. Роль
данного процесса стимулирования
исключительно велика.
Однако очень важно
учитывать ситуацию,
в которой материальное
стимулирование осуществляется,
и стараться избегать
преувеличения его возможностей,
так как человек имеет
очень сложную и не однозначную
систему потребностей,
интересов, приоритетов
и целей.
Стимулирование принципиально
отличается от мотивирования.
Суть этого отличия
состоит в том, что стимулирование
— это одно из средств,
с помощью которого
может осуществляться
мотивирование. При
этом, чем выше уровень
развития отношений
в организации, тем реже
в качестве средств
управления людьми применяется
стимулирование. Это
связано с тем, что воспитание
и обучение как один
из методов мотивирования
людей приводят к тому,
что члены организации
сами проявляют заинтересованное
участие в делах организации,
осуществляя необходимые
действия, не дожидаясь
или же вообще не получая
соответствующего стимулирующего
воздействия. Если посмотреть,
на что в деятельности
человека оказывает
воздействие мотивация,
то выяснится, что это
следующие характеристики
деятельности: усилие;
старание; настойчивость;
добросовестность; направленность.
Одна из характеристик
деятельности, на которую
влияет мотивация, состоит
в настойчивости продолжать
и развивать начатое
дело. Это очень важная
характеристика деятельности,
так как часто встречаются
люди, которые быстро
теряют интерес к начатому
делу. И даже если они
имели очень хорошие
результаты деятельности
в начале, потеря интереса
и отсутствие настойчивости
может привести к тому,
что они сократят усилия
и станут меньше стараться,
выполняя свою роль
на существенно более
низком уровне по сравнению
с их возможностями.
Отсутствие настойчивости
сказывается также негативно
на доведении дела до
конца. Работник может
выдвигать прекрасные
идеи и ничего не делать
для их выполнения, что
на практике будет оборачиваться
для организации упущенными
возможностями
Добросовестность при
исполнении работы,
означающая ответственное
осуществление работы,
с учетом всех необходимых
требований и регулирующих
норм, для многих работ
является важнейшим
условием их успешного
выполнения. Человек
может обладать хорошей
квалификацией и знанием,
быть способным и созидательным,
много работать. Но при
этом он может относиться
к своим обязанностям
спустя рукава, безответственно.
И это может сводить
на нет все положительные
результаты его деятельности.
Руководство организации
должно хорошо представлять
себе это и стараться
таким образом строить
систему мотивирования,
чтобы она развивала
у сотрудников эту характеристику
их поведения.
Направленность как
характеристика деятельности
человека указывает
на то, к чему он стремится,
осуществляя определенные
действия. Человек может
выполнять свою работу
потому, что она приносит
ему определенное удовлетворение (моральное
или материальное), а
может делать ее потому,
что он стремится помочь
своей организации добиться
ее целей. Для управления
очень важно знать направленность
действий человека,
однако не менее важно
также уметь, если надо,
с помощью мотивирования
ориентировать эти действия
в направлении определенных
целей.
Мотивация, рассматриваемая
как процесс, теоретически
может быть представлена
в виде шести следующих
одна за другой стадий.
Естественно, такое
рассмотрение процесса
носит достаточно условный
характер, так как в
реальной жизни нет
столь четкого разграничения
стадий и нет обособленных
процессов мотивации.
Однако для уяснения
того, как разворачивается
процесс мотивации,
какова его логика и
составные части, может
быть приемлема и полезна
ниже приводимая модель.
Первая стадия — возникновение потребностей.
Вторая стадия — поиск
путей устранения потребности.
Раз потребность возникла
и создает проблемы
для человека, то он
начинает искать возможности
устранить ее: удовлетворить,
подавить, не замечать.
Возникает необходимость
что-то сделать, что-то
предпринять.
Третья стадия — определение
целей (направления)
действия. Человек фиксирует,
что и какими средствами
он должен сделать, чего
добиться, что получить
для того, чтобы устранить
потребность. На данной
стадии происходит увязка
четырех моментов:
- что я должен получить,
чтобы устранить потребность;
- что я должен сделать,
чтобы получить то, что
желаю;
- в какой мере я могу
добиться того, чего
желаю;
- насколько то, что я
могу получить, может
устранить потребность.
Четвертая стадия — осуществление
действия. На этой стадии
человек затрачивает
усилия для того, чтобы
осуществить действия
которые, в конечном
счете, должны предоставить
ему возможность получения
чего-то, чтобы устранить
потребность. Так как
процесс работы оказывает
обратное влияние на
мотивацию, то здесь
может происходить корректировка
целей.
Пятая стадия — получение
вознаграждения за осуществление
действия. Проделав определенную
работу, человек либо
непосредственно получает
то, что он может использовать
для устранения потребности,
либо то, что он может
обменять на желаемый
для него объект. На
данной стадии выясняется
то, насколько выполнение
действий дало желаемый
результат. В зависимости
от этого происходит
либо ослабление, либо
сохранение, либо же
усиление мотивации
к действию.
Шестая стадия — устранение
потребности. В зависимости
от степени снятия напряжения,
вызываемого потребностью,
а также от того, вызывает
устранение потребности
ослабление или усиление
мотивации к деятельности,
человек либо прекращает
деятельность до возникновения
новой потребности,
либо продолжает искать
возможности и осуществлять
действия по устранению
потребности (рис. 2).
|
Рисунок 2 - Схема
мотивационного процесса
Знание логики процесса
мотивации не дает существенных
преимуществ в управлении
этим процессом. Можно
указать на несколько
факторов, которые усложняют
и делают неясным процесс
практического развертывания
мотивации. Важным фактором
являет очевидность
мотивов. Можно предполагать,
догадываться по поводу
того, какие мотивы действуют,
но в явном виде их «вычленить»
невозможно. Требуются
длительные и скрупулезные
наблюдения для того,
чтобы попытаться с
достаточной степенью
достоверности сказать
о том, какие мотивы
являются ведущими,
движущими в мотивационном
процессе человека.
Следующим важным фактором
является изменчивость
мотивационного процесса.
Характер мотивационного
процесса зависит от
того, какие потребности
инициируют его. Однако
сами потребности находятся
между собой в сложном
динамическом взаимодействии,
зачастую противореча
друг другу либо же,
наоборот, усиливая
действия отдельных
потребностей. При этом
составляющие этого
взаимодействия могут
меняться во времени,
изменяя направленность
и характер действия
мотивов. Поэтому даже
при самом глубоком
знании мотивационной
структуры человека,
мотивов его действия
могут возникать непредвиденные
изменения в поведении
человека и непредвиденная
реакция с его стороны
на мотивирующие воздействия.
Еще одним фактором,
делающим мотивационный
процесс каждого конкретного
человека уникальным
и не на сто процентов
предсказуемым, является
различие мотивационных
структур отдельных
людей, разная степень
влияния одинаковых
мотивов на различных
людей, различная степень
зависимости действия
одних мотивов от других.
У одних людей стремление
к достижению результата
может быть очень сильным,
у других же оно может
быть относительно слабым.
В этом случае данный
мотив будет по-разному
действовать на поведение
людей. Возможна и другая
ситуация: два человека
имеют одинаково сильный
мотив на достижение
результата. Но у одного
этот мотив доминирует
над всеми другими, и
он будет добиваться
результата любыми способами.
У другого же этот мотив
соизмерим по силе действия
с мотивом на соучастие
в совместных действиях.
В этом случае данный
человек будет вести
себя по-другому. Эффективность
управления в очень
большой степени зависит
от того, насколько успешно
осуществляется процесс
мотивирования.
Первоначальные теории
мотивации складывались
исходя из анализа исторического
опыта поведения людей
и применения простых
стимулов принуждения,
материального и морального
поощрения. Наиболее
известной и до сих пор
широко применяемой
является политика «кнута
и пряника». «Кнутом»
раньше чаще всего был
страх смертной казни
или изгнания из страны
за невыполнение указаний
царя, короля или князя,
а «пряником» выступало
богатство или родство
с правителем. Эта теория
мотивации широко использована
в сказках и преданиях
народов мира. Политика
«кнута и пряника» подкупает
простотой мотивов и
стимулов к достижению
поставленной цели,
кстати, не всегда четко
формулированной правителем.
Она предпочтительна
в экстремальных ситуациях,
когда цель четко обозначена (победить
врага, устранить аварию
и др.) и вряд ли пригодна
для выполнения сложных
проектов с большой
продолжительностью
и значительным числом
участников.
2. МОТИВАЦИЯ КАК СПОСОБ
ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Особенности формирования
мотивов труда персонала
Мотивация труда - это
стремление работника
удовлетворить свои
потребности (получить
определенные блага)
посредством трудовой
деятельности. В понятие мотива
труда входят: потребность, которую
хочет удовлетворить
работник; благо, способное
удовлетворить эту потребность; трудовое
действие, необходимое
для получения блага; цена -издержки
материального и морального
характера, связанные
с осуществлением трудового
действия. Мотивы труда
формируются, если:
- в распоряжении предприятия
имеется необходимый
набор благ, соответствующий
социально обусловленным
потребностям человека;
- для получения этих
благ необходимы трудовые
усилия работника;
- трудовая деятельность
позволяет работнику
получить эти блага
с меньшими материальными
и моральными издержками,
чем другие виды деятельности.
Мотивы труда можно
различать: по потребностям,
Можно выделить несколько групп
мотивов труда, образующих
в совокупности единую
систему. Это - мотивы
содержательности труда,
его общественной полезности,
статусные мотивы, связанные
с общественным признанием
плодотворности трудовой
деятельности, мотивы
получения материальных
благ, а также мотивы,
ориентированные на
определенную интенсивность
работы. Наиболее общими
формами мотивирования
работников я бы выделила:
1. Материальное стимулирование:
- заработная плата,
включающая основную (сдельную,
повременную, окладную)
плату и дополнительную (премии,
надбавки за профмастерство,
за тяжелые условия
труда, совместительство,
за работу в ночное время
и т.д.);
- бонусы - разовые выплаты
из прибыли организации
(вознаграждение, премия,
годовой, полугодовой,
новогодний бонусы,
связанные, со стажем
работы и размером получаемой
зарплаты, за заслуги,
выслугу лет, целевой);
- участие в акционерном
капитале - покупка акций
организации (в т.ч. по
льготным ценам) и получение
дивидендов, безвозмездное
получение акций;
- участие в прибылях ,
формирование поощрительного
фонда;
- планы дополнительных
выплат - связаны чаще
всего с работниками
сбытовых организаций
(структурных подразделений)
и стимулируют поиск
новых рынков сбыта,
путей максимизации
сбыта. К ним относят
подарки от организации,
субсидирование деловых
расходов, покрытие
личных расходов, косвенно
связанных с работой (деловых
командировок и т.п.).
- Оплата транспортных
расходов или обслуживание
собственным транспортом
- выделение средств
на оплату транспортных
расходов; на приобретение
транспорта. Предоставление
транспорта: с полным
обслуживанием (с водителем);
с частичным обслуживанием
лицам, связанным с частыми
разъездами, руководящему
персоналу;
- стипендиальные программы
- выделение средств
на покрытие расходов
на образование на стороне;
- программы обучения -
покрытие расходов на
организацию обучения,
переподготовку, повышение
квалификации
2. Условно-материальное
стимулирование:
- сберегательные фонды
- организация таких
фондов для работников
организации с выплатой
процента не ниже установленного
в Сбербанке РФ. Льготные
режимы накопления средств.
- организация питания
- выделение средств
на организацию питания
на предприятии, на выплату
субсидий на питание.
- продажа товаров, выпускаемых
организацией или получаемых
по бартеру.
- программы медицинского
обслуживания - организация
медицинского обслуживания
или заключение договоров
с медицинскими учреждениями,
выделение средств на
эти цели.
- программы жилищного
строительства - выделение
средств на собственное
строительство жилья
или на паевых условиях.
- программы воспитания
и обучения детей - выделение
средств на организацию
дошкольного и школьного
(в колледже) воспитания
детей, внуков сотрудников
организации; привилегированные
стипендии.
- гибкие социальные
выплаты - организации
устанавливают определенную
сумму на приобретение
необходимых льгот и
услуг. Работник, в пределах
установленных сумм,
имеет право самостоятельного
выбора льгот и услуг.
- страхование жизни
- за счет средств организации
страхование жизни работника
и за символическое
отчисление - членов
его семьи. Выплаты за
счет средств, удерживаемых
из доходов работника.
- ассоциации получения
кредитов - установка
льготных кредитов на
строительство жилья,
приобретение товаров
длительного пользования,
услуг.
3. Нематериальное стимулирование:
- стимулирование свободным
временем - регулирование
времени по занятости
путем предоставления
работнику за активную
и творческую работу
дополнительных выходных,
отпуска, возможности
выбора времени отпуска
и т.д.; путем организации
гибкого графика работы;
путем сокращения длительности
рабочего дня за счет
высокой производительности
труда.
- трудовое/организационное
стимулирование - регулирует
поведение работника
на основе изменения
чувства его удовлетворенности
работой и предполагает
наличие творческих
элементов в процессе
организации и в самом
характере его труда;
возможность участия
в управлении; продвижения
по службе в пределах
одной и той же должности;
творческие командировки.
- стимулирование, на
основе выражения общественного
признания - вручение
грамот, значков, вымпелов,
размещение фотографии
на Доске почета. В зарубежной
практике используются
почетные звания и награды,
публичные поощрения (избегают,
особенно это характерно
для Японии, публичных
выговоров). В США используется
для морального стимулирования
модель оценки по заслугам
Мотивация не исчерпывается
одним фактором. Мотивы
– это всегда комплекс.
В современной практике
принято определять
не менее трех-четырех
основных мотивирующих
факторов. Причем зачастую
мотивы связаны между
собой. И воздействие
лишь на один без учета
другого может оказаться
пустой тратой сил.
Материальная мотивация,
или попросту деньги,
– лишь один из нескольких
десятков наиболее часто
встречающихся мотивирующих
факторов. Притом не
самый эффективный.
К примеру, управление
такими мотивами, как
карьерный рост, статус,
слава, оценка, ясность
цели, может влиять на
энтузиазм работника
не меньше, чем высокая
зарплата и бонусы.
Большое значение для
формирования мотивов
труда имеет оценка
вероятности достижения
целей. Если получение
искомого блага не требует
особых личных усилий
либо это благо очень
трудно получить, т.е.
требуются сверхусилия,
то мотив труда чаще
всего не формируется.
И в том, и в другом случае
мотив труда формируется
только тогда, когда
трудовая деятельность
является если не единственным,
то основным условием
получения блага. Чем
большее число разнообразных
потребностей реализует
человек посредством
труда, чем многообразнее
доступные ему блага,
а также чем меньшую
цену по сравнению с
другими видами деятельности
ему приходится платить,
чем важнее роль труда
в его жизни, тем выше
его трудовая активность.
Сила мотива определяется
степенью актуальности
той или иной потребности
для работника. Чем насущнее
нужда в определенном
благе, чем сильнее стремление
его получить, тем активнее
действует работник. Особенностью
мотивов труда является
их направленность на
себя и на других, обусловленная
товарным производством.
Чем глубже разрыв между
тем, что работник отдает
обществу, и тем, что
получает взамен, тем
меньше для него значат
такие мотивы труда,
как долг перед обществом,
стремление приносить
своим трудом пользу
людям. Одновременно
в его сознании гипертрофируются
мотивы материального
вознаграждения за труд.
Эти процессы развиваются
наиболее сильно, когда
уровень оплаты работника
оказывается существенно
ниже стоимости необходимого
продукта.
Высокая интенсивность
труда может отпугивать
работников, если нет
достаточных условий
для восстановления
работоспособности.
Плохая организация
труда, неблагоприятные
санитарно-гигиенические
условия на производстве,
неразвитость социально-бытовой
сферы в ряде случаев
обусловливают такую
стратегию трудового
поведения, при которой
работник предпочитает
работать меньше, но
и меньше получать, так
как для него неприемлема
цена интенсивного труда.
Но возможна и иная ситуация,
когда работник для
поддержания определенного
уровня благосостояния
готов оплатить здоровьем
получение дополнительных
благ: надбавок и льгот,
связанных с условиями
труда, повышенной оплаты
за сверхурочные работы
и т.п. Тем более что
общество, устанавливая
такие льготы, санкционирует
подобную ситуацию.
Большое влияние на
снижение мотивационного
потенциала оказывает эффект
«профессионального
выгорания» - набор негативных
психических переживаний,
истощение от длительного
воздействия напряжения,
связанного с интенсивными
межличностными взаимодействиями,
сопровождающимися
повышенной эмоциональностью.
«Профессиональное
выгорание» наступает
при условиях, если работник:
оценивает свою работу
как незначительную;
не удовлетворен профессиональным
ростом; испытывает
недостаток самостоятельности;
испытывает ролевую
неопределенность вследствие
нечетких к нему требований;
испытывает перегрузку/недогрузку
и т.п. Следствием падения
значимости мотивов
труда становится